Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

КАК НАЙТИ ДОРОГУ К КНИГЕ

ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ: ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

К началу создания Централизованной системы детских библиотек в нашем городе действовали девять детских библиотек. Решение Исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов «О проведении централизации городских детских библиотек» было подписано 9 июня 1978 года.

К 1979 году в стране уже были созданы централизованные детские системы в Ярославле и Севастополе. Опыт этих ЦСДБ нам очень пригодился.

Большую поддержку и содействие в создании тольяттинской ЦСДБ сыграли городские власти. Особенно хотелось бы отметить заведующую Отделом культуры Таисию Михайловну Фролову. Под ее непосредственным руководством в апреле 1978 года был подготовлен план перехода государственных библиотек г.Тольятти на централизованную систему обслуживания детей. В него были включены работы по подготовке фондов детских библиотек для объединения, централизованного комплектования и использования единого фонда ЦСДБ; по организации дифференцированного обслуживания читателей в объединенной библиотечной системе; методическая учеба библиотекарей по вопросам организации деятельности детских библиотек в условиях централизованной системы; приобретение оборудования и многое другое.

Официально девять детских библиотек объединились в ЦСДБ 1 июня 1979 года. Общий книжный фонд тогда составлял более 330 тысяч экземпляров, которым пользовались 36 тысяч читателей6детей.

Библиотечное и информационно6библиографическое обслуживание детей и подростков городского округа Тольятти (14,9% от всего населения) осуществляет сеть муниципального культурно6просветительного учреждения «Централизованная система детских библиотек», в состав которой входят Центральная детская библиотека имени А.С. Пушкина и 23 специализированные детские библиотеки.

МКПУ ЦСДБ строит свою деятельность на основе федеральных законов, законодательных актов в сфере культурыРоссийской Федерации, Самарской области, устава МКПУ ЦСДБ и других локальных библиотечных нормативных документов.

Центральная детская библиотека имени А.С. Пушкина имеет два специализированных отдела, обслуживающих детей, – центр эстетического воспитания и отдел редких книг.

Детские библиотеки есть во всех районах города, семь детских библиотек располагаются на площадях муниципальных образовательных учреждений города. В каждой из них работают увлеченные, преданные своему делу люди, которые в трудные 90-е годы XX века сохранили культурное достояние города.

Огромную роль в создании единого информационного пространства, сохранении духовных приоритетов играют библиотеки, в которых сегодня внедряются инновационные формы работы, ведется компьютеризация.

В новом веке построения информационного общества представление о библиотеке изменилось и у самих библиотекарей, и у пользователей, и, что немаловажно, у властных структур. Проблемы библиотек все чаще становятся предметом обсуждения органов власти города. В этом году планируется принять закон «О библиотечном обслуживании детей в Самарской области».

Примечательно то, что на протяжении последних пяти лет стационарная сеть детских библиотек города не сокращается. Однако на сегодняшний день не в каждом квартале города имеется детская библиотека в соответствии с «Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки», хотя показатель обеспечения населения библиотечным обслуживанием в нашем регионе несколько выше, чем в целом по стране.

Основа библиотеки – ее фонды. От того, насколько фонд отвечает запросам, потребностям читателей, зависит отношение к чтению, процесс воспитания творческого читателя. В городе наметилась устойчивая тенденция количественных и качественных позитивных изменений в фондах детских библиотек. Однако мы не достигли рекомендуемых 5% притока новых поступлений. В целом приобретается 0,5 книги на одного детского читателя.

Это тревожное и серьезное отставание в области комплектования книжных фондов, которое выявляет недостаток постоянногоотслеживания взлетов и падений читательского спроса.

Ежегодно из городского бюджета выделяется 600 тыс. руб. на пополнение книжного фонда. Регулярны поступления новых изданий в дар из Министерства культуры области по краеведческой тематике, из городского управления природопользования и охраны окружающей среды, от местных авторов.

