Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

Привлечение внебюджетных средств
на развитие библиотек. Проектная деятельность

ТРИУМФ ПРОСТЫХ ИДЕЙ

О проектном методе сегодня не говорит только ленивый. И действительно, порой кажется, что это и есть именно то, чего требует от нас время. Проекты многолики и многогранны. Отсюда проистекает и некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело называют проектом. Нет, все6таки не любое. У проектов есть своя философия, своя методология, своя практика.
Говоря о проектной деятельности нашей библиотеки, хочется вспомнить, как все начиналось.

Зарождение идеи

Так совпало, что новая история Библиотеки Автограда и первые шаги в проектной деятельности начались одновременно. 1999 год изменил многое для нашей библиотеки. С переходом в муниципалитет появились проблемы, решение которых требовало поиска новых методов. В то же время, сменив учредителя, мы получили юридическую самостоятельность, возможность самостоятельно принимать решения. Оглянувшись по сторонам, мы увидели, что библиотечное сообщество уже несколько лет использует новый механизм для решения перспективных задач развития своих библиотек. Многие библиотеки перестали ждать благотворительности в форме пожертвований и постепенно переключились на проектную деятельность.

К 1999 году российские библиотеки уже имели опыт работы с грантодателями. Стремительные изменения и усложнения проектной деятельности в целом – вот условия, при которых Библиотека Автограда предпринимала свои первые проектные шаги.

За пять лет нами было подано 18 заявок на конкурсы различного уровня, от городских до всесоюзных. Работы были и удачными, и не очень.

Шесть монопроектов, участвовавших в конкурсах Сороса, ярмарках социальных проектов, к сожалению, не добились финансовой поддержки, несмотря на колоссальные затраты времени и сил. Тем не менее наш опыт работы показал, что любой, даже не получивший финансирования проект не может не принести результатов.

12 проектных идей получили гранты в размере 475500 рублей и были реализованы в Библиотеке Автограда. Грантодателями, которые поддержали библиотеку, стали: Городской благотворительный фонд Тольятти, департамент культуры мэрии г.Тольятти, министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области. Сегодня можно с уверенностью сказать, что проект стал механизмом, способным привлекать ресурсы, развивать инновации и способствовать принятию управленческих решений. На средства грантов была приобретена оргтехника, компьютеры, выставочное оборудование, книги, цифровой фотоаппарат, сайт, средства на реализацию мероприятий.

Привлечение внебюджетных средств на развитие библиотек. Проектная деятельность

Реализация идей

Проекты затрагивали проблемы различных слоев населения и влияли на развитие многих направлений деятельности библиотеки.

  • Расширить сферу своей деятельности библиотека смогла посредством реализации проект «Книга на ТV» (2001 год). Благодаря полученному гранту библиотеке удалось существенно улучшить качество телевизионной библиотечной программы «Книжная лавка», создать архив программы. Проект «Книга на ТV» позволил на тот момент сохранить такую нетрадиционную форму работы библиотеки, а сегодня, спустя пять лет, развить ее в другом формате, как программу «Переплет».
  • Среди реализованных проектов Библиотеки Автограда – проект «Щедрый дар» (1-й этап – 2001 год, 2-й этап – 2002 год), направленный на развитие и организацию редких фондов, выпуск печатного каталога. Предыстория идеи проекта такова: в 2000 году Библиотеке Автограда Н.В. Жестков, потомок В.Н. Татищева, основателя нашего города, подарил коллекцию редких изданий. Его отец, русский эмигрант первого поколения во Франции В.И. Жестков, долгое время собирал свою домашнюю библиотеку, в ней находятсяредкие издания ХIХ – начала ХХ века. Часть своей коллекции он решил передать в одну из провинциальных библиотек России. Именно в провинции, как считал В.И. Жестков, его коллекция вызовет интерес и принесет наибольшую пользу для жителей, интересующихся историей и литературоведением.

