Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Театры Ставрополя

ТЕАТРЫ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ

Драматический театр «Колесо»
имени народного артиста России Г.Б. Дроздова

Муниципальное учреждение искусства городского округа Тольятти Драматический театр «Колесо» имени народного артиста России Г.Б. Дроздова
Летопись театра

Системное построение инфраструктуры художественного рынка не стало в России предметом специальных забот.

Это формирование происходит всегда инициативно, «снизу». В этой связи особое, может быть, даже гипертрофированное, значение приобретает личность, способности человека, решившего сделать определенную деятельность сферой приложения своих сил. Одна из таких профессий, связанных с личной инициативой, – театральный продюсер.

Осмысление театральной жизни городского округа Тольятти невозможна без истории создания Глебом Дроздовым в 1988 г. театра «Колесо», – первого в стране (тогда еще СССР) контрактного театра. Этот феномен, на наш взгляд, – обязательный элемент познания современного художественного процесса.

Театр «Колесо» вырос в Тольятти не на пустом месте, поэтому мы посчитали необходимым показать историю развития театрального искусства на примере сначала уездного, а затем города районного значения, а также проследить взаимосвязь элементов инфраструктуры театральной жизни города, роли и значения продюсера как фигуры творческо-организационной, соединяющей воедино интересы Артиста, Режиссера, Зрителя.

Город Тольятти
(до 1964 г. – Ставрополь-на-Волге)

Тольятти – современный, хорошо развитый промышленный город, выпускающий около 2 % всей российской продукции. Крупнейшие химические предприятия, Гидроэлектростанция, автомобильный завод; Государственный Университет, Академии, институты, колледжи и лицеи; 28 православных приходов и Воскресенский мужской монастырь; Драматический театр «Колесо» имени народного артиста РСФСР Глеба Дроздова, муниципальные театры – кукольный театр «Пилигрим» и Молодежный драматический театр, около тридцати театральных коллективов (от студийных до профессиональных); академический НИИ – Институт экологии Волжского бассейна – все это составляет гордость горожан.

История города ведет свое начало с 1737 г. В начале 50/х годов ХХ века Ставрополь-на-Волге (название города до 1964 г.) перенесен в связи со строительством ГЭС и образованием Саратовского и Куйбышевского водохранилищ. А в 1862 г. Н.П. Боголюбов в книге «Волга от Твери до Астрахани» описывал его так: «Ставрополь – уездный город Самарской губернии, находится в 76 верстах от Самары, 944 верстах от Москвы и 1617 верстах от Петербурга. Построен на левом берегу Волги, при протоке Куньей Воложки, к которой примыкает одною стороною, а с трех других окружен горами. Местоположение его ровное, почва песчаная. Суда подходят к нему только в разливы, по спаде же вод проход заслоняется мелью, и потому суда и пароходы останавливаются несколько ниже города, закрытаго с Волги лесистой местностью. В полуверсте от ручья Куньей Воложки есть остров, поросший лесом, в котором, по преданию, скрывались разбойники. Город в длину несколько более двух верст, а в ширину до 400 саженей, имеет фигуру продолговатого треугольника и делится на три части: на Ставропольскую крепость и слободы: Солдатскую и Купеческую. Он построен при императрице Анне Иоанновне в 1737 г. для крещенных Калмыков, пришедших сюда из низовий Волжской Орды с княжной их, Анной Ташиной или Танишной».

Современный город (более 700 тысяч жителей) находится практически в степной зоне, но его окружает прекрасный лес: корабельные сосны, кленовые аллеи, вековые дубы, прекрасные черемуховые насаждения.

В 1768 г. Самарская Лука почти вся пожалована в вечное и потомственное владение графу Орлову, где, в черте современного города, по его же приказанию и был организован лес. В «Настольной и дорожной книге для русских людей» (1901 г.) можно прочесть: «В XVII веке местность Самарской Луки была покрыта непроницаемыми лесами, о которых современныя сказания говорят, что «их измерять не можно для того, что по горам лес частник». Огражденная от степи широким потоком Волги, Лука представляла надежный приют для первых её переселенцев, состоявших из беглых со всех концов России…».

В Жигулях расположен памятник природы – национальный парк Самарская Лука. Здесь можно встретить обитателей тайги и степей, реликтовые растения. Древние горы Жигули - единственную прибрежную горную цепь на великой русской реке Волге длиной 75 километров – по праву называют жемчужиной России.

Театральная история
Ставрополя-на-Волге – Тольятти

В конце XVIII века в Ставрополе и окрестностях появляются первые крепостные театры. Помещик П.П. Тургенев (село Тургенево) и бригадир Н.Н. Дурасов (село Никольское-на-Черемшане) создают собственные крепостные театры, где в качестве актеров, режиссеров, художников выступают крепостные крестьяне. В репертуаре – бытовые комедийно-сатирические сценки, что вполне соответствует традициям народного театра. Элементы народного театра в Ставрополе XVIII/XIX вв. существовали также и в иной вариации – преимущественно в виде праздников, народных гуляний, традиционных обрядов.

Первые упоминания о ставропольском театре любителей встречаются в конце XIX – начале XX вв. в «Самарской газете». Любительский драматический театр Ставрополя не только «нес искусство массам», но и выполнял другую важную социальную функцию – занимался благотворительностью.

