Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Органу управления культурой Ставрополя-Тольятти 45 лет

ОРГАНУ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ 45 ЛЕТ

Пахута Леонид Станиславович

Родился 12 августа 1945 года в городе Орле. Окончил  Белорусский политехнический  институт в 1968 году,  Российскую академию управления – в 1993 году. Специальность по образованию – инженер-механик, менеджер.

Работа:
1962-1963 – токарь завода имени Ленина СНХ БССР (г. Минск).
1963-1968 – студент Белорусского политехнического института.
1968-1976 – мастер чугунолитейного комплекса, помощник директора
комплекса алюминиевого литья, начальник бюро
технического контроля цеха литья под давлением
металлургического производства Волжского автозавода.
1976-1979 – заместитель председателя комитета профсоюза ВАЗа.
1979-1986 – заведующий отделом культуры Тольяттинского горисполкома.
1986-1989 – заместитель начальника управления социально-оздоровительных 
и культурно-бытовых учреждений ВАЗа.
1989-1991 – заместитель заведующего идеологическим отделом
Куйбышевского обкома КПСС.
1991-1994 – директор Международного центра культуры «Волга» (г. Самара).
1994-1996 – ведущий экономист, начальник отдела по связям с общественностью
Волжского промышленного коммерческого «АВТОВАЗБАНКА» (г. Тольятти).
ОАО «АВТОВАЗ»
1996-1999 – заместитель начальника центра социальных программ
генерального департамента работы с персоналом.
1999-2002 – заместитель начальника центра управления массовыми
коммуникациями дирекции корпоративного управления.
2002–по н.в. – зам. начальника ЦУМК, руководитель проекта по
корпоративной культуре дирекции по связям с
общественностью, руководитель проекта по корпоративной
культуре (дирекция по стратегическому управлению).
Творческие проекты
1993 г. Разработка и координация подготовки научной
конференции ЮНЕСКО «Культура молодых городов»
(сентябрь, г. Набережные Челны);
1994-1998 гг.

Развитие движения некоммерческих организаций в г. Тольятти.

1991-1998 гг. Организация и руководство деятельностью
Международного центра культуры «Волга» и
Гуманитарного благотворительного фонда «Волга-Кама».
2000-2006 гг. Разработка рекламных кампаний и имиджевых программ
ОАО «АВТОВАЗ»; разработка и координация мероприятий
по празднованию 30-летия выпуска первого автомобиля
ВАЗ-2101, 35-летия и 40-летия ОАО «АВТОВАЗ»; курирование
разработок научной истории и историографии ОАО «АВТОВАЗ».
2004-2007 гг. Координация разработки Программы формирования
корпоративной культуры ОАО «АВТОВАЗ».

Награжден орденом Дружбы народов (1973 г.), Почетными грамотами Министерства автомобильной промышленности и ОАО «АВТОВАЗ», знаками «Ветеран ВАЗа» и «Ветеран труда Российской Федерации».


Культура Ставрополя – Тольятти: 1979 – 1986 гг.
(наброски материала к будущей Энциклопедии и музею истории культуры города – от Пахуты Л.С., заведующего отделом культуры Тольяттинского горисполкома в данный период времени)

Особенности периода – активное развитие инфраструктуры городской культуры
Интенсивное становление крупнейшего индустриального центра Среднего Поволжья, будущей «автомобильной столицы России» характеризовалось стремительным ростом и молодостью его населения (от 140 тысяч жителей в 1967 году до 660000 – в 1988 году; на 1983 год средний возраст горожан составил 28 лет) и активным его стремлением к творческому самовыражению. Достаточно интенсивное развитие материально-технической базы в сфере культуры сопровождается появлением ярких культурных традиций: театральное и песенное движение, молодежные клубы и дискотеки, празднование Дня города Тольятти.
Формируются творческие организации профессиональных союзов художников и писателей, объединения творческой интеллигенции. Ведется разработка и частичное внедрение городской программы эстетического воспитания населения.
Всесоюзный масштаб приобрели Грушинский фестиваль авторской песни (несколько лет проводился на Федоровских лугах) и Тольяттинский фестиваль политической песни памяти Виктора Хара.
При этом молодому развивающемуся городу Тольятти доставалось критики: «спальный вагон» и «город без души». А новый мегаполис строился без времянок, яростно отстаивая в столице и областном центре финансирование объектов культуры и спорта, городских парков и зон отдыха.
Тольятти тех лет – не только возмутитель спокойствия, но и уникальный памятник борьбы Нового со Старым, победы Духа над Резолюцией, Свободы над Принуждением.