Развиваться библиотекам по актуальному принципу «Каждому читателю – нужную книгу в нужный момент» помогают комплексные и целевые программы:
– «Все начинается с картинки» для дошкольников;
– «Сказочное разноцветье» для 1–4-х кл.;
– «Книга – поиск – творчество» для 5–9-х кл.;
– «Всем векам современница» для 5–9-х кл.;
– «Как в старину год проживали и нам завещали» для 3–5-х кл.

Приняты долгосрочные программы по развитию и сохранению культуры и библиотечного дела. Библиотеки МКПУ ЦСДБ работают по тематическим программам, направленным не просто на продвижение в общество информационных средств, книги и чтения, но и формирующим у детей устойчивый, творческий интерес к чтению как феномену детской субкультуры.

Развлекательная, культурная и образовательная функции детских библиотек города тесно переплетаются, т. к. служат одной цели – интеллекту альному и творческому развитию ребенка. Многочисленные программы МКПУ ЦСДБ позволяют расширить и углубить работу по сохранению и воспитанию образованного человека и привнести в работу библиотек города положительный европейский опыт. Зоной творчества станут новейшие формы работы с детьми, такие как «Материнское чтение», «Шок-урок»,

«Выставка – проблема», «Литературно6эстетический вернисаж», «Сеанс литературной магии», «Библиокалейдоскоп»и пр.

При обилии техники, книг европейские ученые и специалисты библиотечного дела пришли в последнее время к тому, что детского читателя надо не только и не столько развлекать и давать интересующую его информацию, но главным образом развивать, обучать и воспитывать. Появился такой термин – «библиотечная педагогика». Детские библиотеки города в этом направлении работают успешно. На базе детской библиотеки № 8 организована экологическая модельная библиотека, разработаны и внедрены специальные социологические исследования «Новый взгляд на детство», разработано положение о консалтинговом центре эстетического воспитания, в деятельность библиотек внедрены 23 проекта по работе с детьми.

Как и во всем мире, в Европе, детские библиотеки города обслуживают читателей от 0 до 14 лет бесплатно, работа поставлена на федеральном уровне. Детские библиотеки г.Тольятти в нелегкое время реформ не разменивают себя по мелочам. Детские библиотеки – это явление настоящей культуры, они создают культуру, формируют ее, создавая невероятно широкий спектр услуг, внедряя новые нетрадиционные формы и технологии привлечения читателей в интеллектуальных, образовательных, духовных интересах современных детей и подростков.

В детских библиотеках главную ставку делают на личность. Поэтому так много авторских, неповторимых, долгосрочных программ, цель которых – поделиться своим талантом с другими: с детьми, подростками, родителями и со всеми, кому небезразлична судьба сегодняшнего поколения.

Культура нравственная, которая помогает защищать детей, ограждать их от насилия и жестокости, лежит в основе работы детских библиотек города.

Ибо, работая с лучшими детскими книгами, классикой, художественной и научно6познавательной литературой, мы пестуем своих читателей в атмосфере любви, творчества и интеллекта.

Клубы по интересам, литературные гостиные, видеосалоны, поэтические студии, театрализованные постановки, творческие конкурсы, дифференцированные индивидуальные программы – далеко не полный перечень многоаспектной деятельности детской библиотеки. Она объединила в себе «теплый дом», информационный центр, театр книги, центр релаксации детей с ограниченными возможностями. И в основе этой повседневной, кропотливой, не терпящей суеты и фальши работы лежит чтение, как главный приоритет, национальная ценность, урок интеллектуального труда, праздник души.
Чтобы работа с читателем была успешной, детские библиотекари используют прежде всего методики диалогического общения с ребенком или подростком, дифференцированный подход к каждому. Здесь никак не обойтись без изучения читателей, их читательских предпочтенийи мотиваций. Исследования в области детского чтения стали повседневной нормой, неотъемлемой частью библиотечного труда. Результаты многочисленных локальных и крупномасштабных исследований, в том числе участие нашего города в исследовании РГДБ (Российской государственной детской библиотеки) «Чтение, книжная среда, библиотека», выявили многоаспектную картину особенностей детского чтения, влияния семьи на сферу читательских интересов, влияния книги и чтения на процессы социализации ребенка, его духовного, нравственного, интеллектуального развития.