Так, в 1902 г. погорельцам села Бесовки переданы средства, собранные от спектаклей. Вырученные деньги также шли и на местные нужды – в пользу городской библиотеки, например. Постановки пользовались успехом у зрителей - сборы были полными. Цены на билеты невелики – от 3 до 50 рублей. В репертуаре – классика: сатирические комедии Гоголя, произведения Пушкина, Грибоедова, А. Островского, Чехова. Из имен первых ставропольских артистов сохранилось одно – И. Яблонская, сыгравшая в 1905 г. в спектакле «Юбилей» Чехова.

В зимнее время спектакли проходили на популярной театральной площадке – в курзале (открыт в 1898 г.). Особой привилегией в курзале пользовалась детская аудитория, которая могла бесплатно посмотреть спектакль на генеральной репетиции. Уже тогда оформилась традиция детских новогодних сказочных представлений к празднику Рождества – театр активно участвовал в традиционных детских елках.

В конце XIX - начале XX вв. в городе и окрестностях активно создаются кружки. Среди них: любительский драматический кружок при кумысолечебнице В. Борисова, ставропольский кружок любителей музыкальнодраматического искусства, любительский театр, любительский крестьянский театральный кружок в селе Никольское-на-Черемшане. Инициаторами их были люди «из интеллигенции», как правило, без специального образования. Так, кружок при кумысолечебнице В. Борисова организовал местный врач П.В. Петров, крестьянский театральный кружок в селе Никольское-на-Черемшане – местный ветеринар.

Если на начальном этапе своего развития любительский театр Ставрополя являлся преимущественно средством просвещения, «окультуривания» масс, то после Октября (революции 1917 г.) приоритеты изменились коренным образом. Теперь театр становится мощным идеологическим оружием, обладающим серьезными механизмами воздействия на сознание людей посредством чувственных, эмоциональных переживаний. «Театр как проводник новой советской идеологии в массы» – такова миссия театра в первые годы Октября. Театр становится инструментом государства, а поскольку задачи, стоящие перед Россией в это время, формулируются как «борьба с внешним и внутренним врагом», «преодоление голода, разрухи», «ликбез», то театр направляет свои усилия на их актуализацию и на пробуждение в массах патриотического революционного духа. «Из залов театр вышел в народ».

Работа в данном направлении активно ведется в столице, и уже оттуда осуществляется координация регионов. В революционном Петрограде режиссер Мейерхольд, поддержав В. Маяковского, провозгласил Театральный Октябрь. В сотни уездных городов проникают идеи «культурного преобразования России» – идеи Театрального Октября. «Театр» и «Октябрь» – два слова, которые теперь существуют «в спайке». Одно подчинено другому. Акция имела мгновенные последствия: по России прошла волна «театрализации», в регионах повсеместно создаются пролетарские театры – естественно, преимущественно любительского свойства.

В Ставрополе таким театром стал Театр имени товарища Ленина (1920 г.). В репертуаре театра – новые формы открыто публицистического, политического по содержанию искусства. В начале 20/х особенно популярна тема отказа от культурного наследия прошлого, отрицание принципа преемственности культурного развития. На театральные подмостки выходит новая сценическая культура пролетариата. В пьесах используются формы массового действа, возникшие в театральном искусстве в годы гражданской войны. Активно идет освоение материала новой действительности и выражения идей революции.

В послереволюционный период известные театральные коллективы в Ставрополе представлены любительским драматическим кружком в Ставрополе и советским городским театром, переименованный позднее в театр имени товарища Ленина (1918 - 1922 гг.).

Постановление уездного исполкома г. Ставрополя от 28 ноября 1918 г. гласит: «Считать необходимым в г. Ставрополе открытие театра. Поручить т. Курочкину, секретарю исполкома, таковой открыть, приспособив для этого лучший склад Малышкина, для чего отпустить на ремонт взаимообразно 3000 руб.». Театр имел актерские ставки, льготы и считался вполне профессиональным. В 1920 г. решено зав. ставропольским театром назначить т. Васильева, принять следующие штаты: кассир, 3 контролера, 1 буфетчик, 1 сторож, 1 курьер по сцене, 1 декоратор, 1 реквизитор, 2 рабочих по постановке декораций. В разное время в штате числились режиссер, парикмахер, суфлер. Актерские ставки были приняты на собрании любителей театрального искусства: актер 1 категории – 300 руб., 2 – 250, 3 – 200, 4 – 100 руб. за выход. Известно, что в театре была своя эмблема. При ее разработке был устроен конкурс, на который представили несколько десятков вариантов. В результате принята эмблема № 23 с гербом советской республики в верхней части с лучами, нисходящими на сцену, с греческой театральной маской в нижней части. Автору, художнику Левицкому, вручена премия в 1000 руб.
Среди документов, имеющих отношение к театру, встречаются и такие: постановление «по вопросу предоставления участвующим в спектакле чаю – предоставить на усмотрение театральной секцией». Постановление «Семечки» регулировало вопрос о театральной культуре зрителей (а возможно, и не только их): «запретить лущение семечек в здании театра, курение табаку в зале, прекратить шум, хулиганские выходки и хождение за кулисы». Неоднократное нарушение порядка наказывалось штрафом в 25 руб. или 7 днями тюрьмы. Штраф за курение – 300 руб. или 5 суток ареста. Вырученные от штрафования деньги поступали в Фонд Красной Армии или в Фонд питания детей.