Благодаря реализации проекта удалось осуществить работы по сохранению уникальных документов культурного наследия ХIХ – начала ХХ века и обеспечить максимально возможный доступ к коллекции жителям нашего города:
– полное библиографическое описание коллекции, сделанное на исследовательском уровне;
– свободный доступ к электронной библиографической базе данных коллекции;
– работа с отдельными экземплярами коллекции либо с их электронными или бумажными копиями.
Именно деятельность в рамках проекта позволила библиотеке не просто принять и обработать книжный дар такого рода, но и создать для города новый доступный культурный ресурс.

  • Цикл проектов по работе с детьми и юношеством. В него вошли три тематических проекта – «Путешествие по ступенькам истории» (2001 год), «От приключения к приключению» (2002 год), «По экологической тропе с книгой» (2003 год). Все они направлены на организацию детского отдыха в период летних каникул. «Чтение через поощрение» – этот принцип лежит в основе всех трех циклов. И если вначале детей привлекали в большей степени ценные призы: велосипед, ролики, скейт, плееры, магнитофоны, то в процессе участия они втягивались в водоворот интереснейших событий на основе прочитанных книг. Полученные гранты позволили внедрить новые, интересные формы работы с детьми. Это были не только литературные конкурсы, игры, но и карнавалы литературных героев, путешествие на ранчо и знакомство с культурой индейцев, катание на лошадях. Именно работа в проектном режиме позволила ежегодно более чем 200 девчонкам и мальчишкам провести свои каникулы весело, интересно. Но что наиболее важно – эти летние программы стали традиционными и получили дальнейшее развитие независимо от получения гранта. Сегодня в городе есть фирмы, которые готовы поддержать такого рода идеи и выступить в роли спонсоров. Но такая возможность привлечьсредства появилась только после умелого использования проектных механизмов.
  • «Интра» (2005 год) – еще один проект по работе с детьми направлен на создание на базе детско-юношеской библиотеки информационного интеллект-центра, в основу деятельности которого заложено использование единого культурно-информационного пространства в рамках автоматизированного комплекса Библиотеки Автограда. В результате реализации проекта «Интра» произошли определенные качественные изменения в деятельности библиотеки в целом:

– библиотека вступила на путь модернизации и приблизилась к требованиям соответствия современной библиотеке;
– соединение с центральным сервером библиотеки открыло возможность использовать уже накопленные ресурсы, качественнее выполнять сложные запросы. Появилась возможность работы в Интернете, выполнения запросов с помощью Интернета;
– предоставляются новые дополнительные услуги, оказываемые на основе использования новых информационных технологий.
Деятельность по реализации проекта «Интра» позволила создать новую по своей сути детско-юношескую библиотеку. Необходимо отметить, что это теперь не отдельно взятая хорошо оснащенная библиотека, а встроенный в отлаженную систему сетевого обслуживания механизм, который позволяет более качественно обслуживать детей и юношество.

  • Инновационным по праву можно назвать проект «Очарованные книгой» (2003 год) – конкурс личных библиотек жителей города.

Участникам проекта, а их было 30 человек, предложили ответить на вопросы: «Можно ли считать ваше книжное собрание домашней библиотекой?», «Задавались ли вы вопросом, какие книги окружают вас дома?», «Насколько востребованы и для кого собраны книжные богатства?» и, еще раз пересмотрев свои домашние книжные коллекции, осознать для себя их ценность. Представленные на конкурс домашние библиотеки жителей города раскрыли широкий спектр книжного собирательства по номинациям: «Книжные раритеты» – ценные издания XVIII–XIX вв., передававшиеся из поколения в поколение; «Книга – История – Человек» – книги гуманитарного направления (филология, история, философия, искусство), православной, славянской культуры или других национальных культур, тематические коллекции; «Библиотека – портрет» – собрание биографий, авторских альбомов, монографий и персоналий; «Профи» – энциклопедии, словари, отраслевая литература, удовлетворяющая профессиональные интересы владельца; «Памятная встреча» – собрание книг с автографами, их история.
В результате проекта была получена инновационная методика проведения конкурса личных библиотек, выпущено печатное издание «Каталог выставки «Очарованные книгой» из личных библиотек жителей города Тольятти», создан информационный ресурс, отражающий специфику книжного собирательства в развивающемся городе, создан интеллектуальный ресурс любителей и знатоков книги.