Призыв в городскую культуру
В 1979 году я работал заместителем председателя комитета профсоюза Волжского автозавода, курировал социальные вопросы. Время было интересное: создавался знаменитый и уникальный коллектив самого современного автозавода страны, вместе с автогигантом поднимался и хорошел Автоград. Судьбе было угодно, чтобы меня пригласили – через обязательное собеседование в горкоме КПСС – возглавить городской отдел культуры. Возражение мое со ссылкой на техническое образование руководящие товарищи не приняли. Так выдвиженец с ВАЗа оказался в небольшой комнате второго этажа здания горисполкома на бульваре Ленина – там, где сегодня размещена администрация Центрального района. Вводила меня в новый творческий мир предшественница Фролова Таисия Михайловна, передавшая в наследство общую тетрадь с рукописными приказами по отделу культуры (этот уникальный документ уходящего времени я впоследствии не раз пытался обнаружить в бумагах и памяти тех, кто возглавлял городскую структуру культуры за мною, и пока не нашел). Сдержанные рассказы Таисии Михайловны, дополняемые другими активными «строителями» культуры растущего города периода 70-х годов, воссоздавали картину терпения и самоотверженности первооткрывателей. Чего стоит одно воспоминание главного тогда библиотекаря города Колбиной М.С. о том, как получали и доставляли на лошадях из Куйбышева книги для «голодных» библиотек Ставрополя – Тольятти. 3 дня в пути туда и обратно по единственной дороге, убогость которой мне и самому досталось почувствовать в служебных поездках по линии строящегося ВАЗа. Новое время между тем диктовало иные темпы, более современные подходы к малореальной, но уже провозглашенной задаче комплексного развития промышленного центра Поволжья – городу машиностроителей и химиков предстояло стать столицей отечественного автомобилестроения. Надо сказать, что работалось в те динамичные и, по-своему, романтичные годы чрезвычайно интересно. Входил в новую для себя сферу легко, так как практически везде получал огромную поддержку. Особенно повезло с кадрами, стоявшими тогда во главе учреждений культуры и искусства (о последнем, в смысле профессионального искусства, тогда, по правде говоря, только мечтали, но это – отдельная тема).
Почему выбор остановили на мне? Думаю, свою определяющую роль сыграл сам автозавод, энергично выстраивающий своеобразную заводскую культуру как важный фактор объединения десятков тысяч совершенно разных людей в одну семью волжских автостроителей. Тогдашний ВАЗ гремел на всю державу не только благодаря долгожданному массовому легковому автомобилю (ВАЗ и «Жигули» были едва ли не самыми популярными словами в стране «развитого социализма»), но и успехами художественной самодеятельности,  яркими творческими коллективами, заводской командой КВН, успешно выступавшей на Центральном телевидении (друзья с особой гордостью показывают архивные теперь наши общие командные снимки рядом с Александром Масляковым и Светланой Жильцовой). Песенные фестивали, знаменитая профсоюзная система библиотечного обслуживания, энергично входившая в культуру Нового города, огромные сводные хоры, десятки заводских театральных коллективов, выставки декоративно-прикладного творчества – и это все добавляло авторитета самому известному заводу страны. А вазовские творцы прекрасного, чьи фамилии звучали наравне с новыми моделями тольяттинских малолитражек: талантливый клубный организатор из новосибирской интеллигенции Подсосонный И.И., главный режиссер всех массовых действий неутомимый Гончаров В.И., организатор первого духового оркестра Каграманов Ю.А., вдохновитель всех народных хоров Мартынова Г.П., настойчивый просветитель и пропагандист чтения Краснова И.А., создатель уникального лицея искусств Сафонов В. Н. – десятки  подлинных прорабов духа стали бесспорными соавторами автомобильного чуда на Волге у Жигулей. И вполне логично, что представители вазовской культуры регулярно и последовательно вливались в работу по формированию культуры современного города, возглавляя на разных этапах ее органы управления и отдельные учреждения, творческие коллективы.

Главные и самые яркие события периода
Для непосредственных участников социокультурных процессов в жизни города на этапе его третьего рождения почти каждый день памятен и дорог. Вот лишь несколько заметных штрихов, характеризующих дни, насыщенные сотворчеством, инициативами, новыми традициями.

«Погода на завтра» – название постановки столичного театра «Современник» про Волжский автозавод по пьесе Михаила Шатрова. Актеры театра вместе с Олегом Табаковым  и Галиной Волчек не только «ножками протопали» вдоль главного конвейера, но и основательно подружились с гостеприимным коллективом ВАЗа.

Стационарная историческая экспозиция в городском музее объединила усилия сотрудников музея во главе с историком Гаврюшиной В.И., городских художников, архитекторов и дизайнеров, строителей и руководителей разных уровней (от городских органов власти до «красных директоров» ведущих промышленных предприятий). Индустриальный город впервые заговорил о своих ставропольских корнях. Был взят курс общегородской подготовки к 250-летию основания «города святого креста».

Тольяттинский университет музыкальной культуры создан по договору Тольяттинского горисполкома с Союзом композиторов СССР. Соглашение это, активно поддержанное легендарным Тихоном Хренниковым, привело на сценические площадки города и в заводские актовые залы лучших музыкантов и певцов Советского Союза.