В течение 1918 - 1922 гг. театр несколько раз закрывался по объективным обстоятельствам: голод, военные события, недостаток средств. Не спасли театр ни турне по уезду, ни старания актеров частным образом добыть средства для реквизита, декораций и прочих материальных потребностей сцены. В конце 1922 г. театр закрыт, труппа распущена, помещение театра сдано в аренду Бюро Союзов. Зав. театром бежал, растратив значительное количество театрального имущества. Некоторое время после официального закрытия постановки театра велись силами любителей. В результате «театр имени товарища Ленина» был воссоздан в любительском варианте. В плане просветительской работы уездного политпросвета за 1922 г. указывается о необходимости возобновления его деятельности на любительской основе.

В военные 40-е годы перед театром стоят две главные задачи: поддержание патриотического, героического духа – на примере героев пьес и поддержание человеческого духа – не сломленного, не смятого под натиском врага. В годы Великой Отечественной войны в Ставрополе действует Театральный коллектив Военного института иностранных языков Красной Армии. В репертуаре – сцены из балетов и опер. Особенно популярна классика. Так, жена профессора Таубе – балерина Нижинская – исполняла сюиту Сен-Санса «Умирающий лебедь». При театре организован джазовый оркестр под управлением Г. Изаксона. Другим известным театральным коллективом, действующим в городе в военные годы, был театральный коллектив Ставропольского зоотехникума. Спектакли ставили «на воздухе» – в Зеленом театре техникума, в основном на военную тематику («Шел солдат с фронта», например). Любимый актер россиян Владимир Этуш в это время тоже находился в Ставрополе.

В 50-е годы в Ставрополе начинают возрождаться традиции народного театра. Огромную работу в этом направлении проделал Ю. Клавдиев, который служил театру Ставрополя – Тольятти более 20 лет, до 70-х годов, вплоть до своей смерти.

Начинается новая спираль в жизни народного театра Ставрополя на базе местного ДК «Комсомольский» в 1951 г. Только через 10 лет театральный коллектив приобрел статус «народного театра», что являлось значительным событием в жизни молодого города.

Постепенно театр становится известным и за пределами города – в 1969 г. Куйбышевское телевидение создало программу, посвященную Тольяттинскому народному театру (газета «За коммунизм» от 14 августа 1969 г.).

При театре воспитываются «ученики»: с 1964 г. работает Молодежная студия. В студию принималась молодежь в возрасте от 16 до 20 лет. Студия имела свою сцену, зрительный зал, репетиционную комнату, костюмерную.

В 1979 г. на базе народного театра ДК «50 лет Октября» проходила творческая лаборатория режиссеров народных театров, в работе которой приняли участие режиссеры театра драмы М. Клавдиев и Т. Конина. Руководители мастерской, режиссеры М. и А. Шрайбер дали высокую оценку работы театрального комплекса. За 10 лет, с 1962 по 1972 годы поставлено 25 новых спектаклей, которые были сыграны в разных ДК, в селах всего около 500 раз.

В 1974 г. в театральной жизни города становится известным и популярным Камерный театр, который работал на базе народного театра ДК «50 лет Октября» (1974 – 1976 гг.) под руководством А. Берладина. Зрительный зал театра рассчитан на 115 мест. Театр назывался «экспериментальным». Спектаклям камерного театра дали высокую оценку участники творческой
лаборатории режиссеров театров Поволжья.

К 1981 г. на базе ДК «50 лет Октября» складывается театральный комплекс, который состоит из Народного драматического театра, Народного театра юного зрителя, а также коллективов/спутников: двух студенческих театров эстрадных миниатюр Тольяттинского политехнического института.

«Сегодня - международный день театра. Для миллионов советских людей театр стал не только школой жизни, искусства, но и любимым УВЛЕЧЕНИЕМ. Наряду с профессиональными коллективами действуют тысячи самодеятельных» (газета «За коммунизм» от 27 марта 1970 г.) – именно так можно охарактеризовать театральную жизнь Тольятти в 70-е – 80-е годы.

В 1969 г. в Тольятти открылся самодеятельный Народный театр оперетты при городском Доме культуры имени Ленинского комсомола. В первые годы своего существования театр постоянно менял режиссеров, что заметно отражалось на качестве постановок. В прессе театр представляется как гордость города, как яркая форма художественной самодеятельности рядовых горожан, как поле для творческой самореализации населения. В 1983 г. коллектив театра оперетты принял участие в телевизионной передаче «Народные коллективы – 60-летию СССР».

Таким образом, можно смело сказать, что и в последнюю треть XX века театр по-прежнему остается идеологическим инструментом, партийные органы участвуют во всех значимых мероприятиях театра. Причем, важным аспектами театральной деятельности являются демонстрация участия, сценарий, ритуал, форма.

При Дворце пионеров в 1970 г. организован Театр «Ровесник». Возглавил театр выпускник Московского государственного института культуры Михаил Борисович Козлов. А в 1972 г. в ДК ВАЗа открыт драматический театр «Ровесник» (режиссер – Наталья Сергеевна Ходова). Выпускники «Ровесника» стали актерами профессиональных театров: Т. Зиброва (Москва, театр Спесивцева), О. Калинина (Рязанский театр кукол), И. Федорова (Санкт/Петербург), А. Зиновьев (студент школы/студии МХАТ).

