Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Театры Ставрополя

ТЕАТРЫ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ

Немного истории

История развития
театрального дела
в Ставрополе -
Тольятти

В Симбирской губернии, куда в то время входил Ставропольский уезд, в XVIII веке, как отмечал Н. Евреинов, «особенно увлекались крепостными театрами». Это были «смешанные театры», в них ставились драмы, комедии, водевили, балетные дивертисменты и оперы. В губернии было несколько крепостных трупп. Три крепостные труппы имел бригадир Николай Алексеевич Дурасов, одну из них - в поместье Никольское-на-Черемшане. Для обучения актеров и музыкантов Дурасов в 1785 г. приглашал известных деятелей искусства того времени. Заволжская труппа существовала в течение долгого времени. Бригадир Дурасов истратил приданое своей жены Аграфены Ивановны на постройку дворцов в своих имениях Люблино и Никольское-на-Черемшане и содержание крепостных театров. Воспоминания о театре в Никольском оставил С.Т. Аксаков в книге «Детские годы Багровавнука». В 1799 г. во время поездки в Симбирское имение Чуфарово Аксаковы сделали остановку в Никольском. Судя по воспоминаниям С.Т. Аксакова, у Дурасова были струнно/духовой и роговой оркестры. Были у него и крепостные девушки-певицы, обученные пению в Москве. Дурасов имел один из лучших крепостных театров и оркестров.

Промышленник И.Б. Твердышев построил в Никольском-на-Черемшане Ставропольского уезда огромную усадьбу с каменными флигелями, манежем, с садом/парком и прекрасными оранжереями. Никольское было центром усадебной культуры. Из воспоминаний графа В.А. Соллогуба: «Дом в Никольском был огромный и построен на века – из кирпича и железа. Он состоял из главного корпуса и четырех флигелей по углам. Перед главным фасадом, обращенным к красивой реке Черемшану, располагался за железной решеткой цветник, без цветов. С другой стороны у противоположного фасада устроен был въезжий двор с окружающим его каменным забором. За забором тянулся на несколько десятин огромный сад-парк, разделяющий село на две половины. В саду находились значительные каменные теплицы, но зато не было ни веселой растительности, ни зеленых лужаек, ни вековых деревьев, ни живописных видов; сад был желтоватый, суровый, скучный, точно всегда отцветающий. Вот что было тому причиною. Николай Алексеевич Дурасов – человек весьма богатый и чрезвычайно хлебосольный. В Никольском в то время были еще другие затеи, свой доморощенный театр, своя доморощенная музыка. К Дурасову съезжалось дворянство трех губерний, и он устраивал пиры».

Описание театра в Никольском начала XIX столетия содержится в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Во время обеда 11-летний мальчик впервые наблюдал концерт крепостных артистов и был немало удивлен увиденным и услышанным: «Вдруг задняя стена залы зашевелилась, поднялась вверх, и гром музыки поразил мои уши! Передо мною открылось возвышение, на котором сидело множество людей, держащих в руках неизвестные мне инструменты. …Я был подавлен изумлением. Я превратился сам в статую и смотрел разиня рот и выпуча глаза, на эту кучу людей, то есть на оркестр, где все проворно двигали руками взад и вперед, дули ртами и откуда вылетали чудные восхитительные волшебные звуки, то как будто замиравшие, то превращавшиеся в рев бури и даже громовые удары. Музыка прекратилась. На возвышении показались две девицы в прекрасных белых платьях, все в завитых локонах; держа в руках какието листы бумаги, они подошли к самому краю возвышения, низко присели и принялись петь».

Владельцем одной из лучших трупп в Ставропольском уезде был А.Е. Столыпин. Алексей Емельянович Столыпин был ставропольским и пензенским помещиком. Он славился хлебосольством, держал крепостной театр, проданный позднее в казну. В Ставропольском уезде Алексею Емельяновичу принадлежало село Палицыно, которое перешло к его сыну Александру Алексеевичу. Крепостная труппа Столыпина состояла из драматических, оперных артистов, оркестра и хора. Спектакли в домовом театре ставились раз в неделю. В труппе было много талантливых артистов, но большей известности добилась Варенька Столыпинская – В.Б. Новикова. В 1806 г. труппа была продана за 32 тысячи рублей императорскому двору и положила начало московскому Малому театру. Алексей Емельянович «в театральном искусстве, – по образному выражению А.М. Тургенева, – не знал ни уха, ни рыла», однако его дочери «изволили сами занимать высокие амплуа в трагических пьесах». Наряду с ними «первые амплуа актрис занимали сенные девушки», солист Ганька, трагик Доронька. «Для обстановки пьес на сцене [имелась] целая фабрика коверная и самопрялок девок без малого сотня. Гардероб, костюмы для цариц и княжон в трагедиях перешивались из роброн боярышень; для костюмов актеров приказчика Еремеевича ежегодно на первой неделе поста посылали в Москву, где он на толкучем рынке скупал у торговок разные платья, приобретенные торговками за дешево у промотавшихся щегольков в сырную неделю». А.Х. Бенкендорф писал, что А.Е. Столыпин «нигде ничему не учился, о Мольере и Расине не слыхивал». Так что вопросов здесь пока больше, чем ответов.

Несомненный интерес представляет пикантная история о мимолетном увлечении молодого человека местной «оперной примадонной». Известно, что Александр Христофорович был большим поклонником прекрасного пола. Как заметил в своих воспоминаниях Э.И. Стогов, «кто знавал графа Бенкендорфа, тот знает, что граф не прочь от гурий». Особенно же его прельщали «жрицы Мельпомены». Находясь во Франции, он «похитил» у парижского театра и привез в Россию знаменитую трагическую актрису, мадемуазель Жорж – любовницу императора Наполеона. Вполне возможно, что ставропольской театральной «гурией», пленившей сердце столичного красавца/офицера, была В.Б. Новикова. Внимание, проявленное флигельадъютантом Его Императорского Величества, могло сулить крепостной артистке немало выгод… Короткая дневниковая запись А.Х. Бенкендорфа о единственном ставропольском развлечении, безусловно, является ценным источником, дополняющим и оживляющим наши представления о жизни местного благородного общества в начале XIX века, о тогдашних театральных «затеях» ставропольских помещиков. Кроме того, она неоспоримо свидетельствует о том, что знакомство Александра Христофоровича с нашим краем началось задолго до его вступления в должность главы III отделения Императорской канцелярии.

В Ставрополе были известны театральные труппы Василия Федоровича Ермолова, владевшего в Ставропольском уезде селами Шишово и Ермоловка, женатого на Ф.Д. Чертовой, и Е.В. Татищева, владевшего селом Тетюши в Симбирской губернии. Записным любителем театра был помещик Евграф Васильевич Татищев, труппа которого была в очень большой славе. Театральную «дисциплину» Татищев поставил образцово: провинившихся (главным образом в нетрезвости) актеров телесно наказывали тут же на сцене. В татищевском театре, по словам Александра Михайловича Тургенева, «камедь ломали превосходно», и театралы былых времен особенно восхищались пьесой «Нина, или Сумасшествие от любви», где героиня «была ростом немного поменее флангового гвардейского гренадера» и умела вскрикивать так, что зрительниц охватывала нервная дрожь от испуга. В 1806 г. Е.В. Татищев решил ликвидировать свой театр и продавал всю труппу в 74 человека актеров и музыкантов с семьями за 42 тысячи рублей. Покупателем явился Московский императорский театр, но он признал цену высокой, и Татищев получил за свою труппу лишь 32 тысячи.

Самым известным театральным критиком был писатель и ставропольский помещик Сергей Тимофеевич Аксаков, владевший селом Аксаково в Ставропольском уезде. Мир музыкального театра С.Т. Аксакову открыли комические оперы западноевропейских композиторов XVIII века, шедшие тогда на казанской сцене. Плоды театрального учения вскоре смогли увидеть родные Сергея Тимофеевича. Во время предуниверситетских вакаций он с наслаждением и не без успеха разыгрывал пьесы перед своим семейством. Университетские годы в Казани прошли уже целиком под знаком театра. С.Т. Аксаков становится постоянным посетителем спектаклей есиповской труппы. В Казани же состоялся его собственный дебют на сцене студенческого театра, положивший начало новой форме общения С.Т. Аксакова с драматическим искусством – общения не только зрительского, но и актерского, публичного. Активная театрально/критическая деятельность С.Т. Аксакова приходится на период с середины 1820/х до начала 1830/х годов.

В 1886 г. началась деятельность ставропольского любительского драматического кружка, которым руководил врач, действительный член общества врачей Самарской губернии, надворный советник Павел Васильевич Петров, член Самарского губернского общества любителей драматического искусства. В кумысолечебнице Арсения Ивановича Борисова П.В. Петров организовал любительский театральный кружок. Силами любителей были поставлены «Женитьба» Гоголя, «Через края» Тиханова, водевиль «Муж, жена и друг дома». В кружке участвовали Сергей Александрович Никольский, Ильинский, Ольга Владимировна Воронцова, Софья Гавриловна Шимановская. Кружок любителей музыкально-драматического искусства в 1886 г. дал несколько благотворительных спектаклей в пользу городской общественной библиотеки. В 1902 г. драматический кружок в общественном собрании представил на суд зрителей спектакли по пьесам А.П. Чехова и Евтихия Павловича Карпова «Вольная пташечка» в пользу погорельцев села Старая Бесовка. Интересно отметить, что драматург Карпов был женат на ставропольской мещанке, народнице Марии Степановне Карповой. В 1905 г. любители театра поставили и сыграли спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок».

