Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

Внутренний маркетинг в библиотеках

РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В БИБЛИОТЕКЕ

В последние годы важнейшим направлением в работе библиотеки стала работа по стабилизации и адаптации кадров. На решение этой задачи были направлены усилия по мотивации труда, повышению профессионального мастерства молодых специалистов, адаптации их в коллективе, созданию возможностей должностного роста, поиску средств материального стимулирования творческих изысканий сотрудников.

Непрерывное обучение всего персонала, развитие его компетенции – основная составляющая работы Библиотеки Автограда. Кардинальные изменения, которые происходят в нашей стране, требуют формирования работника нового типа, с высоким уровнем профессионализма, новым профессиональным мышлением. Обучение и повышение квалификации работника библиотеки является в этом решающим компонентом.

Сделав анализ ресурсов библиотечных кадров – их профессиональной подготовки, опыта работы в библиотеках, творческого потенциала, уровня квалификации, пришли к выводу о необходимости создания постоянно действующей дифференцированной системы повышения профессиональной квалификации и общекультурного уровня работников.

Уже несколько лет работает программа «Адаптация библиотечной профессии» для молодых сотрудников, не имеющих библиотечного образования и опыта работы в библиотеке. Обучение библиотечному минимуму проводится с помощью заведующих отделами и филиалами по программе, утвержденной методическим советом библиотеки.

Кроме того, активно ведется работа по программе наставничества как форма обучения и повышения квалификации библиотечных работников.

Всего действовало 26 программ наставничества, 7 – групповых, 19 – индивидуальных, в них участвовало 35 обучающихся и 14 наставников. Программа финансируется из средств библиотеки, полученных от платных услуг. Наставникам устанавливались доплаты к зарплате в размере от 5 до 30% ежемесячно на протяжении действия программы.

Одной из форм стимулирования повышения квалификации работников стала аттестация. Первая аттестация прошла в 2003 году для сотрудников, проработавших в библиотеке 3 года. Была подготовлена анкета для работников, не имеющих специального образования, в которую вошли вопросы:
– Назовите организационно-правовую форму Библиотеки Автограда;
– Сколько отделов и филиалов в Библиотеке Автограда? Назовите специализированные отделы и филиалы. Где они находятся?
– Вы знаете историю Библиотеки Автограда? Сколько библиотеке лет?

Что можете рассказать о ее достижениях и успехах, о ее сотрудниках?
– Какими документами руководствуются библиотечные работники в своей деятельности?
– Какая система классификации документов принята в библиотеке?
– Какую специальную литературу вы знаете, читаете?
– Какая статья из последних публикаций о библиотечной деятельности вас заинтересовала?
– Литература по какой теме находится за разделителями 32, 34, 67, 76, 78?
– Какой нормативный документ вы применяете при описании книг и журналов?
– Что такое «аналитическое описание»?
– В библиотечной деятельности встречаются понятия: СКС, СБА, АК, ПК – что они обозначают?
– Какие формы массовой работы вы знаете?
– К вам обратился читатель с просьбой помочь найти книгу в каталоге и заполнить требование. С чего вы начнете?
– Какие дополнительные (платные) услуги в библиотеке вы можете предложить читателю?
– Вы посещаете обзоры для сотрудников? В какой день недели они проходят? О чем, о каких книгах шла речь в последний раз?
– Напишите коротко ответ, проверьте себя… 5 ответов – вы все еще новичок. 10 ответов – неплохо, но надо стараться, 15 – вы можете стать настоящим профи.

В результате аттестации 12 сотрудников получили повышение разряда, остальные поняли, что им многому еще предстоит научиться. Проведение ежегодных аттестаций стало традиционным мероприятием.

Осваивать новые компьютерные технологии, новые формы работы, связанные с проектной деятельностью, пришлось и профессиональным библиотекарям. Для них в библиотеке разработана и действует программа повышения квалификации и подготовки персонала новой компетенции.

Обучение проходит в виде семинаров, тренингов, деловых игр и т. д.