В 1973 г. на основании решения № 720 от 20.11.1973 г. Куйбышевского облисполкома и приказа № 86 от 21.12.1973 г. управления культуры в Тольятти открыт профессиональный Театр кукол. В 1992 г. зарегистрирован муниципальный театр кукол «Пилигрим».

В 1985 г. в городе открыт Молодежный театр «Секрет» ДК «Синтезкаучук».
Молодежный театр ДК «40 лет ВЛКСМ» создан в 1981 г., руководитель театра – Галина Петровна Швецова-Скрипинская. С 1985 г. театр получает название «Вариант».

В 1982 г. создан народный театр под руководством Ю. Тя-Сена. В 1985 г. народный театр под руководством Ю. Тя/Сена преобразован в государственный хозрасчетный театр. С 1989 г. театр называется «Эксперимент».

В 1992 г. театр под управлением Ю. Тя-Сена преобразован в профессиональный муниципальный ТЮЗ. В 2006 г. театр переименован в Молодежный драматический театр.

В 1993 г. открывается театральный центр «Белая ворона» (ул. Голосова, 20), который состоит из классов, студии и собственно театра (руководители: И. Миронова, Л. Дроганова – студия «Талисман», Т. Вдовиченко – молодежный театр «Дилижанс»).

Современное состояние
театрального дела в Тольятти

С ослаблением идеологического прессинга в конце 80/х годов и, в конечном счете, с распадом советской системы в начале 90/х, театр оказался в ситуации самовыживания. В этой связи множественные самодеятельные коллективы прекратили свое существование, наиболее сильные создали объединения («Белая ворона») или «выживали» в одиночку (спонсоры, самоокупаемость, партнеры). Муниципальными оставались только два театра – Театр кукол и «Колесо», которые в свою очередь также включились в освоение новой действительности и активной позиции в ней.

В конце 90-х интересна тенденция включения театра в социокультурную деятельность. Театр осваивает инструмент социокультурного проектирования. Используя инструменты искусства, театр участвует в решении острых социальных проблем современности. В репертуаре появляются спектакли на тему наркомании («Эксперимент», ТЮЗ). Театр расширяет партнерские связи – выходит на региональный, межрегиональный, международный уровень.

Особым явлением в театральной жизни города можно считать проявление «нового современного театра» (современное искусство, современные молодые драматурги, новые формы актуального искусства, эксперименты – вызывающие спектакли «на грани», философские спекуляции, жесткая актуализация проблематики человека в современном мире, человека, потерявшего себя, ищущего себя). У истоков этого движения в городе стоят театральные фестивали «Майские чтения» и «Театральный круг».

Условия создания
и принципы деятельности
государственного экспериментального
театра «Колесо»

Приказом № 87 от 22.03.1988 г. Министерства культуры РСФСР, решением № 416 от 16.12.1987 г. Куйбышевского облисполкома и решением № 452 от 04.12.1987 г. Тольяттинского горисполкома в городе открыт драматический театр, разместившийся в здании ДК «50 лет Октября». В Ярославской, Оренбургской, Томской, Минской областях было дано 183 спектакля. 18 декабря утвержден договор театра с городом, подписаны договоры о сотрудничестве с ВАЗом и КамАЗом. 15 декабря начал свою работу государственный экспериментальный театр «Колесо», дан спектакль по пьесе Э. Пашнева «Рождает птица птицу».

На основании постановления № 44 от 06.02.1992 г. главы администрации города и постановления Совмина РСФСР № 297 от 31.03.1991 г. проведена государственная регистрация театра и утвержден устав. В театре – 192 человека.

Проекты устава нового театра, договора между городом и творческим коллективом и контракта (в двух вариантах) были разработаны исследовательской группой ЛГИТМиК совместно с руководителями театра (главный режиссер – Г.Б. Дроздов, директор – А.А. Лернер), представителями города при участии работников министерства культуры и СТД РСФСР.

В Тольятти одним из первых в стране создавался театр на основе договора с городом, несмотря на то, что театр находился в непосредственном подчинении Управления культуры Куйбышевского облисполкома. Этот орган устанавливал театру плановые показатели, назначал руководителей, выделял дотации и т.д. Такое, достаточно сложное, построение управления театром – мера вынужденная. Подразумевалось, что после вступления в действие новых условий хозяйствования в театрах страны и появления возможностей формировать в местных бюджетах разных уровней фонды развития театрального, музыкального искусства и концертной деятельности, тольяттинский театр сможет выйти из областного подчинения. (Что, собственно, по иронии и случилось в 1999 г., когда театр из государственного экспериментального стал муниципальным.)

Форма контракта для «Колеса» разработана в двух вариантах: для артистов и для других работников. В контракте с артистом, кроме общих положений, предусматривается согласованное сторонами ограничение по количеству выступлений (в расчете на квартал), обязанность артиста поддерживать свою творческую форму, а театра – способствовать творческому росту артиста, занимать его в новых постановках. Введены также ограничения по занятости артиста на гастролях.

В области оплаты труда контракт никаких новшеств не предусматривает. При театре работает благотворительный фонд «Русская сцена», куда Дроздовым привлекаются средства различных организаций, частных лиц, в результате артисты получают в 2-3 раза больше, чем в других театрах.

Участником фонда может стать любой человек, не обязательно имеющий отношение к театральной деятельности.