В числе известных оперных певиц была дворянка Ставропольского уезда Дарья Глебова. В мае 1897 г. А.П. Чехов в своем дневнике писал: «Приходили в гости монахи из монастыря. Приезжала Даша Мусина-Пушкина, вдова инженера Глебова, убитого на охоте, она же Цикада. Много пела». Антон Павлович, чувствительный к красотам итальянского языка, к музыке, воспринимал само ее имя как музыку. Оно преследовало его. Она была для него больше чем певица. Она стала доказательством красоты и мировой гармонии, противостоящей суровым реальностям бытия, с которыми писателю приходилось иметь дело. Актриса Александринского театра, Дарья Михайловна Глебова, в девичестве Мусина-Пушкина, а по сцене Мусина, происходила из древнего графского рода, имевшего поместья в селах Заборовка и Жемковка Ставропольского уезда, принадлежавших ставропольскому помещику Ивану Алексеевичу Мусину/Пушкину, участнику Отечественной войны 1812 г. Он был сыном Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, видного государственного деятеля и первооткрывателя «Слова о полку Игореве».

Ивану Алексеевичу принадлежало село Верхне-Никульское под Мологой. Его сосед Николай Николаевич Глебов происходил из старинного боярского рода, его имение было в нескольких верстах от села Верхне-Никульского. 18 августа 1818 г. он скончался. Его сын Андрей Николаевич Глебов, подполковник, участник Отечественной войны 1812 г., службу проходил в армии Барклая-де-Толли. Отцу Дарьи Михайловны Михаилу Илларионовичу Мусину-Пушкину принадлежало имение в селе Никольском под Мологой. Глебовы и Мусины-Пушкины приобрели землю в Ставропольском и Симбирском уездах. И семьи вновь стали соседями по поместьям. В детстве Даша Мусина-Пушкина играла на маленькой скрипочке в дуэте с отцом перед гостями в их усадьбе. Здесь он поселился с женой, вернувшись из Парижа, где окончил Национальную консерваторию по классу скрипки. Кроме Дарьи Михайловны в семье было еще две девочки. Всех сестер природа щедро наградила музыкальными и артистическими способностями. Ольга Михайловна впоследствии стала известной скрипачкой. Артистическая карьера была уготована и Дарье Михайловне, обладавшей великолепным голосом. В 1890 г. Дарья Михайловна поступила в Петербургскую консерваторию по классу вокала, но через год покинула ее, выйдя замуж за соседа по имению Андрей Николаевича Глебова. В 1895 г. после гибели мужа во время императорской охоты она возвратилась в консерваторию, окончила ее и поступила на сцену Императорского Александринского театра.

Она выступала на сцене более 20 лет. Это была красивая, умная и образованная женщина. Ее многочисленные достоинства дополнял великолепный голос оперной певицы. Его тембр определяли как необыкновенно женственный, теплый, красивый, заключающий в себе чарующую выразительность. При абсолютной ровности звучания всех регистров ее голос обладал богатейшей гаммой тембральных оттенков. Дарья Михайловна была певицей редкой музыкальной одаренности, с безошибочным чувством музыкальной правды. Ее исполнение дышало сердечным теплом и непосредственностью выражения. Она исполняла в опере «Федра и Ипполит» по трагедии Еврипида партию Артемиды. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывалась в пении Дарьи Михайловны с предельной выразительностью и яркостью. Вокал певицы не имел «пустых нот». Каждый звук, каждый изгиб мелодии становился откровением, исполненным глубоких искренних эмоций и художественного смысла. Природа наградила Дарью Михайловну помимо необыкновенного голоса и тонкой музыкальности еще и самобытным, сильным актерским талантом, соединив, таким образом, в ее личности те три главных качества, единство которых и создает настоящего оперного артиста. Ее артистическое мастерство питала музыка и исключительная музыкальность певицы.

Музыкальная интонация, фраза диктовали ей все элементы сценического поведения, определяли темп, ритм, пластику и мимику. Поэтому ее персонажи были живыми. В них не было никакой «игры», условности, все было органично и естественно. Разгадка художественной убедительности и достоверности искусства Мусиной-Пушкиной крылась в тесном духовном родстве ее героинь с нею самой, с ее эмоциональным складом и мироощущением. В 1901 г. Дарья Михайловна вышла замуж за режиссера Юрия (Георгия) Эрастовича Озаровского (1869 - 1924).

В доме Мусиной-Пушкиной и Озаровского собирались известные люди - такие, как Мария Гавриловна Савина, более 40 лет прослужившая на сцене петербургского Александринского театра; Федор Иванович Шаляпин; Вера Федоровна Комиссаржевская, которая играла в спектаклях, поставленных Озаровским, а в 1896 г. была приглашена в Александринский театр, где приобрела известность искренностью, эмоциональностью, глубиной чувств; Айседора Дункан; юрист Анатолий Федорович Кони. В молодости Озаровский окончил трехгодичные драматические курсы при Императорском театральном училище. Он являлся актером и режиссером Александринского театра (1892 – 1915), педагогом и театроведом, коллекционером, руководителем драматической школы Поллак в Петербурге. Воспоминания Озаровского были опубликованы в журнале «Столица и усадьба» в 1914 г. Дарья Михайловна принимала деятельное участие в работе мужа. Ею были изданы несколько теоретических книг Озаровского, в частности, в цикле «Пьесы художественного репертуара и постановка их на сцене» - работы «Горе от ума», «Музыка живого слова: Основы русского художественного чтения. Пособие для чтецов, певцов, ораторов, педагогов». 23 апреля 1915 г. в Александринском театре состоялся бенефис Озаровского, который сыграл роль Таруданта в драме Кальдерона «Стойкий принц» в постановке В. Мейерхольда. Главное управление военно-учебных заведений направило Озаровского в Одессу для проведения первоначальных, установочных занятий, а потом их продолжил один из офицеров/воспитателей. Занимаясь с кадетами, Озаровский обучал их приемам выразительного чтения, умению держаться на сцене, прослушивал каждого ученика, давал советы.

В 1912 г. Мусина-Пушкина и Озаровский развелись. Третьим мужем Мусиной-Пушкиной стал писатель В.А. Апушкин. Дарья Михайловна покинула сцену и занялась преподавательской работой в Петроградской консерватории. Драматическая актриса, режиссер с разнообразным театральным опытом, Дарья Михайловна училась в Греции и во Франции, работала режиссером в оперной студии консерватории, поставила там оперу Глюка «Орфей». Ее муж Владимир Александрович Апушкин – автор книг «Русско-японская война 1904 – 1905», «Порт-Артурская эскадра накануне гибели», «Оборона крепости Ивангорода в 1914 - 1915».

Владимир Александрович родился в 1868 г. в Солигаличе Костромской губернии. Был журналистом, имел звание генералейтенанта. В марте 1917 г. был назначен начальником Главного военно-удного управления по избранию военной комиссии комитета Государственной думы. В декабре 1917 . состоялся один из первых вечеров, проводившихся после свержения самодержавия, который носил символичное название – «Вечер свободной поэзии», в котором Дарья Михайловна приняла участие с декламацией стихов. В 1931 г. Владимир Александрович был арестован и выслан в Вологду, где исчез бесследно. Дарья Михайловна поехала на поиски мужа, которые оказались тщетными. В Вологде она преподавала музыку в музыкальном училище, стойко перенося все невзгоды. Как профессор Ленинградской онсерватории, Дарья Михайловна ставила оперные спектакли с коллективом музыкального училища. Она и ее сестра, скрипачка, выпускница Петербургской консерватории Ольга Михайловна Блатова, с большими лишениями провели в Вологде четыре военных года и лишь после окончания войны вернулись в Ленинград.

По приезде в Вологду Дарья Михайловна вошла в число преподавателей музыкального техникума, вела сценическую подготовку и уроки вокала. Она сразу же заметила ряд талантливых студентов, способных участвовать в оперных спектаклях, и начала подготовку к постановкам опер. Ее энтузиазм, живость характера, личное обаяние, разносторонние знания привлекали к ней людей и способствовали успеху дела. За короткий срок были подготовлены и поставлены сцены из опер «Кармен», «Евгений Онегин», «Паяцы». В 1934-м уже состоялась премьера оперы Д. Перголези «Служанка-госпожа», в 1935-м исполнялась «Царская невеста», в 1936-м – «Русалка». Во всех оперных спектаклях участвовали студенты музыкального техникума: Н. Бахтенко, М. Голубева, А. Муромцева, Ф. Бараев, М. Васильев, слушатели вечерних курсов для взрослых и просто горожане-любители пения: братья Казенновы, Л. Алашеева, В. Добрякова, М. Воскресенская. Все постановки опер шли с участием хора и оркестра. Вологодские зрители проявляли необычайно высокий интерес к этой работе. Так, «Русалка» исполнялась при переполненном зале пять раз подряд, а потом была показана в Архангельске.

Заинтересованно отмечала все премьеры и областная газета. В рецензии на премьеру оперы Н. Римского/Корсакова «Царская невеста», в частности, отмечалось: «В опере занято шестьдесят человек. Дирижер И. Гинецинский добился того, что оркестр, немногочисленный по составу, дал не только отличное звучание, но великолепное понимание исполнения оперы. Особенно следовало отметить большую работу преподавателя оперного класса техникума профессора Ленинградской консерватории Д.М. Мусиной. Она своей постановкой показала, что студенты техникума, рабочие, колхозники, впервые выступающие на оперной сцене в большой вещи, могут дать образцы работы высокого качества». В рецензии на «Русалку» говорилось, что оперные спектакли музыкального техникума являются крупным событием художественной жизни Вологды.