  • Освоение и использование интернет6технологий нашло отражение и стало возможным благодаря реализации проекта «Тольятти литературный» (2004 год). Идея проекта состояла в создании на сайте Библиотеки Автограда виртуальной библиотеки «Тольятти литературный». Материалы по литературной жизни города сформированы так, что позволяют раскрыть основные литературные
    события города, представить полнотекстовые издания, познакомить с тольяттинскими авторами, молодым талантам предоставлена возможность попробовать себя в литературе. А разработанная система поиска дает возможность использовать литературный ресурс города в полном объеме. В рамках этого проекта удалось не только создать виртуальную библиотеку, но и разработать полноценный сайт
    Библиотеки Автограда с привлечением специалистов дизайн-студии.
  • Продвижением корпоративной культуры библиотеки стал проект по созданию библиотечной газеты «INFO-интеллект» (2004 год). Благодаря полученному гранту удалось наладить систематический выпуск газеты (12 номеров в год) тиражом 100 экземпляров. Газета не только распространяется по филиалам Библиотеки Автограда, но и позиционирует деятельность библиотеки среди общественных организаций – партнеров библиотеки, среди читателей муниципальных библиотек.
  • «Мир после войны» – так назывался проект, раскрывающий тему года.

Реализация проекта позволила на качественно новом уровне провести мероприятия по популяризации литературного наследия о Великой Отечественной войне и современной военно6патриотической публицистики.

  • «Клуб библиотечных менеджеров» (2005 год) – региональный проект, объединяющий профессиональное библиотечное сообщество и вовлекающий городские библиотечные системы Самарской области в процесс формирования профессиональной элиты.

Продвижение идеи

Социокультурное проектирование тесно вошло в жизнь Библиотеки Автограда, являясь, по сути, механизмом развития библиотеки в целом, позволяющим внедрять новые формы и методы в работу, раздвигать рамки деятельности библиотеки. Конечно, реализация такого количества проектов (два-три в год) не под силу одному руководителю. Важно, чтобы были и сотрудники, готовые взять на себя ответственность в руководстве отдельными проектами. Как заинтересовать коллектив, который, в принципе, выполняет уже свои обязанности в рамках своей сферы деятельности? Работа над проектом всегда выходит за рамки непосредственных обязанностей. Задача руководителя – найти стимулы, способные увеличить эффективность работы, и не только материальные. Для четкой и успешной проектной деятельности необходимо внедрять и использовать одно из самых перспективных направлений менеджмента – управление проектами.

В связи с этим в библиотеке были поставлены задачи по внедрению проектной культуры и проектных технологий:
– подготовка и формирование мобильного коллектива, способного работать в проектных командах;
– внедрение проектных технологий в библиотечную деятельность как философии успешного развития библиотеки.
Для подготовки коллектива были использованы разноуровневые системы обучения:

  • В 2003 году – обучение менеджера по проектам в Московской высшей школе социальных и экономических наук, одном из немногих российских университетов, где можно получить образование по программе «Менеджмент в сфере культуры», дистанционного формата обучения с использованием средств информатизации и телекоммуникаций по пакетной программе, включающей следующие курсы:
    – «Интерпретация культурных ресурсов»;
    – «Социокультурное проектирование»;
    – «Маркетинг и коммуникации»;
    – «Информационный менеджмент».
  • Обучение наиболее активных работников на городском уровне по программам, предоставленным департаментом культуры мэрии г.Тольятти, участие в семинарах6тренингах благотворительного Общественного фонда Тольятти.
  • Проведение и организация собственными силами семинаров-тренингов «Проект как механизм развития библиотеки» для коллектива Библиотеки Автограда.

Наиболее важными подвижками по внедрению проектной философии в жизнь библиотеки стала организация и проведение внутрибиблиотечных конкурсов проектов. Эта форма позволяет участникам поработать в реальном режиме на всех этапах: от зарождения проектной идеи до написания заявки и отчета по использованию средств.

