Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

Социокультупная и просветительская
деятельность библиотек

ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ ТАЛАНТ ЧИТАТЕЛЯ

В последние годы во многих периодических изданиях библиотечной тематики поднимается вопрос о проблемах детского чтения. Все активнее он обсуждается на страницах педагогической литературы (журналы «Воспитание школьников», «Начальная школа»; газета «Литература»). Детскому чтению много внимания уделяется в Интернете на сайтах «Biblioгид» РГДБ, chtenie.ru, roditel.ru и др. Все, кто занимается этой проблемой, отмечают, что современные дети, безусловно, читают, и читают не меньше, чем дети прошлого столетия. Отличие в том, что чтение современного ребенка носит более деловой или информационный характер, нежели «для души».

В современном обществе, как отмечают специалисты, меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность и характер, мотивы и стимулы чтения, носители информации. Меняется и круг чтения детей и подростков. Читательские предпочтения отданы остросюжетной развлекательной литературе, так называемым «забавкам». Такая литература не способствует раскрытию личности, ее творческого потенциала.

Что же делать? Как решить проблему смены приоритетов в сфере читательских интересов? Как соблазнить читателя6ребенка книгой, которая заставляет думать, сопереживать, смотреть на себя со стороны? Детско-юношеская библиотека и раньше пыталась решать эту проблему. Это в первую очередь проведение детских летних чтений «Литературное лето», затем циклы литературных часов «Открываем литературный сундучок», циклы книжных выставок «Листая забытые страницы…». Но этого явно было недостаточно.

Проблему чтения низкопробной литературы нашими детьми можно решать, если объединить усилия родителей, школы и библиотеки. И далеко не последнюю роль в этом союзе играет библиотека. Детская библиотека может стать школой читательского мастерства. Поэтому в недрах Библиотеки Автограда созрел проект создания «Мастерской чтения». Этот проект направлен не только на привлечение ребенка к чтению, читателя к высокохудожественной литературе, но и на создание информационного центра для руководителей детского чтения.

В рамках «Мастерской чтения» предполагается вести работу по трем направлениям:
– «Территориясемейного чтения»;
– «Территория хороших книг для разных детей»;
– «Территория поколения NEXT».

«Территория семейного чтения» в первую очередь будет направлена на работу с родителями. Для них создается некий консультационный центр по вопросам детского чтения. Здесь они смогут получить информацию о том, что предложить ребенку почитать, как сделать так, чтобы чтение стало увлекательным времяпрепровождением, что нового и интересного появилось в детской и подростковой литературе. Предполагается, что осваивать эту «территорию» будут воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов. Для них планируется провести ряд семинаров-тренингов по проблемам развития интереса к чтению у детей, будут задействованы различные программы: «Герои любимых сказок приглашают к чтению», «Время семейного чтения», «Мультик с пирожком» и т.д.
Часть «Мастерской», где предполагается работа «Территории хороших книг для разных детей», будет основываться на рекомендательной библиографии для детей и руководителей детского чтения (в первую очередь для учителей6словесников). «Книга за книгой» – новые поступления в библиотеку; «Осторожно, книга!», «Книжная находка», «Миры чтения» – такие рекомендательные аннотированные списки литературы, буклеты, закладки предполагается выпускать библиотекой для читателей6детей, их родителей и педагогов. Они же станут основой страницы «Мастерская чтения» на сайте Библиотеки Автограда. Для того чтобы у читателя сформировался устойчивый интерес к хорошей детской литературе, в библиотеке продолжит действовать программа «Литературное лето» со своими нетрадиционными формами работы с детьми: библиотечными путешествиями, чтениями на траве, театрализованными праздниками. Для детей, которые не могут посещать библиотеку, формируется портфель чтения «Читайка приходит в гости».

Третья составляющая проекта, «Территория NEXT», учитывает интересы старшего школьного возраста к информационным технологиям. Наша задача будет состоять в том, чтобы сориентировать их среди литературных сайтов Интернета, а также организовать «виртуальное общение» – обсуждение прочитанных произведений.
С.Я. Маршак говорил, что «есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открывать, выращивать, лелеять…». В этом и заключается наша главная задача.

Мария Шиянова,
заведующая детско - юношеской
библиотекой № 4 МУК «Библиотека Автограда».

Содержание