В 1941 г. Дарья Михайловна продолжала свою работу по развитию теории Ф. Дельсарта, которая возникла в середине XIX в. Это было увлечение выразительностью и ритмом движений. Система Дельсарта охватывала, наряду с умением выразительно петь, владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики. Критерий выразительности Дельсарт видел в соответствии силы и скорости движений их эмоциональному содержанию. Свой метод овладения контролем над двигательным аппаратом он применял для обучения людей разных профессий: скульпторов, художников, врачей, священников, музыкантов, артистов. Дарья Михайловна продолжила идеи Ф. Дельсарта в своем искусстве. Она не отрицала классическую школу, но особое значение придавала идее всеобщего художественного воспитания через общедоступные занятия музыкой и вокалом. Она писала: «До смерти я должна сделать важные вещи, которые могу сделать только в Москве или Ленинграде. Я должна закончить и записать мои исследовательские работы по единству искусства на основе развитой мной теории выразительности Дельсарта». Она хотела переехать в Ленинград. За нее хлопотали многие известные артисты тех лет: А.В. Нежданова и Н.А. Обухова, О. Книппер-Чехова и В. Качалов. Но вернуться в Ленинград ей удалось лишь в 1946 г. В 1947 г. Дарья Михайловна скончалась.

Для первых послереволюционных лет истории театра были характерны новые формы агитационного, открыто публицистического, политического по содержанию искусства. В эти годы выдвигались идеи отказа от культурного наследия прошлого, отрицания принципа преемственности культурного развития. Предлагалась новая, порывающая с прошлым, сценическая культура пролетариата.

28 ноября 1918 г. Ставропольский уездный исполнительный комитет постановил открыть в городе советский городской театр, переименованный позднее в Театр имени Ленина. Именно на основе этих идей строилась в 1918 - 1922 гг. работа ставропольского театра имени товарища Ленина. Для пьес, поставленных на сцене театра, характерны возникшие в годы гражданской войны формы массового действа. Руководитель театра стремился к освоению материала новой действительности и выражению идей революции. Репертуар театра определял политотдел Ставропольского уисполкома. Работа пролетарского театра рассматривалась как «долженствующая художественными образами лучших произведений искусства поддерживать революционный энтузиазм масс». Программа увеселительных зрелищ утверждалась репертуарной комиссией, «дабы путем небрежного отношения к делу не отбить у масс стремления к театру и не компрометировать имени пролетарского театра».

В городе действовал клуб имени Я.М. Свердлова. Основатель городского театра Пантелеймон (Павел) Александрович Светлаев родился в 1895 г. в Петрограде в семье почтового служащего, работал старшим электриком на броненосном крейсере «Баян» Балтийского флота. В годы гражданской войны он стал бойцом отряда Волжской военной флотилии; в 1918 г. участвовал в Симбирской операции, в ходе которой получил ранение; в составе десанта Волжской флотилии освобождал от белочехов Ставрополь.

Неслучаен выбор пьесы для бенефиса Светлаева. Это была пьеса «Слава погибшему». 29 января 1920 г. Светлаев был назначен заведующим Ставропольским уездным отделом народного образования, по его инициативе в городе был создан театр имени товарища Ленина в системе театральной секции Политпросвета уездного отдела народного образования. 5 марта 1920 г. Светлаева избирают в члены уисполкома. С 25 марта 1920 г. третьим уездным съездом Советов Пантелеймон Александрович избран членом Ставропольского уездного исполкома и назначен заведующим отделом народного образования. Он был женат на ставропольской учительнице Нине Николаевне Кадо. 13 сентября 1920 г. Светлаев отозван в уездный комитет партии на партийную работу; со 2 октября 1920 г. занимал должность председателя комиссии по выселению буржуазии; 11 октября 1920 г. был переведен на работу в Самарский губком партии, позднее – в Москву. Умер Светлаев в возрасте 27 лет в Москве от испанки.

В августе 1920 г. труппа театра имени Ленина (зав. театральной секцией школьного подотдела – Михаил Иванович Коровин) в ходе «Недели крестьянина» выезжала в села Ставропольского уезда для оказания помощи культпросветам в постановке спектаклей. В январе – апреле 1921 г. театр дал 29 спектаклей. В репертуаре коллектива были разнообразные спектакли: «Предложение» А. Чехова, «Прежде скончались, потом повенчались» Д. Корецкого, «На дворе во флигеле» Е. Чирикова, «Вольная пташка» Е.П. Карпова, «Живые покойники» Лис-Коныч, «Слава погибшему» Г. Рамазанова, «Бой бабочек» Г. Зудермана, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Чужое добро впрок нейдет» А.А. Потехина, «Борьба за красный Урал» А. Родионова, «На жизненном пиру» В. Александрова, «Доля батрацкая» Ф.Т. Черепенина. В штате театра имени Ленина было 10 человек, в том числе зав. театральной секцией, зав. театром, режиссер, помощник режиссера. В августе в связи с голодом труппа была распущена. В июне 1922 г. заведующий уездным отделом народного образования Антон Величко имущество театра имени Ленина (зав. Сластенина) и «кинотеатра» продал с торгов. Помещение театра сдали в аренду Всеобучу, выручку направляли в пользу голодающих. Для театрального подотдела выделили инструктора театрального дела и создали кружок драматического искусства при клубе РКСМ.

В 1920-е годы драматические коллективы и театральные кружки создавались при сельских клубах, учетных заведениях, ставропольском народном доме.

26 ноября 1919 г. правление Ягодинского сельского клуба приняло решение о постановке силами драматической секции спектаклей «От нее все несчастья» и «Трагик поневоле» по пьесам А. Чехова. Председателем клуба избрали Надзорова. Выручка от постановки спектаклей в сумме 935 руб. пошла в пользу детей-сирот. Руководителей сельских клубов Ставропольского уезда обучали на курсах подготовки организаторов школ-клубов рабочих подростков в Самаре. В программе курсов были лекции по «театральному делу». 14 декабря 1922 г. газета «Жизнь деревни» сообщала: «В Хрящевке восстановили культурно/просветительный кружок при сельском народном доме. Поставлено два спектакля в пользу детей, больных туберкулезом».

Драматический коллектив ставропольского агропедтехникума в 1932 г. возглавил Петр Михайлович Феоктистов, сменивший преподавателя литературы Вестина. В 1932 г. при Ставропольском зоотехникуме создается театральный коллектив, силами которого в 1939 г. была поставлена пьеса В.П. Катаева «Шел солдат с фронта» о вернувшемся в родную украинскую деревню с фронта гражданской войны солдате Семене Котко. Спектакли шли в Зеленом театре парка имени Воровского, в здании народного дома и актовом зале техникума. 3 апреля 1935 г. драмкружок Кунеевского клуба поставил новый спектакль по пьесе А. Арбузова «Шестеро любимых», центральное действующее лицо которой – красное знамя, которое одна МТС должна отдать другой. Коллизия осложнена тем, что директоры соперничающих МТС – нежные супруги. А день передачи знамени – годовщина 20-летия их свадьбы. Как вздыхает героиня: «Муж меня любит, а знамя все-таки отбирает». Актриса сыграла свою главную героиню с точным чувством стиля и жанра постановки. Она скорее играет в женщину начальника МТС, с ее кожанкой, с подчеркнуто мужскими, размашистыми движениями, грубым командным голосом и трогательным женским страхом, что, мол, вот постарела, растолстела. Режиссер тонко почувствовал условность коллизий и характеров арбузовской пьесы, драматургические «поддавки», в которые он играет со зрителем. И эту «сказочность» интонации усилил и подчеркнул. Рисованный задник изображал анфиладу комнат, над сценой висел тканевый потолок, а в центре стояла футуристическая машина. Действие то и дело прерывалось песнями 30-х годов. Персонажи показывали друг другу модель Кремля. Заканчивался спектакль всеобщим примирением: под водруженным в центре красным знаменем соберутся все персонажи. А смешливая старушка-уборщица счастливо вздохнет: «Слава богу! С нами знамя».

5 декабря 1936 г. в память 100-летия со дня смерти А.С. Пушкина педагогический техникум провел пять вечеров с постановкой живых картин к поэме «Цыганы». Драмкружок первой средней школы поставил сцены из драмы «Борис Годунов» и «Скупой рыцарь». 17 января 1937 г. в районном доме культуры прошел вечер памяти А.П. Чехова. Драматический кружок школы поставил пьесы «Хористка» и «Ведьма». 29 января 1937 г. в ДК на вечере памяти Чехова драмкружок средней школы показал его пьесу «Предложение». На вечере памяти Пушкина студентка педтехникума Мучкина выступила в дуэте Лизы и Полины из «Пиковой дамы». В апреле во время посевной студенты показывали подготовленные ими постановки пьесы на полевых станах колхоза «12 лет Октября». Драмкружок районного дома культуры (руководитель – П.М. Прянишников, затем – Б.М. Носов) в июне показал несколько пьес Чехова на сцене клуба в селе Русская Борковка.