По-иному обстоит дело с обеспечением артистов жильем. В контракте строго устанавливается, кто из членов семьи артиста обеспечивается проживанием в общежитии-гостинице. Большая часть стоимости проживания погашается за счет средств фонда творческо/производственного и социального развития. Контрактная форма отношений не предполагает возможность увольнения работника по собственному желанию – только по обоюдному желанию сторон. Форма контракта с другими сотрудниками в части социальных гарантий абсолютно идентична.

Для размещения театра «Колесо» городскими властями был предоставлен Дом культуры со зрительным залом 736 мест. Приспособление здания ДК под театр потребовало капитального ремонта и реконструкции здания, приобретения и монтажа специального оборудования, а также приобретения мебели. Общая сумма затрат на эти цели согласно утвержденной смете составила 650 тыс. руб.
Бюджет не располагал возможностями покрытия этих расходов, городские власти вышли на Совет директоров предприятий города с предложением выделить средства на эти цели. Наибольшую сумму внес ВАЗ – 295 тыс. руб. Власти города выделили 76 квартир под гостиницу, которая была полностью оборудована для постоянного жилья: мебель, холодильники, посуда, белье, телевизоры и т.д. (всего на 750 тыс. руб.).
С марта по декабрь театр находился на гастролях, а выручка от гастролей составила 222 тыс. руб. Уже на следующий, 1989 г., государством был определен объем дотаций – 250 тыс. руб.
В настоящее время театр, как сказано выше, – муниципальный. Объем дотаций – 12 млн. руб. Коллектив театра – 255 человек.

Театр «Колесо»
Театр основан 2 марта 1988 г. как «Государственный экспериментальный театр «Колесо» города Тольятти». Эксперимент заключался в том, что основателем театра, народным артистом РСФСФ, лауреатом Государственной премии РСФСФ Глебом Борисовичем Дроздовым совместно с кафедрой экономики Ленинградского государственного института театра и кино была разработана модель первого контрактного театра в нашей стране. Глеб Борисович Дроздов (27.11.1940 – 16.12.2000) – народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор, почетный гражданин города Тольятти, почетный гражданин города Форт-Уорд (штат Техас, США), основатель и художественный руководитель первого в СССР Государственного экспериментального драматического театра «Колесо».

Театру предоставлялась большая самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, что в дальнейшем было осуществлено многими государственными театрами России. А начиналось все в 1986 г., когда в апрельском номере журнала «Театральная жизнь» была опубликована статья Г.Б. Дроздова «О мечтах, которым пора сбываться». Дроздов в то время руководил старейшим театром страны – Ярославским театром имени Ф. Волкова. И мечтал создать театр единомышленников, театр людей, объединенных общей целью, единой верой и единой школой, а не только пропиской в данном городе. Брак по любви, а не по расчету.

Тогда же, в апреле 1986 г., Тольятти посетил М.С. Горбачев. На ВАЗе, в прессовом цехе, пожилая женщина подала ему записку, в которой карандашом было написано: «Посмотрите, как мы живем. Некуда сходить с детьми, нет театра, один кинотеатр – вот и все». Показательно, что написали не о транспорте и даже не о жилье. О театре! Душа человеческая устала биться меж бетонных коробок и требовала праздника. Горбачев эти требования понял. Были отданы соответствующие указания, и работа закипела.

Понадобился человек, который был бы способен как можно быстрее организовать на голом месте настоящий театр. Этим человеком и оказался Г.Б. Дроздов. У него уже был сформирован костяк труппы, т.е. группа профессиональных актеров, художников и других работников театра, готовых ехать за ним в неизвестное «завтра». Это были актеры Ярославского театра и его бывшие ученики, собравшиеся из разных городов Советского Союза.

Город, со своей стороны, брался обеспечить здание, жилье для актеров, материальную поддержку. Первый секретарь тольяттинского горкома С.И. Туркин, большой любитель и поклонник театра, нашел в себе силы понять и принять то, что казалось ему поначалу странным: контрактный театр, договор художественного руководителя с городом, название «Колесо» и многое другое. Понял, поверил – и оказался прав.

Никогда в Советском Союзе профессиональный театр не создавался в столь сжатые сроки: 2 марта 1988 г. подписан приказ министерства об открытии театра «Колесо» – 15 декабря 1988 г. поднят занавес в здании театра «Колесо». За 9 месяцев было сделано все: театр начал работать, имея в афише шесть названий, а за плечами шумные гастроли в Оренбурге, Минске, Витебске, Куйбышеве.
Театр сразу же стал успешным. Уже через пару лет газета «Культура» пишет: «Изо всех сил я пытался понять, в чем дело, в чем секрет успеха театра «Колесо»? Только потом дошло: с первого шага в этом театре зритель попадает в атмосферу долгожданного праздника и сразу принимает этот настрой, это приподнятое самочувствие, определенный уровень и тонус культуры» (А. Боголюбов).

«Десять лет назад он [Г. Дроздов] создал театр «Колесо» в городе, где раньше не было своего театра.

Как, впрочем, создал и зрителя, ничем не потакая его привычке к незамысловатому зрелищу. Не ориентируясь исключительно на кассовый успех. Не перепевая модные мотивы столичных подмостков. Просто взял за руку и повел по причудливой, властной орбите игры, где даже безнадежно скучные люди способны иногда забывать о себе» (Е. Пегова, «Новая газета», № 5 1998 г.).