Вот некоторые темы обучающих занятий:
– семинар6тренинг «Проект как способ активизации деятельности библиотеки», направленный на повышение активности работников библиотеки для работы в проектном режиме;
– семинар «Проектная деятельность»;
– 20 часов (5 дней по 4 часа) 19 сотрудников библиотеки работали по программе видеотренинга «Профессиональная подготовка в области работы с клиентами» (европейская методика). Курс вела профессиональный психолог, заместитель директора Ольга Вавилина. Занятия направлены на развитие и тренировку навыков по обслуживанию читателей, позволяют осознать механизмы влияния на читателей в ситуации обслуживания, а также оценить собственные ресурсы оказания влияния. В процессе обучения большое внимание уделялось формированию духа корпоративности, чувства гордости за свою библиотеку, формированию единой команды;
– семинар «Книжная выставка как элемент рекламы библиотеки». Для определения эффективности семинара было проведено анкетирование участников и объявлен профессиональный конкурс на лучшую библиотечную выставку;
– семинар6консультация «Платные услуги – правовые основы деятельности» (подготовлен и проведен работниками отдела маркетинга и бухгалтерии). Цель семинара – упорядочить деятельность структурных подразделений по освоению и внедрению платных услуг в соответствии с правовыми документами;
– дополнительным моральным и материальным стимулом к повышению квалификации является участие в городском конкурсе среди муниципальных библиотечных систем «Библиотекарь года»;
– ежегодные конкурсы библиотечных проектов. Привлечение сотрудников к проектной деятельности позволило повысить их квалификацию, заинтересовать в работе, проявить творчество. Теперь многие молодые сотрудники имеют собственные инициативы или проекты и работают по ним.

Созданию творческой, дружеской атмосферы, необходимого психологического настроя служат внутрибиблиотечные мероприятия корпоративного характера. Наиболее значимые:

  • ежегодные итоговые собрания коллектива Библиотеки Автограда, заключение коллективного договора;
  • ежемесячные производственные совещания с заведующими отделов и филиалов;
  • корпоративные мероприятия, посвященные профессиональным праздникам. В Библиотеке Автограда сложилась традиция отмечать не только День библиотек, который празднуется 27 мая, но и День рождения Библиотеки Автограда в сентябре. Это обязательно выезд на природу. Чудесных мест в окрестностях Тольятти очень много, поэтому маршруты каждый год разные: ранчо, поездка на омике, грибы, шашлыки и т. д.;
  • юбилеи отделов;
  • традиционная встреча ветеранов библиотеки в октябре;
  • личные юбилеи сотрудников, которые становились праздниками всего коллектива.

Корпоративные мероприятия 2005 года:

Отметил свой 30-летний юбилей отдел организации и использования единого фонда, а бессменная заведующая Анна Семенчук – 50-летие профессиональной деятельности.

25-летний юбилей библиотеки медицинской литературы № 17 отметили сотрудники и читатели. В этот день библиотеку поздравляли специалисты городской больницы № 5 и ее главный врач Н.Л. Кордаков. Заведующая библиотекой Л.А. Камагаева и библиотекарь Д.В. Орлов получили ценный подарок и для библиотеки, и для читателей – доступ в Интернет.

4 марта все сотрудники библиотеки собрались в литературной гостиной, чтобы заслушать наших профсоюзных лидеров и получить поздравления с наступающим дамским праздником. Администрация щедро раздавала подарки. Все библиотекари получили по прекрасной книге, а особо счастливые, на зависть другим, суперподарки: Е.В. Кондрусева – чашку кофе с директором МУК «Библиотека Автограда» Н.В. Булюкиной в кафе «Бин», Н.Н. Молчанова – денежное пособие к отпуску в размере оклада, Л.Н. Макарова – до конца года ежемесячно 200 рублей к зарплате, Е.П. Купцова – 2 билета на любой концерт, Л.Н. Лаврентьева – фирменные часы Библиотеки Автограда ко Дню библиотек, Т.А. Гладырева – пиццу ко дню рождения, Е.В. Никитина – дополнительный выходной день.

26 мая в компании муниципальных библиотек отметили свой профессиональный праздник походом в культурно6развлекательный центр «Пирамида». Поздравили победителей конкурса «Библиотекарь года – 2005».

30 сентября по традиции отмечали День Библиотеки Автограда с выездом на природу, в замечательное место «На ту сторону».

8 ноября в литературной гостиной состоялась «Новая встреча – 2005» – ежегодная «тусовка» ветеранов Библиотеки Автограда.

29 декабря с шиком и «ряжеными» артистами отметили Новый год библиотекари заводских и городских подразделений. Работники кафе «Флоранс» впервые принимали у себя такое соцветие и в таком количестве прекрасных и интеллектуальных дам.

30 декабря в читальном зале у елки весело прошел новогодний праздник для детей сотрудников МУК «Библиотека Автограда».
Вся наша интересная библиотечная жизнь отражена в любимом всеми сотрудниками издании – ежемесячной информационно6развлекательной газете «INFO-интеллект».

Инна Кузьминова,
заместитель директора по библиотечным
вопросам МУК «Библиотека Автограда».
День Библиотеки Автограда.

Содержание