В 1941 – 1943 г. в Ставрополе дислоцировался Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯКА). В числе преподавателей института был профессор А.М. Таубе, вместе с ним в городе жила его жена балерина Бронислава Фоминична Нижинская, в прошлом – солистка Мариинского театра. В годы войны Нижинская вернулась в СССР из Америки, где имела свою балетную школу. В Ставрополе Нижинская танцевала на сцене клуба института в здании санатория «Лесное», на сценах Народного дома и районного Дома культуры «Умирающего лебедя» на музыку Камиля Сен-Санса. В феврале 1942 г. с инспекционной проверкой в Ставрополь в ВИИЯКА прибыл старший инспектор РККА по иностранным языкам генерал Алексей Алексеевич Игнатьев со своей женой, артисткой балета Натальей Владимировной Труфановой, которая танцевала в труппе А. Павловой. Труфанова выступила в Ставрополе перед преподавателями и адъюнктами института в «Лесном». В 1941 – 1944 гг. театральный кружок ставропольского дома культуры поставил спектакли «Русские люди» К. Симонова (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1942), «Фронт» А. Корнейчука.

В 1953 г. из старого города на новую строительную площадку был в числе ряда других зданий перенесен и районный дом культуры. В 1952 – 1959 гг. драматическим коллективом районного ДК руководили Владимир Тимофеевич Хижняк, Александр Куликов, Вячеслав Коваленко, Юлий Петрович Коробков, С.А. Ковалев, В.Ф. Трофимов. В 1950 – 1951 гг. драмкружок педучилища возглавляли Анна Евсеевна Водоватова, окончившая Бугурусланский госуниверситет, и Роза Сергеевна Вертий, выпускница филфака Саратовского госуниверситета. Ставились такие пьесы, как «Летний день» Ц. Солодаря, «Первые радости» (1950) и «Кирилл Извеков» (1951) по романам К. Федина.

Традиции народного театра в Ставрополе были возрождены режиссером Юрием Михайловичем Клавдиевым. В 1953 г. Юрий Михайлович возглавил театральный коллектив в ДК «40 лет ВЛКСМ» (в 1951 - 1953 гг. коллективом руководила Надежда Кирилловна Зябликова). Юрий (Георгий) Михайлович Клавдиев родился в 1915 г., окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, был актером по профессии (Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова). С 1935 г. руководил самодеятельностью. В марте 1938 г. был арестован по доносу. Его приговорили к 10 годам лагерей, год из которых он провел на Соловках. После освобождения Юрий Михайлович Клавдиев служил актером в Норильском театре драмы, где в ту пору после отбытия срока работали Г. Жженов, И. Смоктуновский. В 1953 г. семья Клавдиевых переехала в Ставрополь. Здесь Юрий Михайлович работал на автобазе в энергорайоне Левого берега Куйбышевгидростроя и в 1953 г. основал театральный коллектив в Доме культуры поселка Комсомольский. С 1963 по 1967 г. Ю.М. Клавдиев возглавлял народный театр в ДК Ленинского комсомола, а с 1967 по 1973 г. – в ДК «50 лет Октября».

Театральный коллектив (1953 - 1973 гг.) под руководством Клавдиева продолжил лучшие традиции русского театра, сложившиеся при соприкосновении с новой действительностью. Героем спектаклей театра стал современный человек, строитель, созидатель нового. Разнородна стилевая природа спектаклей Ю.М. Клавдиева. Это драмы Горького, комедии Шеридана, музыкальные спектакли местных композиторов. За первые десять лет театр поставил 15 спектаклей. В числе первых актеров театра – Н. Федотина, М. Николаева, Г.Т. Апресов, В.Н. Павлов, А.И. Горожанина, Н.Е. Горожанин, З.Г. Клайкина, А.И. Звякин, М.М. Авдяшин, В. Шестаков, А.А. Селезнева, Е. Киселева, Р. Кошкина (впоследствии – актриса Куйбышевского ТЮЗа). В 1957 г. увидели свет спектакли «Платон Кречет» по пьесе А.Е. Корнейчука, «Дуэнья» Р.Б. Шеридана, «Мещане» и «Васса Железнова» А.М. Горького, водевиль В. Белоусова «Первая встреча» на музыку Э. Флицлера (режиссер – Ю. Клавдиев). Коллективу присудили первое место в областном смотре театральных коллективов.

В 1961 г. Клавдиев поставил спектакли «Остров Афродиты» по пьесе греческого поэта Алексиса Парниса и «Машеньку» А.Н. Афиногенова. Постановки режиссера были отмечены пристальным вниманием к внутреннему миру человека, его характеру. Вот что писал по этому поводу Юрий Клавдиев: «Нас всех объединяет одно – стремление глубоко понять литературное произведение и замысел автора, полнее передать его зрителям. Не изменили мы этому правилу при подготовке «Королевского гамбита» белорусского драматурга Е. Василенка. Пьеса привлекла нас большой любовью к людям, заботой и даже тревогой об их судьбе. Были споры в процессе подготовки спектакля, ценными оказались советы автора. На премьере все неясные вопросы разрешились. Спектакль получил путевку в жизнь». Вот фрагмент рецензии на спектакль народного театра: «Сейчас коллектив народного театра работает над двумя постановками: «Славой» В. Гусева и пьесой В.М. Милявского «Тень над переулком». Ставропольцы хотят видеть свой коллектив в постоянном творческом росте, развитии. Но хочется напомнить, что театр существует не сам для себя, что он немыслим без зрителя. Коллективу театра надо возобновлять уже созданные постановки, добиваться, чтобы они становились достоянием тысяч и тысяч ставропольцев».

В 1962 г. театральный коллектив Клавдиева начинает работу на новой сценической площадке в ДК Ленинского комсомола «Промстроя-2» КГС.

Директором театра назначается Михаил Андреевич Покидов (позднее - директор ДК «50 лет Октября»), заведующим постановочной частью - Михаил Сергеевич Садовников, который родился в 1939 г., окончил Пензенское художественное училище, работал на заводе СК, художником-постановщиком в профессиональном театре в 1955 - 1967 гг., в 1967 г. пришел в народный театр. В коллективе театра было 28 актеров. Первый спектакль театра, «Последние» А.М. Горького, за первый год был сыгран 19З раза. За первые 8 лет существования театра было поставлено 17 новых спектаклей.
Приказом № 971 от 3 сентября 1962 г. Министерства культуры РСФСР театру присвоено звание «народный».

Театральный сезон 1963 г. открылся спектаклем по пьесе И. Эвальд «Отважное сердце» (режиссер – В. Седов). Строки из рецензии на спектакль: «Остро драматическая ситуация. Большевичке Зое Кузнецовой грозит смерть от руки белогвардейцев. Но ее спасает комсомолка Люда Варенцова. Надев одежду Зои, она, обманув тюремщиков, идет вместо нее на казнь. Другие действующие лица: надзирательница Матрена Саввична, беспутная Сонька Лещик из ночного «шалмана», неграмотная деревенская Агаша Кобзева - все они тоже причастны к судьбе революционерки. Несмотря на пытки, Зоя молчит, не выдает товарищей по революционной борьбе.

Актрисе удались многие сцены. В комсомолке Люде много чувства, страсти, непосредственность молодости. Но для зрителя ее решение совершить подвиг несколько неожиданно, психологически не мотивировано в предыдущих сценах. Есть лишь неопределенное желание сделать что-то полезное для революции. Большой сценический опыт помог исполнительнице роли создать колоритный отталкивающий образ надзирательницы Матрены. Стремление актрисы, игравшей Соньку, выпячивать жаргонные словечки, «манеры» – все это играло на образ. Весь спектакль шел в хорошем ритме. В этом была заслуга режиссера, много поработавшего над постановкой. Игра самодеятельных артистов, не лишенная недостатков, заставляла зрителей поверить в реальность происшедшего на сцене. Покидая зрительный зал, пожилые женщины утирали слезы».

В 1964 г. по инициативе Ю.М. Клавдиева при народном театре создается молодежная студия, в которую принимают молодежь в возрасте от 16 до 20 лет. Студия имела свою сцену, зал на 800 мест, репетиционную комнату, костюмерную. В 1965 г. коллектив театра принял участие в зональном смотре театров Российской Федерации со спектаклем по пьесе К. Симонова «Так и будет». В городском отделе культуры впервые был заслушан отчет Совета театра, в который входили Ю.М. Клавдиев, Сушинцев, Гусев. К 1966 г. в составе труппы было 24 актера, поставлено 42 спектакля, в том числе «Белоснежка и семь гномов» П. Устинова, «Внук короля» Л.Р. Шейнина, «От имени любви» Л.Н. Андреева, «Нашествие» Л. Леонова, «Последние» А.М. Горького, «Чти отца своего», «Гордячка» Т. Ян. В число ведущие актеров труппы входили: А.В. Никитин/Ильин, В.Е. Колодко, Е.Х. Киселева, М.И. Николаева, А.Н. Васильева, Е.А. Меркулова, А.Ф. Розов.