В городе детские библиотеки чрезвычайно востребованы, являясь одновременно информационными, досуговыми, образовательными учреждениями, социальными защитниками и, пожалуй, единственным форпостом против духовного обнищания и деградации населения, в особенности молодежи и детей.

Несмотря на порой трудные социально6экономические условия, детские библиотеки предоставляют все имеющиеся возможности для развития читательского интереса, способностей ребенка, его творческого роста. В детской библиотеке юные читатели учатся искусству общения, умению логически и творчески мыслить, адаптации к окружающей среде.

Ежегодно готовятся девять различных проектов, получивших финансовую поддержку. Для читателей6детей и подростков организованы и работают:
– изостудия «Веселая радуга», дизайн6студия (ЦЭВ ЦДБ);
– спортклуб «Здоровье» (детская библиотека № 3);
– кружок громкого чтения «Маленькая страна» (детская библиотека № 18);
– видеосалон «Лукоморье» (детская библиотека № 4);
– художественный салон «Куб».

МКПУ ЦСДБ было разработано 37 творческих проектов для участия в муниципальных и региональных программах. Организовано участие МКПУ ЦСДБ в федеральной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006–2010 гг. 19 проектов муниципального уровня и Общественного фонда Тольятти позволили привлечь в МКПУ ЦСДБ дополнительные средства.
На примере развития уникального центра эстетического воспитания МКПУ ЦСДБ – от диплома первой степени ВДНХ до сегодняшнего момента, когда центру исполнилось в 2005 г. 25 лет, – показывается, как детские библиотекари,сталкиваясь с повседневными трудностями, не сдают свои позиции, не соглашаются с второразрядностью детских библиотек среди других институтов культуры.
Работа яркой личности Т.М. Медведевой поставила центр эстетического воспитания в разряд элитной библиотеки. Не для себя – для детей и родителей. В 2006 г. на базе ЦЭВ будет работать «Консалтинг6центр».

Библиотекари детских библиотек твердо уверены, что будущее за человеком культуры. Поэтому детские библиотеки города в 2006 г. начинают работать по программе «Детские библиотеки творчества».
Совместно с Комитетом экологии и природных ресурсов мэрии создана городская модельная детская экологическая библиотека. Ее задача – внедрение компьютерных технологий и современных технологических форм получения знаний по всему спектру деятельности в рамках программы «Уроки феи Экологии».

10 лет работает на базе детской библиотеки № 4 художественный салон «Куб», популярность которого широко известна любителям искусства. Многообразные встречи, выставки устраиваются здесь под патронажем ЮНЕСКО. Работа с читателями помогает разглядеть «умные вещи», провести с детьми и подростками «интервью из6под обложки книги»… Все это позволило детской библиотеке № 4 в 2005 г. (год 2006летия Х.К. Андерсена) получить общественную благодарность, и решением мэрии г.Тольятти детской библиотеке № 4 присвоено имя великого сказочника.

Хочется верить в то, что политики и органы власти на местах осознают значимость детских библиотек как одной из важнейших основ цивилизации.

В XXI веке именно библиотекам предстоит стать информационной основой строительства высокоразвитого демократического общества. Трудно переоценить значение библиотек и труд библиотекарей для воспитания, образования и просвещения нового поколения россиян. Во всем, что делается в детских библиотеках, ощущается живая творческая душа. Оригинальные библиотечные программы и проекты через каждодневные дела учат юных читателей не только ориентироваться в обилии информации, мощным валом обрушивающейся на них из книг и средств массовой информации. В детской библиотеке происходят процессы воспитания информационной культуры, нахождения путей согласованности чтения и современных компьютерных технологий. Чтение выступает как фактор формирования и развития личности. И в этом – феномен детского чтения!

Галина Николаевская,
директор МКПУ «Централизованная
система детских библиотек».

Содержание