«Актеры? Таких актеров, какие есть в труппе театра «Колесо», поискать бы иным театрам» (С. Беднов, «Экран и сцена» от 28 июля 1990 г.).

Для справки: в театрах Самарской области – шесть народных артистов России. И трое работают в театре «Колесо»: Е.И. Князев, Н.С. Дроздова, В.В. Дмитриев. Звания заслуженных артистов России удостоены актеры театра «Колесо» В. Г. Скорокосов и О. И. Самарцева.

Труппа «Колеса» по-прежнему состоит в основном из учеников Г.Б. Дроздова, окончивших Воронежский институт искусств, курс-студию ГИТИСа при театре «Колесо» и театральный факультет Волжского университета имени В.Н. Татищева, где теперь уже преподают его ученики.

Все эти годы театр жил полнокровной творческой жизнью. С успехом проходили гастроли в городах: Москва, Ленинград, Томск, Смоленск, Минск, Вильнюс, а также за рубежом – в Англии, Болгарии, Венгрии, Франции, Югославии, США.

В 2000 г., после смерти основателя театра Глеба Борисовича Дроздова театру присвоено его имя.

В 2002 – 2005 гг. главным режиссером театра был Анатолий Афанасьевич Морозов, создатель легендарного челябинского театра «Манекен», старший представитель известной в России режиссерской династии.

19/й театральный сезон был открыт сотой премьерой «Колеса» – спектаклем «Зыковы» (А.М. Горький) в постановке народного артиста СССР, лауреата государственных премий РСФСР и СССР Петра Монастырского.

За время существования театра «Колесо» поставлено 105 спектаклей, многие из которых стали яркими событиями театральной жизни города.

Но главное – их запомнили и полюбили зрители.

Вот всего несколько строк зрителей из книги отзывов, которая лежит в фойе театра.

«Дорогой наш театр! Спасибо тебе за то, что ты есть! Не будь тебя, как не впасть в отчаянье...» – и с этим трудно не согласиться.

«Спасибо вам большое за то, что доставляете людям радость, ведь сейчас это так важно. При такой злой жизни остаться хорошим человеком – это огромная ваша заслуга, и Вы навсегда в моем сердце».

Вернемся на 20 лет назад. В создании театра, кроме официальной, публично муссированной версии, есть другая, долгая время известная только узкому кругу. Ее освещение стало возможным только после краха советской системы и распада СССР.

С чего начинался театр
(в воспоминаниях Глеба Дроздова,
по материалам газеты «Тольяттинское обозрение»
от 25 января 1999 г.).

В Тольятти приехало 16 человек вместе с водителем – ярославские актеры и ученики Дроздова. Из них к 1999 г. остались Наталья Дроздова, Евгений Князев, Игорь Воробьев, Виктор Дмитриев. Театр открыт как театр первой категории. Руководители местных заводов выделили значительные средства на реконструкцию здания ДК «50 лет Октября», ремонт и переоборудование заняли всего 4 месяца.

Через год после открытия театра Дроздов открывает в Тольятти театральный факультет.

Бывший первый секретарь горкома Туркин был инициатором. Глубинный инициатор – это потребность. Какая-то рабочая с ВАЗа при встрече с Горбачевым в 1986 г. сказала: «Что за город, даже театра нет, детей сводить некуда». Вот от этого все и закрутилось. Дроздов тогда работал в Ярославле. «Мы в начале перестройки создали из лучших артистов Ярославского академического театра свой маленький театр – «Студия-87». Когда открылась студия, зрители перестали ходить в академический театр, в связи с чем областное руководство обратилось в министерство культуры с просьбой о переводе Дроздова, и здесь как раз – Тольятти. Меня пригласили в Тольятти. Многие местные руководители хотели создать «какойнибудь театр» – артисты пусть живут в общежитиях, здание театр пусть арендует».

Дроздов тогда, в 1988 г., выставил немыслимые по тем советским временам условия: главным было, чтоб театр работал на основе контракта между художником (в лице Дроздова) и советской властью в лице председателя горисполкома. «На совете директоров один очень уважаемый мной человек сказал: «Это что же, Вы хотите договор с советской властью?!» Я сказал: «Хочу». Потому что советская власть меня много раз обманывала, и я не хотел, чтобы она обманула меня в очередной раз».

Местные власти приняли все условия Дроздова: наличие гостиницы, чтоб актеры переехали в оборудованные квартиры, где будет все отлажено, вплоть до цветного телевизора, чтоб здание ДК было передано в ведение театра и др. Дроздов выдвинул действительно смелые требования: «Я один из лучших режиссеров страны и тогда был. Для меня ведь Тольятти, честно говоря, не уровень. Уровеньто я здесь делаю. Для меня никакой чести не было работать в Тольятти. За время всей своей карьеры я руководил только академическими театрами – Воронежским, Ярославским». В Тольятти Дроздова отправили «в ссылку» (как он сам говорит в интервью) – после двух серьезных скандалов с представителями власти (с первыми секретарями обкома в Воронеже и Ярославле) с занесением выговора в книжку; дважды Дроздова пытались исключить из партии (в которую, как он говорит, его «заставили вступить»).