Юбилейный 1967 г. ознаменовался постановками спектаклей «Дама-невидимка» Кальдерона де ла Барка, «Аленький цветочек» Л. Браусевича, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Так и будет» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова. Строки из рецензии на спектакль «Платон Кречет»: «Постановка спектакля явилась удачей коллектива. С большим подъемом исполняли роли Лиды - возлюбленной Платона Кречета, Береста, председателя райисполкома. Мы видим Береста спокойного, твердого в своих решениях, его интересует все, что относится к деятельности людей, он непоколебимо верит в силу человеческого разума. Обаятельный образ врача/хирурга, бывшего паровозного машиниста, создал ведущий актер театра. Запоминается сцена, в которой самоуверенный Аркадий, думающий лишь о собственной карьере, заставляет старого врача Бублика подписать клеветническое письмо. Кажется, сыграй последний в этом месте немного слабее, и зритель не смог бы узнать истинные чувства и мысли Аркадия. Самодеятельные артисты под руководством режиссера смогли полностью раскрыть перед зрителем тему и идею произведения. В целом же коллектив под руководством режиссера сумел раскрыть зрителям волнующую повесть о врачах».

Театру в сентябре 1967 г. исполнилось 5 лет. Прошли юбилейный вечер, две творческие встречи. В 1967 г. Ю.М. Клавдиев поставил спектакль «Егор Булычев и другие» А.М. Горького. Спектакль был показан на сцене Куйбышевского драмтеатра. На базе спектакля прошла режиссерская лаборатория, где он получил высокую оценку критики. Артист народного театра дипломник ЦДНТ Никитин/Ильин с большим лирическим проникновением и психологической тонкостью поставил спектакль «Машенька» по пьесе А. Афиногенова. В молодежную студию при народном театре принято 28 человек, первый год обучение вел Ю.М. Клавдиев, второй - В.Г. Резвый. Молодые актеры сыграли учебный спектакль «Два цвета» по пьесе А.Г. Зака и А. Кузнецова. В 1967 г. коллектив показал спектакли «Дама-невидимка» Кальдерона де ла Барка, «Аленький цветочек» Л. Браусевича, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Так и будет» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова.

100-летию Ленина коллектив посвятил спектакль «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева. К 1971 г. было поставлено 14 спектаклей, которые посмотрели 7300 зрителей. К 10/летнему юбилею театра вышел в свет спектакль «Отелло» У. Шекспира, к 50/летию образования СССР – пьеса Р. Каугвера «Свой остров». Молодежная студия подготовила спектакль «20 лет спустя» по пьесе М. Светлова. В 1972 г. народный театр участвовал во Всесоюзном смотре/конкурсе театральных коллективов Российской Федерации и был награжден дипломом ВДНХ, бронзовой медалью, почетными грамотами.

В 1973 г. режиссером Ю.М. Клавдиевым были поставлены пьесы «Звоните, приезжайте» В. Аксенова, «Затейник» В. Розова, «Маленький шарманщик» П. Устинова, «Поворот» Л. Франко, «Мой бедный Марат» А.Н. Арбузова, «Бедность не порок» А.Н. Островского.

В числе 30 актеров труппы - Б. Силин, Козлов, Н. Герасимов, В. Шошин, В. Даньшина, Т. Козлова, С. Любимцев, В. Тюрин, Л. Борисова, Т. Велицкая, Е. Бурмацкая, Е. Жаворонков, Т. Мельникова, В. Пахоменко, В. Лиходиевский, Ю. Клавдиев, В. Купцова, В. Краснов, Е. Кочетова, Л. Орлова, О. Котова, Е. Бурмацкая. Звания «артист народного театра» удостоены А. Никитин/Ильин, В. Колодко, С. Патрушева, П. Степанов, Е. Акулиничева, И. Соколова, А. Уханов, Е. Меркулова Р. Рахматулина, В. Андреенко. Режиссер театра - Виктор Колодко, художник и зав. постановочной частью - М.С. Садовников, ассистент режиссера - Е. Жаворонков.

В 1973 г. театр возглавил Анатолий Берладин. При театре продолжала работу молодежная драматическая студия из 30 человек. В 1974 г. при театре был открыт драматический кружок под руководством Н.Е. Фоминых. В 1978 г. Тольяттинский горисполком утвердил уставы народного драматического театра и молодежной студии, которые дали 250 концертов и спекСпектакль «Бедность не порок» народного театра таклей. В 1979 г. на базе народного театра ДК «50 лет Октября» проходила творческая лаборатория режиссеров народных театров, в работе которой приняли участие режиссеры театра драмы М.Ю. Клавдиев и Т.И. Конина. Руководители мастерской режиссеры М. и А. Шрайбер дали высокую оценку работы театрального комплекса. Отзыв З. Колобаевой об актерской работе Ю.М. Клавдиева в спектакле по пьесе «Чти отца своего» В. Лаврентьева: «Ю.М. Клавдиев, постановщик и исполнитель главной роли, выразительно представил своего героя. Трофим Кичигин - рабочий человек с добродушной прямотой, щедростью и жизнелюбием. Артист создал убедительный социальный портрет рабочего старшего поколения».

После смерти Ю.М. Клавдиева традиции театра были продолжены его сыном Михаилом Клавдиевым, поставившим спектакли «Синие кони на красной траве» по пьесе М. Шатрова и «Маленький принц» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери. Сейчас театральные традиции семьи Клавдиевых продолжает его внук Юрий Клавдиев. В московских театрах поставлены его пьесы: «Собиратель пуль» - в театре «Практика»; «Пойдем, нас ждет машина» – в Центре современной драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина; «Я, пулеметчик» - в Центре Казанцева-Рощина; «Заполярная правда» - в «Театр. Doc»; «Анна» - в Русском театре, Эстония.

В 1981 г. в театральный комплекс при ДК «50 лет Октября» влились народный театр юного зрителя, коллективы-спутники – два студенческих театра эстрадных миниатюр ТПИ. В 1982 г. театр и молодежная студия «Парус» отметили свое 20/летие. Зрители увидели спектакль-мюзикл «И еще раз о Красной Шапочке» Ш. Перро, спектакль «Остановите Малахова» В. Аграновского. Образцовый ТЮЗ поставил спектакли «Кошкин дом» и «Каляка-маляка» С. Маршака.

К 1985 г. относится создание театра-студии «Эксперимент» под руководством Юрия Алексеевича Тя-Сена (позднее – профессиональный муниципальный театр юного зрителя). В театре были поставлены спектакли: «Женитьба» Н. Гоголя, «Самоотверженный заяц» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Нищий» В. Катаева, «Пробуждение» С. Чуханцева, «Охота на крыс» П. Туррини.

Работа театра получила высокую оценку на театральной республиканской конференции в Москве. Главным режиссером театра стал Ю.А. Тя-Сен. В 1985 г. народный театр под руководством Ю.А. Тя-Сена был преобразован в государственный хозрасчетный театр, а в 1988 г. выделился как самостоятельный театр-студия «Эксперимент». В состав «Эксперимента» вошли народный любительский театр, образцовый ТЮЗ, подготовительная группа ТЮЗа. Оба народных коллектива - лауреаты-победители областного фестиваля Всероссийского народного творчества. На их базе прошел семинар любительских театров Поволжья. Успешными были гастроли театров по Крыму в 1989 г. В 1991 г. театр-студия «Эксперимент» принял участие в III Всесоюзном фестивале народного творчества и был преобразован в профессиональный муниципальный ТЮЗ. Руководство театра предложило городу участие в федеральных программах «Дети России» и «Духовное возрождение России средствами музыкального и театрального искусства».

В 1955 г. в ДК «Гидростроитель» Куйбышевгидростроя Анатолий Иванович Голубков создает драматический коллектив. В июле того же года к десятилетней годовщине победы в Великой Отечественной войне были подведены итоги конкурса на лучшее литературное произведение по строительному управлению «Куйбышевгидрострой». Первое место присуждено Александру Дмитриевичу Лончинскому за пьесу «На переднем крае», на основе которой драматическим коллективом был поставлен и показан зрителю в День Победы спектакль. В 1961 г. тем же коллективом поставлены музыкальный спектакль по пьесе известного греческого поэта А. Парниса «Остров Афродиты» на музыку Д.А. Осиновского и спектакль «Машенька» А. Афиногенова (1941), поднимающий социально-философские и нравственные проблемы. К 1969 г. коллектив вырос, в нем играло 18 актеров-любителей. Театр показал строителям «Куйбышевгидростроя» и жителям Портпоселка спектакли по пьесам И. Штока «Божественная комедия», М. Смирнова «По седьмое включительно».

В 1957 г. в ДК «Гидростроитель» был образован первый в Ставрополе ТЮЗ под руководством заведующей детским сектором ДК А.Н. Пешковой, сыгравший премьеру спектакля «Приключения Чиполлино» по пьесе Дж. Родари. В 1970 г. ТЮЗ поставил музыкальную сказку в двух частях Е. Борисовой «Тайна черного озера». В 1976 г. ТЮЗ, который вырос до 74 человек, возглавил Юрий Михайлович Шибаев. Детский театр кукол «Гидростроителя» в юбилейном году дал 30 представлений в школах города.

В октябре 1974 г. на базе народного театра ДК «50 лет Октября» открылся камерный театр по инициативе Анатолия Анатольевича Берладина.

Экспериментальный камерный театр стал ярким явлением в истории города. Вот что Анатолий Берладин рассказал о театре в своем интервью: «Наш театр - камерный, небольшой, для небольшого числа зрителей. Это предполагает особые, более тесные отношения между артистами и зрителями. Мы хотим вести с ними доверительный разговор. Вот почему в нашем театре сцена расположена в центре зала, и каждый находится очень близко от нее - самый последний ряд удален не больше чем на пять метров. Весь облик театра располагает людей к общению, к разговору до и после спектакля, к встречам с его участниками. Для этого предназначены три чайные комнаты. В театре два зрительных зала - на 114 и на 200 мест. В выставочном зале представлены работы местных художников, умельцев. Начинаются спектакли по призыву старинного колокола».

