Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

КАК НАЙТИ ДОРОГУ К КНИГЕ

ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ ТОЛЬЯТТИ

Централизованная детская библиотечная система Тольятти хорошо известна своим творческим потенциалом, умением строить всю работу с детьми на основе знания психологии и педагогики детства, стремлением создать для детей в наше непростое время атмосферу теплого уютного дома и в то же время соответствовать современным требованиям к библиотечному учреждению. Многое делается для того, чтобы дети могли приобщиться к чтению, к новой книге или журналу.

Детские библиотеки Тольятти – обязательный компонент информационной инфраструктуры города. Здесь юный читатель знакомится с культурой существования информации, узнает о средствах и формах ее преобразования, получает навыки мышления как личного открытия.

Современному ребенку в Тольятти создана среда для выражения интересов, способностей, процесса общения с литературой как с видом искусства. В детстве желание общаться вызвано стремлением понять себя. Библиотеки могут помочь сохранить ощущение самоценности читательского «я», его уникальности. Главное в реализации коммуникативных функций детских библиотек Тольятти – духовная общность библиотекаря с детьми. А это прежде всего – очеловечивание библиотечной среды, в которой книга не живет жизнью, отдельной от интересов ребенка, а интересы ребенка направляются на взаимодействие с культурой.

Основой взаимоотношения читателя и детских библиотек Тольятти стал равноправный диалог, педагогика сотрудничества. Он предусматривает взаимодополнение инициатив взрослого и ребенка, органическое сочетание элементов исследовательско6учебной, игровой и творческой деятельности, открывает широкие возможности для детских библиотек как организатора самообразования, досуга, центра духовной культуры, межличностного общения.

Работа с информацией, предназначенной для детей и подростков, требует искусных и непредубежденных профессионалов, умеющих работать с этой категорией населения, наименее экономически и социально защищенной. В библиотеке важноне только выдать книжку, но и создать все условия для развития юного читателя, его приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры теми формами и методами, которые соответствуют интересам и потребностям подрастающего поколения. Это как раз и умеют делать в детских библиотеках города.

Неоценима работа тольяттинских детских библиотек в пополнении и создании именных специальных фондов, детских театров, студий, кружков, в оформлении выставок детских работ, детских картинных галерей, секций технического творчества, тренажерных залов, музыкальных и литературных гостиных.

В Тольятти соблюдено главное условие развития современной детской библиотеки – жизнь ее в системе предпочтений читателей, их связей с культурными, историческими традициями ближайшей среды: семьи, города; свобода читателей в библиотеке; детское творчество – драгоценный материал для познания личности ребенка, реализация способностей ребенка в нем.

Детские библиотеки Тольятти отличаются умением расширить свои функции, построить новые модернизированные организационные формы, создать межведомственный банк нерешенных практически важных библиотечных проблем.

Детские библиотеки Тольятти – это явление настоящей культуры, когда речь идет о возрождении общечеловеческих ценностей, ценностей подлинных. Именно к ним относится детство – самая уязвимая, самая беззащитная и вместе с тем формообразующая пора человеческой жизни. Тольяттинские детские библиотеки твердо отстаивают приоритет детства, сделав эту идею ведущей в своей работе. Только так можно добиться, чтобы ребенок и книга стали понятиями неразрывными.

Современная библиотечная работа с детьми требует несколько иных знаний, умений и навыков, подходов к организации, нежели обслуживание взрослых. В детских библиотеках должны работать психологи, педагоги, библиотекари, владеющие знанием психологии и умеющие адаптировать эти знания в организацию среды развития ребенка. Причем все эти специалисты должны работать непосредственно с детской книгой, информацией и самим ребенком и в тоже время уметь организовывать специализированные информационные модельные центры, ориентированные на рынок информационных ресурсов и услуг в области образования и просвещения детей и подростков города, позиционирования организаций сферы культуры и искусства в образовательно6просветительской и досуговой среде.

В настоящее время городскими властями рассматривается вопрос о финансировании проекта модернизации и компьютеризации муниципальных библиотек г.Тольятти, в том числе и детских. Цель данного проекта – модернизация муниципальных библиотек как образовательных, информационных, культурных центров для создания условий повышения интеллектуального уровня населения.

Программа деятельности таких центров и всего библиотечного сообщества, обслуживающего детей города, позволит повысить рейтинг детских библиотек, ориентированных на конечный результат, и обеспечить:
– авторитетность профессиональной и инновационной деятельности библиотеки;
– участие библиотеки в работе с социально исключенными группами населения;
– спектр и уровни проектов и программ, реализуемых библиотекой, ее участие в корпоративных проектах;
– динамику модернизационной деятельности библиотеки;
– степень полноты, достоверности, доступности и своевременности информации о деятельности библиотеки;
– уровень организационного, маркетингового, мониторингового обеспечения управления деятельностью библиотеки;
– разработку и внедрение новых информационных и гуманитарных технологий;
– квалификационный рост сотрудников библиотеки;
– уровень рекламной и информационно6консультационной службы библиотеки во внешней сфере.
Муниципальное культурно-просветительное учреждение «Централизованная система детских библиотек» г.Тольятти – это одна из крупнейших библиотечных систем Самарской области, закрепившая за собой звание учреждения, работающего интересно, творчески, в духе времени.

Н.В. Мясникова,
заведующая научно-методическим отделом
Самарской областной библиотеки.

Содержание