Миссия
Г.Б. Дроздов: «…театры бывают разные. Есть театры – для себя, где артисты играют ради процесса игры (московский режиссер Васильев – ему зрители вообще не нужны). Есть экспериментальные театры, для эстетов, для гурманов. У нас театр направлен на зрителя… Театр адресован зрителю, нашей целью является, чтобы спектакль был интересен и интеллектуалу, и самой простой тете Нюше, чтобы каждый зритель находил свое... Мне интересно, когда зритель замирает по моей воле от сострадания или смеется над тем, что мне кажется смешным. Это прекрасная, высокая власть над зрителем». «Угадать зрительскую потребность – вот задача. Сегодня зрителю нужна надежда, какая-то радость. Он не хочет смотреть про болезни, потерю денег. Потому что он в этом живет каждый день. Он хочет чего-то светлого».

Статус
Г.Б. Дроздов: «Единственный театр в городе. Профессиональный театр, который имеет российский, международный имидж» (газета «Тольяттинское обозрение» от 25 января 1999 г.). «Большинство провинциальных театров гибнет от неумения жить в новых обстоятельствах – некогда славные театры Воронежский, Нижегородский академический… Московское театральное искусство растекается по периферии… А нам удается работать для зрителей, находить этого зрителя где угодно – от Тольятти и заканчивая Парижем. …Городские власти не очень понимают, не очень оценивают… Недостаточно оценивает театр пресса в России. Город выделяет минимальные средства – на содержание и косметический ремонт, а развитие театра (поездки за рубеж, выпуск дорогостоящих спектаклей) осуществляется благодаря усилиям Дроздова и труппы».

«Русское слово» в Париже пишет о «Колесе», что это истинно русский театр в противовес московским. В Америке актеров «Колеса» сравнивают с лучшими образцами – с Элизабет Тейлор, Аль Пачино. «Наш город мог бы более энергично откликаться на единственный и завоевавший в Европе позиции театр».

Театр ежегодно выпускает 5 премьер. Спонсорскую помощь постоянно оказывает «Куйбышевазот», какоето время помогал АвтоВАЗ, «Росэстбанк» (сначала)».

Позиция Г.Б. Дроздова в отношении любительских театров: «А зачем мне с ними общаться? Они – любители, мы – профессионалы. Я против любительского театра. Вернее, я за любительский театр, когда он остается любительским театром. Как способ досуга, развлечения, расширения своего духовного кругозора. Но я против профессионализации любительского театра – т.е. когда любители пишут «профессиональный театр». У профессионального театра другие требования, другие критерии, другой уровень. Это все равно что человек, умеющий сыграть «Подмосковные вечера» на виолончели, скажет: «Я – Ростропович». Потому что профессия драматического артиста, режиссера – это тяжелейший труд, требующий знаний... Мы живем одной жизнью, они – другой. Превращать любительский театр в профессиональный – вредно» (газета «Тольяттинское обозрение» от 22 сентября 1998 г.).

Гастроли
Поездки труппы в Америку и в Югославию спонсировали техасский миллиардер Холд Хикман и югославско-швейцарский бизнесмен Милан Роденкович.
В 1998 г. «Колесо» едет в Париж на фестиваль русской классики со спектаклем «Русские шутки о любви» по пьесам Чехова «Медведь» и «Предложение». Организаторы фестиваля – петербургский «Классик-центр» и французский режиссер и владелец театра Алексей Барсак.

Аншлагов в Париже не было – играли в зале на 70 мест, билет стоил около 20 долларов, публика состояла из русскоязычных парижан и французов, изучающих русский язык. За неделю театр 6 раз сыграл «Русские шутки о любви». После выступления А. Барсак сказал Дроздову: «Я не сумел так понять Чехова. Ваш спектакль – большой урок для меня» («Тольяттинское обозрение» от 26 октября 1998 г.). Лето 1999 г. – театральный фестиваль в Авиньоне (Франция), в июле – фестиваль в Ассизи (Италия).

2001 г. – участие в 4-ом русском театральном фестивале в Париже Театр принимал участие в театральных фестивалях в г. Техас (США); международном фестивале камерных спектаклей «Ламбушка» в г. Петрозаводске; фестивале, посвященном 175/летию со дня рождения А.Н. Островского (Москва); Всероссийском театральном фестивале «Пять вечеров» имени А. Володина; Русском театральном фестивале на Монмартре (Франция) и др.

Фестивали
В 1993 г. началась фестивальная традиция «Колеса». Театром «Колесо» был проведен первый международный театральный фестиваль итальянской драматургии. Шекспировский фестиваль имел огромный успех, но стал первым и последним.

Только с 2000 г. театр начинает проводить постоянные международные театральные фестивали на Волге, которых на сегодняшний день – уже шесть!
Тематика фестивалей различна, но их объединяет необходимость обмена новыми театральными впечатлениями. Символом театральных фестивалей «На Волге» стала вишневая ветвь – олицетворение женской красоты и женского начала в природе; дерево, приносящее цветы раньше, чем листья; «Вишневый сад» – жемчужина русской театральной школы. Сложилась и чудесная традиция – в день закрытия фестиваля высаживать вишневые деревья на берегу Волги и в сквере возле театра.

14 апреля 2000 г. был открыт фестиваль под девизом «С Россией в XXI век». В 2001 и 2003 гг. фестивальная тематика звучала просто, но вечно: «Он и Она». 2002 г. – вновь, после 1993 г., посвящение Шекспиру. Тема фестиваля – «Наш Шекспир».

С 10 по 17 апреля 2006 г. проходил V Международный театральный фестиваль «Театральный круг». С 2007 г. постоянное название фестиваля – Международный театральный фестиваль на Волге «Театральный круг».