В первый год работы театр показал зрителю новые спектакли: «Свадьбу» М. Зощенко, «Историю с метранпажем» А. Вампилова, «Выбор» А. Арбузова. Спектакли Берладина ярко зрелищны, публицистически заострены. Как творцу, Берладину были свойственны стремление к выразительности, законченности сценической формы, к гармоническому сочетанию предельной конкретности в раскрытии психологии человека с широтой идейных обобщений. Спектаклям камерного театра дали высокую оценку участники творческой лаборатории режиссеров театров Поволжья. Поставлены спектакли: «Маленький шарманщик» Л. Устинова, «Затейник» В. Розова, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Старший сын» А. Вампилова, «Свадьба» М. Зощенко. Выпускник театрального училища имени Щукина В.Е. Колодко создал спектакль «Поворот» по пьесе Л. Франка. В 1975 г. камерным театром зрителю были показаны спектакли «А зори здесь тихие» А. Васильева, «Свадьба» М. Зощенко, «История с метранпажем» А. Вампилова, «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона. В 1977 г. камерный экспериментальный театр завершил свою работу. Анатолий Берладин уехал в Тамбов, снимался в кино, играл в местном театре драмы, вскоре скончался от тяжелой болезни.

Открытие в 1973 г. первого профессионального театра кукол стало значительным событием в культурной жизни города. Театр кукол был открыт по инициативе и при непосредственном участии Романа Борисовича Ренца (1922 – 1985), народного артиста РФ, главного режиссера Куйбышевского театра кукол. Роман Борисович пригласил из Омского театра кукол Савелия Романовича и Зинаиду Ураловых, из Оренбургского театра кукол - актеров Н. Никулину, Н. Вакс, Ю. Твердышева, Л. Дементьеву и Т. Гипикову, из Саратова - В. Афанасьеву; из Куйбышева в Тольятти приехали главный художник В. Хохлов и конструктор кукол П. Нилов, из Новокуйбышевска - портниха Г. Яковлева.

Самым ярким работам театра были присущи отражение характерных черт человека в их наиболее типичном проявлении, образная нарицательность, убедительность иносказания, предметность сценической гиперболы. 25 октября 1973 г. состоялось открытие театра премьерой спектакля «Ты для меня» Г. Сапгира в постановке С. Уралова. Собственного, тем более специального, как и у самарского, у тольяттинского театра здания не было; в одном из домов на улице Новозаводской управление культуры выделило ему помещение для пошивочно/поделочного цеха и небольшого репетиционного зала. А спектакли в течение целых 10 лет были исключительно «гастрольно-выездными». Их показывали в школах, домах и дворцах культуры, в детских садах - везде, где можно установить ширмы и собрать маленьких зрителей. И только в 1983 г., в год своего 10-летия, театр получил подарок – небольшое здание бывшего дома культуры, которое, особенно сцену и зрительную часть, пришлось основательно приспосабливать под театр кукол.

После ухода Ураловых несколько режиссеров пытались закрепиться здесь, сказать свое оригинальное слово в кукольном искусстве. Новый главный режиссер театра А.С. Елохин и зав. постановочной частью Ю. Санталов возглавляли творческий коллектив в 1979 - 1980 гг. Новый этап в истории театра наступил с приходом в 1980 г. режиссера Александра Исааковича Розенгартена.

Мечтой этого талантливого человека было создание детского культурного комплекса, в который должны были войти музыкальная школа, детская библиотека, студии юных художников и детского технического творчества, театральная студия. Планировалось создание клуба любителей театра, детской любительской киностудии; проведение на площади перед театром детских городских праздников, конкурсов рисунков на асфальте, пионерских слетов. Хорошо известно: репертуар - лицо театра. Но в данном случае это было еще и режиссерское «лицо» А. Розенгартена. Ведь только одни авторы и названия, одна драматургическая основа его спектаклей говорят о незаурядных эстетических пристрастиях и постановочном таланте этого трагически рано ушедшего из жизни режиссера.

Он придавал коллективу театра завидный творческий динамизм, прививал любовь к оригинальным, самостоятельным сценическим решениям и углубленным актерским исканиям.

И еще - он увлекал путешествиями/гастролями по стране. Тольяттинские кукольники побывали в Бухаре и Самарканде, в Москве и Ижевске, Пензе и Нижнем Новгороде, Волгограде и Ульяновске, в других городах России.

И везде их гастроли проходили с неизменным успехом.

Александр Розенгартен считал, что театр кукол - «искусство, вбирающее в себя все лучшее, что дают нам драматический и музыкальный театры, кино, радио». «Я представляю себе спектакли, - говорил он, - где наряду с куклами существует живой актер, где можно было бы использовать песни, танцы, пантомиму». Спектакль Розенгартена «Куда, ты, жеребенок?» (1980) принимал участие в фестивале болгарской драматургии. Этот мудрый и философский спектакль поставлен по пьесе болгарской писательницы Рады Московой. Зритель окунается в удивительный и загадочный мир фантазии, где его ждет цирковое представление, переживания и размышления о настоящих человеческих ценностях. Маленький Жеребенок отбивается от табуна и попадает в цирковой балаган, где его хитростью уговаривают прибить копыта к карусели. Но злоба и жестокость, коварство и предательство - все отступает перед Добротой, Верностью и настоящей Дружбой. Эта история о выборе своего пути и верности ему. Эпиграфом или послесловием к спектаклю могут стать слова Курта Воннегута: « - Куда идешь, человек? - Просто вперед! Искать дорогу домой. - Чего ищешь, человек? - Просто свободы. Свободы от боли, от тоски. - Только ведь Свобода - это когда уже нечего терять. Зачем тебе это, человек? - А просто нельзя по/другому».

В спектакле «Пушок-волшебник» (1980) куклы интересны своей механикой. Штоковая марионетка здесь усовершенствована: сам шток представляет собой не что иное, как перевернутый гапит, который дает возможность актеру при помощи погонялки, укрепленной на ваге, управлять головой куклы. При этом руки и ноги куклы обычным образом крепятся петлями к ваге. Такая механика позволяет актеру управлять куклой, у которой нарушены пропорции, необходимые для штоковой марионетки. Куклы очень точно выполняют все жесты, они энергичны и подвижны, несмотря на то, что сам механизм и способ управления очень прост. Необходимость в оригинальной механике возникла тогда, когда художником были предложены эскизы. Персонажи по пропорциям походили на кукол-пупсов. Короткие конечности, туловище, большая выразительная голова. При таком строении даже у обычной штоковой марионетки будут путаться нити, а самое страшное, что в движениях куклы не возникает гармонии, а значит - она не оживет. Так в театре впервые появилась марионетка с усовершенствованным гапитом-штоком.

В спектакле «Сказка про бедняка Мурада, который уничтожил зло» (1986) получили разработку средства сценической выразительности, присущие театру кукол, раскрылись особенности образной стихии театра. «Баллада о Мальчише/Кибальчише» – одна из лучших работ режиссера, имевшая мощное гуманистическое начало, «...одухотворенный, романтически приподнятый спектакль, несущий свет красоты и добра». Этот спектакль стал творческой удачей режиссера, в нем воплотились многие поиски и находки режиссера. Впервые зажил на сцене театра кукол Василий Теркин в спектакле «Былина о солдате». Этой работой режиссер доказал, что не только жанровые признаки, но и весь характер оформления и материализации спектакля, система кукол диктуются идеей и своеобразием стиля пьесы, особенностями ее образного строя. Лучшие работы Розенгартена потребовали от актеров не только владения техникой кукловождения, но и мастерством актера драматического театра (искусство перевоплощения, умение показать эволюцию образа). В 1988 г. театр был выдвинут в числе 12 лучших театров РСФСР со спектаклем «Лиса, Заяц и Петух», поставленным А. Розенгартеном, на Всероссийский фестиваль, посвященный 70-летию детских театров.

Александр Розенгартен был участником первой Всероссийской экспериментальной лаборатории режиссеров. Высокую оценку ведущих московских критиков Союза театральных деятелей получили его спектакли «Тралль и Тралле в стране превращений», «Былина о солдате», «Привидение старой мельницы». За 9 лет работы в театре А. Розенгартеном было поставлено 15 спектаклей, получивших заслуженное признание зрителей и театральных критиков.

Значительным событием в театре стало участие актера Александра Свиридова в международном фестивале в Неаполе. Городская газета писала: «С Бруно Леоне, организатором международного фестиваля в Неаполе, посвященного Пульчинелло, Александр Свиридов познакомился в Москве, когда Тольяттинский театр кукол был приглашен выступить в театре кукол Образцова... В первый свой день в Неаполе Свиридов выступал на огромной площади Святого Доминика, где давали представления одновременно и другие театры. И он, и кукольники из Тюмени были огорчены, когда на середине спектакля включили свою мощную аппаратуру англичане. И Петрушку уже не было слышно. На другой день представление было в Галерее Умберто. Чтобы привлечь зрителей, Александр решил начать с песни. Он уже переоделся, взял ширму... и запел «Ой, мороз, мороз!». На миг вздрогнул – такая сумасшедшая акустика! Но тут как будто перелом произошел, стало легко и свободно, словно не раз уже вот так на улицах Неаполя со своим Петрушкой выступал. На песню, и правда, народ собрался. И с Петрушкой ребятишки уже запросто начали общаться. Когда Александр снимал ширму, мальчишки восторженно поднимали большой палец и кричали «Браво!». С 1991 г. Тольяттинский театр кукол «Пилигрим» стал муниципальным. В его репертуаре - несколько оригинальных работ.
Еще «живы» розенгартеновские «Лиса, заяц и петух», «прикатился» «Колобок» и «открылся» «Волшебный колодец» режиссера О. Вялых, наконец, появились «Дружная семейка» и «Дюймовочка», а также «Золотая, голубая, серебристая» и «Джек-великан», созданные бывшей ведущей актрисой Самарского театра кукол И. Прянишниковой, ставшей в 1996 г. главным режиссером тольяттинского театра. А в роли главного художника выступает одаренная Е. Миганова.