Городская программа эстетического воспитания – проект, разработанный группой приглашенных в город талантливых молодых интеллигентов (Артур Заруба, Николай Александров, Александр Золотарев). Вдохновителем работ над первой в России подобной программой стал московский профессор В.А. Разумный.

Программа театрального образования школьников – сотрудничество двух вечных антиподов, народного образования и культуры, дало на сей раз удивительный результат: аншлаги в городском театре кукол, домом которого стал ДК имени Ленинского комсомола на площади Свободы. Разумеется, свою роль в пропаганде театра для детей сыграл и главный режиссер Александр Розенгартен, поставивший новый спектакль про Мальчиша-Кибальчиша с таким свежим взглядом, что о тольяттинском театре заговорили как о явлении российского масштаба.
«Город-сад» – так была обозначена тема традиционного Дня города, проводимого в 1986 году, за год до праздника «Тольятти юбилейный».

Краткий календарь городской культуры

1979
24.12.
Принято решение горисполкома ? 479/25 «О состоянии и мерах по совершенствованию культурного обслуживания в г. Тольятти и улучшению материально-технической базы учреждений культуры».
Объявлен конкурс на разработку проекта герба города Тольятти.

1980
10 июля.
 На коллегии Министерства культуры РСФСР рассмотрен вопрос «О дополнительных мерах по улучшению культурного обслуживания трудящихся г. Тольятти» (Постановление МК РСФСР ? 66).
Проведены конкурсы вокально-инструментальных ансамблей «Автоград» и фестиваль эстрадных ансамблей ресторанов и кафе «Вечерняя нота».
Апрель. Открыт Тольяттинский филиал Куйбышевской филармонии.
Апрель. Открыт молодежный центр ВАЗа (на базе торгового центра 5 квартала Автограда).

1981
Июнь.
 Проведение Дня города Тольятти (первый подобный праздник в России!).
02.07. Исполком горсовета народных депутатов своим решением ? 301/12 утвердил Перспективный план реставрации и использования памятников истории и культуры по городу Тольятти на 1981 – 1990 гг.

1982
25 – 28 февраля.
   Республиканская конференция «Любительский театр в культуре молодого города», г. Тольятти. Представлено 20 городов.
Решением горисполкома утвержден герб города Тольятти.
Май. Во Дворце спорта «Волгарь» организована республиканская фотовыставка-семинар «Лидер-82» (совместно с известным фотолюбителям клубом «Кадр» ВНМЦ имени Крупской).

1983
Тольяттинской горисполком принимает решение ? 188/9 «О мерах по перспективному развитию парков».
Сентябрь. Тольяттинский театр кукол стационарно размещен в здании Дома культуры имени Ленинского комсомола (КГС).
22.09. Городской Совет народных депутатов на своей 6-й сессии рассмотрел вопрос «О задачах местных Советов народных депутатов, коллективов предприятий, организаций и учреждений города по повышению роли учреждений культуры и искусства в коммунистическом воспитании населения г. Тольятти». Данная встреча депутатов горсовета открылась спектаклем «Остановите Малахова», поставленным мурманским режиссером Юрием Тя-Сеном, приглашенным для работы в Тольятти.
По инициативе литератора Валерия Николаевского создан клуб творческой интеллигенции «Полис-клуб» (его заседания проходились в гостеприимном городском краеведческом музее).

1984
Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 17.05.1984 ? 199/10 утверждена комиссия по разработке проекта комплексной программы эстетического воспитания населения г. Тольятти на 1984 – 1990 гг.
В Комсомольском районе открыт центр эстетического воспитания (в составе ЦДБС).
5 ноября. Открыта новая историческая экспозиция Тольяттинского краеведческого музея, посвященная предстоящему 250-летию города Ставрополя – Тольятти.
12-я сессия городского Совета народных депутатов принимает программу подготовки празднования 250-летия Ставрополя – Тольятти.
Декабрь. Созданы районные культурно-спортивные комплексы.

1985
В специальном комплексе зданий средней школы ? 68 (4-й квартал Автозаводского района), построенном по титулу Волжского автозавода, размещен лицей искусств.
28 ноября бюро Тольяттинского горкома КПСС и исполком горсовета народных депутатов принимают совместное постановление ? 411 «О комплексном плане мероприятий по выполнению Постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» на 1985 – 1990 гг.

1986
Централизованной системой детских библиотек г. Тольятти, школьными библиотеками (72) и библиотеками системы профтехобразования пользуются 119 тысяч детей и подростков.

1987
31 мая – 6, 7 июня.
Организовано празднование Дня города «Тольятти юбилейный».

1988
Февраль.
Открытие Дворца культуры и техники ПО «АвтоВАЗ», директор – Воропаев В.Н.
Декабрь. На базе реконструированного городского Дома культуры открыт экспериментальный театр драмы «Колесо».

Л.С. Пахута,
руководитель проекта по корпоративной культуре
ОАО «АВТОВАЗ»
(заведующий отделом культуры исполнительного
комитета городского Совета депутатов трудящихся
с августа 1979 по сентябрь 1986 гг.)

Содержание