Первый конкурс творческих проектов Библиотеки Автограда среди отделов и библиотек прошел в 2002 году. Администрация библиотеки стала учредителем этого конкурса и выделила на его проведение 30000 рублей.

На участие в конкурсе от библиотек и отделов Библиотеки Автограда было представлено 10 заявок:
– дизайн6проект отдела искусств «Библиотека ХХI века»;
– проект сектора иностранной литературы «Раскрытие и сохранность фонда»;
– проект литературной гостиной «Книжная галерея»;
– проект центрального абонемента «Работа с читателями6новичками»;
– проект информационно6библиографического отдела «Библиотека на рабочем столе»;
– проект информационно6библиографического отдела «Информационно-правовой центр»;
– проект библиотеки № 3 «От всей души»;
– проект библиотеки № 7 «Кроссворд».

Победителями стали пять проектов, которые и получили средства на реализацию своих идей. И если в начале конкурса участники считали, что это что-то вроде деловой игры, то по мере реализации проектов, получения запрошенных финансовых средств и предоставления финансового и программного отчетов в соответствии с составленной сметой они убедились в серьезности данного мероприятия.

В 2004 году библиотека продолжила традицию внутрибиблиотечных конкурсов и объявила второй конкурс проектов среди отделов и филиалов Библиотеки Автограда по теме «Совершенствование системы обслуживания читателей». Цель конкурса – содействие развитию новых форм и методов обслуживания читателей через поддержку творческих инициатив библиотечных работников.

В рамках конкурса рассматривались проекты, направленные на:
– разработку и предоставление новых услуг для пользователей, в том числе с использованием информационных и интернет-технологий. Разработанные услуги могли носить дополнительный характер и выполняться на платной основе;
– разработку новых форм и методов раскрытия библиотечных фондов;
– реализацию партнерских проектов по проведению акций для жителей города, читателей с целью раскрытия возможностей библиотеки.

Основные критерии оценки и требования к проектам:
– соответствие условиям и приоритетам конкурса;
– инновационный характер;
– партнерские проекты;
– реалистичность и обоснованность затрат на реализацию проекта.

На конкурс было подано шесть заявок от филиалов и отделов библиотеки. Победителями стали четыре проекта. На реализацию проектов выделено 30000 рублей.

Проекты-победители: «Библиотека электронных ресурсов», «Электронные ресурсы периодики» – представление электронных версий газет, «С этого начинается библиотека», «Единое информационное окно».

Анализируя эффективность внутрибиблитотечных конкурсов, можно отметить, что полученные результаты полностью оправдали те затраты, которые вложила администрация библиотеки в данную деятельность. Каждый проект получился нестандартным, хотя в основу и были положены уже известные библиотечные методы. Но работа в проектном режиме подвигнула сотрудников искать нетрадиционный подход, новые способы решения поставленных проблем. Работники филиалов, отделов Библиотеки Автограда, принявшие участие во внутрибиблиотечных конкурсах, прошли своеобразную школу – школу современного управления, разрешения конфликтов, школу управления переменами, школу развития библиотеки. Причем это школа, которую можно освоить только на практике, анализируя результаты и ошибки.

Продолжением внедрения проектной культуры в жизнь и развитие Библиотеки Автограда может служить опыт работы отдельных филиалов, которые выходят со своими идеями, оформленными в рамках проекта к спонсорам, партнерам. Это позволяет привлечь не только дополнительные средства, но и поднять самооценку работников и завоевать ресурс доверия у своих партнеров (см. статью «Социальное партнерство и проектная деятельность на производстве» Е.В. Рылкиной).

Подводя итоги

Опираясь на собственный опыт, мы можем сказать, что использование проектных технологий изменяет характер системы управления библиотекой, изменяется организационная культура:
– самостоятельные подразделения проявляют больше инициативы;
– возникают тенденции к отказу от устаревших идей и замене их новыми взглядами, стратегиями;
– ослабевает сопротивление изменениям;
– усиливается творческая и инновационная активность;
– проектные команды становятся инструментами, посредством которых облегчается проведение в организации процессов обновления.

Светлана Павидис,
заведующая отделом библиотечного
маркетинга МУК «Библиотека Автограда».

Содержание