Актерскую труппу составляют многоопытные кукольники Н. Никулина, А. Свиридов, Л. Санталова, В. Кривцова и молодые артисты И. Спутай, А. Андреев, О. Лактионова. К 25/летнему юбилейному сезону «Пилигрима» его директор Вера Сергеева сделала все для того, чтобы обновить, привести в порядок здание театра и по возможности усовершенствовать техническое оснащение сцены. К юбилейным торжествам приурочен спектакль «Домовой и Лавочник» по сказке Г.Х. Андерсена. Театр живет и творит, создавая на своей сцене чудесный поэтический мир, воспитывая в детях милосердие, любовь ко всему живому и прекрасному, даря нам праздник.

Летом 1969 г. в Тольятти возник новый театральный коллектив - народный театр оперетты. В Тольятти был приглашен Юрий Александрович Чеверов, работавший в Оренбургском государственном театре музыкальной комедии. В 1970 г. состоялась премьера первого спектакля «Черный дракон» на музыку Д. Модуньо и В. Уткина (либретто Г. Фере и Б. Слитковского) в постановке Ю.А. Чеверова. Спектакль имел собственный стиль, основанный на интонациях уличной юмористичности и иронической песни, тесно связанный с фольклором Сицилии; мелодика отличалась разнообразием и четкостью ритмов. Главную роль Ринальдо исполнил Валерий Анатольевич Шмукляр. Из рецензии З. Петровой и Л. Романюк на спектакль: «Пьеса патриотическая, революционная, полная яркого, сочного юмора. Прошло много репетиций. До премьеры дошли только большие энтузиасты. Преподаватель политехникума Инна Алексеева была третьей Анжеликой, электрик «Промстроя-2» Валерий Шмукляр – четвертым Ринальдо. Романтической приподнятостью покоряет образ Анжелики. Сильный волевой характер играет Валерий Шмукляр. Удача и находка спектакля - роль Треплова в исполнении Валерия Архипова. Хорош вокальный ансамбль разбойников в исполнении Л. Губского, Е. Никишкова, В. Шаршова, В. Иванова, А. Гордина, Л. Кубова, Д. Ковалева, А. Буренина. Интересные образы тетушки Агапы и дона Розарио создали сотрудники ВНИИцеммаш Н. Клюге и С. Алимбек. Изящна и грациозна Татьяна Мазниченко в испанском танце. Внимание зрителей захватывает сольное исполнение балетмейстера юдмилы Чеверевой. В составе оркестра В. Свердлов, А. Маркаров, М.Фукс, Н. Бочкова, С. Муромец».

В спектакле были заняты актеры И. Нестерова, М. Чепарин, А. Нахшин. В. Архипов, В. Шолохов, Ермолаев. Солисты балета - В. Путинин, Ю. Грехов, Н. Терентьева. Концертмейстеры – Н. Бычкова, В. Байгушев, художник – Е. Пряхин. В театре были созданы группа классического балета (руководитель – Л. Чивирева), академический хор и оркестр (руководитель – Ю.А. Чеверов). Основная роль в создании материальной базы театра принадлежала начальнику «Промстрой-2» КГС Харитонову и директору ДК Ленинского комсомола В.П. Сушинцевой. В 1971 – 1972 гг. театром руководил Яков Семенович Каневский, приглашенный для работы из Алма-Аты, где он возглавлял театр оперетты. Им были поставлены два спектакля: «Поцелуй Чаниты» и «Сильва» на музыку И. Кальмана.
Первые постановки театра «Поцелуй Чаниты» и «Черный дракон» принесли ему заслуженную популярность и признательность жителей города. Обращение к произведениям русской и западноевропейской классики было характерно для режиссера театра Якова Семеновича Каневского. Главными задачами режиссер поставил повышение исполнительского мастерства, выдвижение и воспитание талантливой артистической молодежи. Постановка «Сильвы» была отмечена изяществом театральных решений, спектакль был проникнут лиризмом, отличался сдержанной простотой форм. Вот что говорилось в рецензии на спектакль: «Действие спектакля идет легко, с юмором и светлой лирикой. Самодеятельный коллектив театра – единственный в области. Перед ним сейчас большие задачи – продолжить работу над поставленными спектаклями, отшлифовать их и приступить к новому спектаклю. Видимо, это будет современная оперетта». Спектакли в постановке Каневского отличались остротой сюжетных ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, эффектной оркестровкой. Из рецензии на спектакль З. Петровой: «Мы видим на сцене Сильву и Эдвина в исполнении Инны Алексеевой и Валерия Шмукляра. Это сложившийся дуэт, уже в трех спектаклях они ведут главные роли. И больше всего им удались лирические сцены, когда герои остаются вдвоем. Стаси играет И. Нестерова. Стаси у Нестеровой получилась доверчивой, откровенной и мягкой. Особо хочется отметить В. Ястребова. Его Бони весел, ироничен и нежен. Спектакль производит хорошее впечатление... Кордебалет хорошо скрепляет и дополняет сцены, особенно запоминается законченность и изящество танца исполнительницы главных партий в «Чардаше» и «Восточной фантазии» Н. Терентьевой».

Анатолий Анатольевич Берладин в 1973 - 1974 гг. поставил в театре оперетты спектакль «Золотой дым» - музыкальную комедию Карасева и Ревзина на музыку Г. Каца. Спектаклю в постановке А. Берладина были присущи эмоциональная наполненность, праздничные тона; характерное разнообразие и динамика ритмического рисунка, интонации современных бытовых танцев и маршей. Из рецензии на спектакль Н. Снегирева: «Премьера спектакля положительно оценена комиссией областного Дома народного творчества. Судьбы героев и темы, поднятые в спектакле, близки сегодняшней молодежи и самим исполнителям. Ветераны театра В. Шмукляр, В. Ястребов, В. Сергиенко раскрылись на этот раз еще своеобразнее и еще глубже. Шмукляру удалось показать в своем аспиранте человека, который за ложной интеллигентностью скрывает склонность к приспособленчеству. Большой актерской удачей можно считать роль Суни в исполнении В. Ястребова. Декорации с большим вкусом выполнены бессменным художником театра Е. Пряхиным. Творческие поиски самодеятельных артистов и молодого режиссера Анатолия Берладина интересны, заслуживают одобрения и внимания». На обсуждении новой постановки член комиссии режиссер-методист областного Дома народного творчества Е.П. Соколов отметил, что, «…несмотря на «легкий» жанр музыкальной комедии, театру в своей новой работе удалось поднять злободневные темы, волнующие молодежь, и это определяет художественное и воспитательное значение постановки. Зрители познакомились с удачным дебютом юных артистов театра Т. Можайцевой, А. Рожкова, Л. Басовой. Впервые участвовавшие в «Севастопольском вальсе» А. Трунтягина, Г. Афанасьев, Ю. Шолохова удачно выступили и в этом спектакле».

В 1974 г. режиссер Валерий Иванович Федорец осуществил постановку одного спектакля. В 1975 - 1977 гг. В.А. Бурлака поставлены «Севастопольский вальс» К. Листова, «На рассвете» О. Сандлера, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Марица» И. Кальмана. Вместе с Бурлака в подготовке спектаклей принимал участие хормейстер театра Е.М. Журавлев. В музыкальной комедии «Севастопольский вальс» лирическая напевность, идущая от народно-песенной традиции, органично сочеталась в музыке с маршевостью и элементами танцевальности. Напевная и мелодичная музыка Оскара Сандлера в оперетте «На рассвете» помогла режиссеру передать характер героев. Спектакль «Свадьба в Малиновке» на музыку Бориса Александрова был проникнут интонациями народных украинских песен. Написанный на историко/революционную тему, спектакль продолжал традиции народной музыкальной комедии. В главных ролях были заняты И. Алексеева, М. Долотов, В. Сергиенко, М. Алимбек, А. Ефимова, И. Нестерова, Н. Клюге, В. Шаршов.

Одна из старейших актрис театра Надежда Максимовна Клюге исполнила в этом спектакле партию Гарпины Дормидонтовны. Родом из Дебальцево на Украине, она после окончания индустриального техникума работала в Кемерове, участвовала в художественной самодеятельности в местном клубе, выступала с концертами в Барнауле, в воинских частях, отправляющихся на фронт. В 1969 г. пришла в театр оперетты, участвовала во всех постановках, исполняя и ведущие партии. Обладая прекрасным голосом, Надежда Максимовна пела народные украинские и русские песни.