Фестивальный репертуар был представлен самыми современными направлениями в развитии театрального искусства. Концепция фестиваля подразумевает открытость всем театральным течениям, поэтому были заявлены два направления – «Большой театральный круг» и «Малый театральный круг».

«Большой круг» – это спектакли, в большей степени опирающиеся на традицию русского репертуарного театра, традиции классической школы русского психологического театра, спектакли, поставленные для большой сцены, для самой широкой массовой аудитории. «Малый круг» представлял собой программу спектаклей экспериментальных, использующих инновационные театральные техники и технологии, спектаклей, ориентированных на поиски в области нового, современного театрального языка, новых форм театральной выразительности. Это спектакли камерные, для малой сцены и рассчитанные, прежде всего, на молодежную аудиторию.

VI международный фестиваль на Волге «Театральный круг» оказался уникальным: в течение одной недели (27 марта – 1 апреля 2007 г.) было показано 14 спектаклей на трех сценических площадках города. С успехом прошла III выставка театральных художников. Концепция VI международного фестиваля на Волге «Театральный круг» разработана в театре «Колесо» и имеет одну отличительную особенность: «Малый круг» 2007 г. представлен пьесами исключительно тольяттинских драматургов и носит название «Новая драма – Тольятти».

Фестивальная традиция прочно укрепилась на тольяттинской земле, что нашло широкое отражение в прессе.

16 декабря 2000 г. умер Глеб Дроздов (основатель, художественный руководитель и главный режиссер театра «Колесо»). В 2001 г. решением топонимической комиссии и комиссии по историко/культурному наследию театр «Колесо» переименован в театр имени народного артиста РСФСР Глеба Дроздова; на здании установлена памятная мемориальная доска.

На конкурсе «Окно в Россию» театр получил звание «Лучший театр 2000 года».

В настоящее время, когда театр «Колесо» является не по концепции, а по сути директорским, творческая жизнь театра не стоит на месте, два последних сезона – это 14 спектаклей и прекрасная, высокопрофессиональная труппа.

Ведется планомерная работа со зрителем: например, анкетирование, когда желающим заполнить анкету необходимо ответить на вопросы о том, что именно их привлекает в театре, какие спектакли им нравятся (классический или современный репертуар, традиционные или авангардные постановки). Кроме того, по итогам анкетирования можно будет выявить причи/ны, по которым тольяттинцы не посещают театр так часто, как им бы этого хотелось. Среди предлагаемых ответов – высокие цены на билеты, отсутствие свободного времени, иные интересы, позднее окончание спектаклей. 
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая является прежде всего совокупностью идеальных, духовных способов и результатов освоения и преобразования мира: природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек рефлексирует относительно его совершенных, идеальных форм: идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

В «Колесе» ведется проектная деятельность, которая относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Наиболее заметные проекты: «Театр Бунина», создание Музея театрального искусства города на базе театра «Колесо», активное участие в истории города (драматургия и постановка пьесы на местном историческом материале).

Заключение
Институт продюсерства в Тольятти сегодня выступает связующим звеном между театром прошлым и будущим. Продюсеры отчетливо понимают, что репертуарный театр – лучшая школа как для актеров, так и для режиссеров, сценографов, балетмейстеров, администраторов. Значит, продюсеру выгодно сохранение традиционного театра. И практики, и теоретики в области менеджмента исполнительских искусств успели понять, что противопоставления антрепризы и традиционного театра неправомерны. Описанная (она же первая!) попытка опыта российского продюсерства последнего десятилетия XX века не претендует на полноту осмысления явления. В частности, в стороне остался вопрос о художественных достоинствах созданных произведений. Но их зрительский успех, как правило, весьма впечатляющ.

Шумный ажиотаж вокруг «звездных» премьер – безусловно, феномен скорее социальный, чем художественный. Сопрягаясь с творчеством часто очень крупных художников, он становится явлением социально-культурным, свидетельствующим еще раз, что Продюсер держит за руки Художника и Публику, занимается их воссоединением, что само по себе уже является социальным оправданием профессии.

Использованные источники:
Город театральный. Архивный отдел мэрии г. Тольятти. - Тольятти, 1997.
Газеты «За коммунизм», «Гидростроитель», «Волжский автостроитель», «Тольяттинское обозрение», «Площадь свободы», «Веста» в период с 1959 по 2006 гг. // Библиотека и фонды Тольяттинского краеведческого музея (ТКМ) и архив театра «Колесо».
Буклеты «Международный театральный фестиваль на Волге». - Тольятти, 2000 - 2007 гг.
Малая энциклопедия г. Тольятти «Деятели науки и культуры». - Тольятти, 2001.
Ставрополь - Тольятти: культурно-историческая хроника дат и событий. - Тольятти: Центральная библиотека имени В.Н. Татищева, 2001.
Овсянников В.А. Ставрополь - Тольятти. Страницы истории.
Часть 2. - Тольятти, 1999.
Городская хроника (наработки Тольяттинского краеведческого музея).
Программки спектаклей театра «Колесо».
Выписки научного сотрудника Тольяттинского краеведческого музея Е. Трифоновой, в т.ч. архивные.
Наталья Леонидовна Долина,
заведующая литературной
частью театра «Колесо»
Фотограф А. Шохин

Содержание