В 1978 г. режиссер В.А. Бурлака на сцене клуба ПО «Волгоцеммаш» поставил спектакль «Нищий студент» К. Миллекера. Музыка в спектакле отличается яркой национальной колоритностью и театральностью, прекрасной инструментовкой, в ней использованы характерные интонации венского городского фольклора. Оперетте присущи национальные традиции венской бытовой музыки, а также драматургические принципы австрийского и немецкого зингшпиля и итальянской оперы. В спектакле приняли участие актеры В. Бурлака, В. Шмукляр, Ю. Шолохова, Н. Марченко, Л. Янюшкина, М. Чепарин, Н. Шалак, Н. Войтехович, В. Шуйский, С. Жеребцов, К. Соколов, Н. Иванова, В. Санников, Р. Осипова, С. Турутуя. В спектакле были задействованы хор ЦЗЛ ПО ВЦМ, участники художественной самодеятельности завода. Над спектаклем работали: концертмейстер А. Минервина, балетмейстер В. Новогребельская, хормейстер Н. Голощапова, костюмер Л. Неклюшова, бутафор К. Соколов.

В спектакле «Марица» в постановке В.А. Бурлака – яркая мелодичная музыка, близкая по характеру и тематическому материалу к венгерскому фольклору. В качестве главных действующих лиц выведены простые люди – народные музыканты, крестьяне. В 1977 – 1978 гг. состоялись премьеры музыкальных спектаклей «Господа и товарищи» Стемпневского и оперетта «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Роз/Мари» на музыку Х. Стотгарта и Р. Фримля по пьесе О. Хорбаха и О. Хаммерштейна в постановке режиссера Б.Л. Савельева. Последний спектакль был посвящен памяти ушедшего из жизни Б. Савельева и доработан В. Ястребовым. В «РозМари» были заняты актеры: С.М. Алимбек, Н.М. Ваньков, Л.М. Мячина, Н.И. Пестерников, В.Я. Ястребов, В.Д. Сергиенко, Л.А. Урванцева, Н. Фадеева, А.С. Шеин, Д. Гусеинов, Н.Е. Ельцова, И.М. Хохлов, А.П. Узенкова, Н.М. Клюге, А.С. Ефимова, К. Зайцев, А. Бугров, Н.А. Сафронова, Н.М. Ошроева; солисты балета А. Крутикова, О. Михайлова. В работе над спектаклем принимали участие: дирижер оркестра Н. Абрамов, художник Е. Пряхин, балетмейстер Б. Савельев, хормейстер В. Приз, помощник режиссера В. Сергиенко.
Спектаклю «Цирк зажигает огни» в постановке Б.Л. Савельева были свойственны стремительность развития действия, четкость музыкальных характеристик, в нем использованы элементы фольклора. Работа дирижера оркестра Анатолия Бореева, хормейстера Юрия Зимовца, художников А. и Н. Варламовых, концертмейстеров О. Юнкинд, С. Диденко, постановщика вокальных номеров Р. Тарасовой была блестящей. В спектакле были заняты актеры: Н. Пестериков, В. Ястребов, Л. Карпова, Н. Сафронова, Л. Мячина, С. Алимбек, М. Долотов, Б. Савельев, В. Сергиенко, И. Хохлов, А. Сафонов, Т. Палова, Н. Ельцова, Г. Фадеева, А. Шеин, Г. Кротт. В ткань спектакля органично вплелись танцевальные номера в постановке Б. Савельева в исполнении А. Султанбея, О. Попова и ансамбля балета. В составе оркестра театра оперетты выступали музыканты: Н.Б. Козлова, Т.П. Протопопова, В.К. Горбунова, К.А. Московка, П.В. Греков, Л.П. Власова, З.В. Козьмина, М.А. Иванцова, К.И. Дубровин, В.А. Морошкина, С.С. Исакина, О.А. Казакова, И.П. Панфилов, Б.Г. Осипов. Хор театра состоял из вокалистов: Т.Л. Готовцевой, Л.И. Трембач, Н.М. Ошроевой, Н.А. Сафроновой, А.С. Шеина, Н.М. Клюге, Л.В. Громовой, А.А. Мициной, А.С. Ефимовой, И.М. Хохлова, Н.М. Ванькова, Г.Н. Фадеева, Т.В. Павловой, Т.Н. Кулагиной, А.П. Узенковой, В.В. Злобина, П.А. Авдеева, А.Л. Урванцева. В балете театра были задействованы: А. Крутикова, Т. Куковякина, М. Мещерякова, Т. Смыслова, А. Бугров, Н. Волобоева, Н. Астапова, Н. Ельцова, Д. Гусеинов, Т. Калинина, С. Малясова, Л. Султанбей, И. Лукина, К. Зайцев, ассистент балетмейстера А.Н. Крутикова.

С марта 1979 по 1992 г. театр возглавлял Валерий Анатольевич Шмукляр. К постановке первого спектакля «Бабий бунт» на музыку Е.Н. Птичкина по пьесе К. Васильева и М. Пляцковского по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова главный режиссер театра, уроженец Дона, подошел с позиций высокого профессионализма. Умело используя органичный сплав задушевной русской песенности и современных ритмов, хорошо продуманную конфликтную драматургию, В.А. Шмукляр создал яркий, запоминающийся музыкальный спектакль. Спектакль был поставлен в строгом соответствии с бытом и реалиями жизни донских казаков, сделан в жанре народного мюзикла, где декорации и фрагменты костюмов могут быть условными. Характеры героев резко очерчиваются и самой комической ситуацией: казачки, решив наказать своих мужей, уходят жить на другой берег Дона. В спектакле были заняты актеры О. Посыльная, С. Устименко, В. Ястребов, И. Хохлов, А. Ефимова, Г. Щепакина, В. Сергиенко, Г. Фадеева, С. Жеребцов, В. Тимофеев, Н. Заливина, Н. Клюге, Л. Коншина, И. Лузгина, А. Ануфриева, О. Кузнецов, Р. Файзиева, Н. Пестерников, Е. Лопаев, В. Лыгин, И. Семенов, Д. Токарев. Над спектаклем также работали: дирижер А. Бореев, хормейстер И. Скрипачева, балетмейстер О. Мордкович, мастер по вокалу О. Тарасова, концертмейстеры Ю. Тарасов, С. Диденко, художники Зайцев, В. Толкунов, костюмер А. Королева, мастер по свету В. Шусков. Музыкальная комедия «Бабий бунт», легкая и красивая, стала ярким всплеском сегодняшнего дня. В талантливых руках мастера труппа показала прекрасную работу - и музыкальную, и драматическую.

В 1981 г. театр показал зрителю новую работу - музыкальную комедию «Левша» на музыку А.Г. Новикова по мотивам произведения Н.С. Лескова (либретто В. Константинова и Б. Рацера, пьеса В. Дмитриева). Русский склад мелодики, динамичные ритмы, яркость образов – главные черты спектакля, в котором преобладают мелодии широкого вокального дыхания, богатство музыкальных форм. В спектакле были заняты актеры: В. Ястребов, В. Зайцев, Е. Блинков, А. Алексеева, В. Тимофеев, О. Посыльная, В. Сергиенко, И. Хохлов, Е. Глухов, А. Ефимова, Н. Заливина, Н. Клюге, Н. Любаев, Н. Коншина, Г. Фадеев, А. Луценко, С. Зырянов. В работе над спектаклем приняли участие: дирижер А.П. Воронцов, художников М. Садовников, хормейстер И. Скрипачева, балетмейстер О. Мордокович, концертмейстеры О. Ястребова и С. Диденко, мастер по вокалу В. Кузнецов, костюмер А. Королева, мастер по свету В. Шумков.

Оперетта «Пенелопа» на музыку А.Б. Журбина в постановке В. Шмукляра – это спектакль о большой любви и женской верности. Популярный мифологический сюжет был подвергнут трансформации и вызывал живые ассоциации с современностью. В 1983 г. вышел спектакль «Наталка Полтавка» на музыку Н.В. Лысенко. Сложные музыкальные ансамбли и хоры, многоплановые финалы, красочные народно-бытовые сцены наряду с увлекательной фабулой принесли спектаклю широкую популярность. Следующий театральный сезон открылся в театре премьерой комической оперетты «Донна Люция» на музыку О. Фельцмана. Спектакль сочетал отточенное вокальное мастерство с прекрасной комедийной игрой и высокой техникой сценической импровизации. И вновь в 1985 г. со сцены театра зазвучали мелодии «Севастопольского вальса», получившего оригинальную режиссерскую трактовку (спектакль начинался воспоминаниями главного героя о событиях войны). Это одна из лучших режиссерских работ В.А. Шмукляра, посвященная 40-летию Победы. Ведущие партии в спектакле исполнили В. Ястребов, В. Зырянов, О. Хороших, В. Сергиенко. Гастрольную поездку в г. Каспийск театр совершил с этим спектаклем.

В 1987 г. В. Шмукляром была осуществлена постановка спектакля «Смертельная схватка» на музыку М.А. Минкова, рассказывающая о судьбе беспризорного мальчишки Мустафы в детской колонии. В 1990 г. большой концертной программой театр оперетты отметил свое 20-летие.

Значение народного театра оперетты трудно переоценить. Это крупнейшее явление в театральной и музыкальной жизни города. Коллектив единомышленников, увлеченных и талантливых людей творил красоту и добро. И очень жаль, что такой театр оказался невостребованным. В 1992 г. театр оперетты закончил свою работу.

Нэлла Геннадьевна Лобанова,
начальник отдела учета, публикаций и использования
документов архивного фонда управления
по делам архивов мэрии городского округа Тольятти

Содержание