Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

КАК НАЙТИ ДОРОГУ К КНИГЕ

БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ: ЕСТЬ О ЧЕМ МЕЧТАТЬ, НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ

Библиотеки-филиалы в школах появились в начале 80-х годов, когда город Тольятти активно застраивался жилыми домами, а объектов культурного значения строили недостаточно. В городе не хватало детских библиотек. Тогда в качестве эксперимента было решено открывать библиотеки на площадях общеобразовательных школ.

Сначала появились библиотеки № 1 и № 10 в школах № 6 и № 60 Комсомольского района, затем, в 1983 году, открылась библиотека № 14 в средней школе № 63 Центрального района.
Целью открытия таких библиотек было создание единого, полноценного информационного пространства и обеспечение нужной литературой учебного процесса в школах. На сегодняшний день таких библиотек в городе семь. Все они находятся на территории школ на основе договора о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом.

Библиотека № 14 работает с учащимися и педколлективом школы № 63 уже 23 года. Все эти годы мы тесно сотрудничаем со школьным библиотекарем и учителями. Библиотека оказывает информационную поддержку педагогам при проведении общешкольных мероприятий, предметных недель, открытых уроков, классных часов, праздников и т.д. Проводятся занятия по воспитанию культуры чтения, по обучению навыкам грамотного инфор6ационного пользователя.

В МКПУ ЦСДБ разработана единая программа проведения библиотечных уроков «Ключ от волшебного дома» для 1–9-х классов.Особую актуальность она приобрела сейчас, когда в школьную программу введен новый предмет – «Основы проектной деятельности», предполагающий самостоятельную исследовательскую работу учащихся. А это невозможно без умения пользоваться справочным фондом библиотеки, ее справочным аппаратом, без умения найти нужную информацию, использовать ее и критически переосмыслить.

Со всем этим помогает справляться библиотека. Помимо работы по воспитанию информационной грамотности библиотекой проводятся культурнодосуговые мероприятия: обзоры, беседы, литературные игры и часы и т.д.

«Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги», – эти слова писателя Юрия Олеши стали девизом программы «Книги с золотой полки» для 1–4-х классов, которая вот уже десятый год действует в детской библиотеке № 14. Ее цель – познакомить детей с лучшими детскими книгами, русской и зарубежной классикой. В рамках этой программы проходят:
– литературное «Путешествие в Изумрудный город» по книге А. Волкова;
– эрудит-шоу «Кто без крыльев летает?» по книгам И. Акимушкина;
– сказочный турнир «Однажды в Сказочном королевстве»;
– «Путешествие по зоопарку со знающими людьми» по книгам Е. Чарушина, В. Чаплиной и др.

В 2005 году, в год 606летия Победы в Великой Отечественной войне в детской библиотеке № 14 при активном участии школьного библиотекаря Т. Войтик был реализован проект «Память не умирает» – проект-победитель 14-го конкурса мини6грантов городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» (именной фонд «Тольяттистройзаказчик»). Сумма финансирования проекта – 4400 руб. Цель проекта – развитие интереса к книгам патриотической тематики, формирование патриотического сознания через взаимосвязь истории страны, истории города, истории семьи. Проект состоял из трех этапов: 1) информационно6исследовательский, в ходе которого было проведено анкетирование среди учащихся 5–9-х классов «Что я знаю о войне»; 2) поисковый – «Войну опишем просто и правдиво» – дети писали сочинения по истории семьи и о героях6земляках, отзывы о книгах; 3) итоговый – был подготовлен и проведен литературно6музыкальный вечер «Память не умирает» и раскрыта интерактивная выставка сочинений, рефератов и отзывов читателей (всего 98 работ). По просьбе администрации школы № 63 литературно6музыкальный вечер был проведен семь раз вместо двух запланированных. Общее количество посетивших мероприятия – 289 человек.

За время реализации проекта детьми было прочитано 278 книг военнопатриотической тематики. Как отмечено в благодарственном письме администрации школы № 63: «Благодаря этому проекту значительно пополнились фонды школьного музея боевой славы детскими поисковыми работами».

В 2006 году в рамках недели детской книги был подготовлен и проведен большой театрализованный праздник, посвященный 100-летию А. Барто. Ученики 5-х классов выучили стихи, подготовили инсценировки по стихам поэтессы. На праздник кроме учеников младших классов школы № 63 были приглашены и дошкольники из детских садов № 5, 17, 173. Всего праздник посмотрели 412 детей.
Библиотека в школе – с одной стороны, немного шумновато, суетно, но с другой – есть и свои плюсы. Библиотека, и это главное ее достоинство, очень доступна. В любое время – на перемене, после уроков – дети могут зайти, почитать, полистать журналы. Библиотека в школе – это еще и оперативность. Читатели получают необходимую информацию «здесь и сейчас». Библиотека в школе – это еще и место встречи, общения, досуга. Недаром средняя посещаемость в таких библиотеках выше, чем по системе в целом.

Учителя очень охотно откликаются на предложение принять участие в библиотечных мероприятиях, помогают в их организации. «Мы не можем обойтись без читального зала. Он очень помогает в учебе и очень нужен.

Дети каждую перемену бегают в библиотеку почитать книги и полистать журналы», – отмечает учитель речевого класса школы № 63 Танзиля Вахитова. А вот как высказываются о работе детской библиотеки читатели-дети (сохранена орфография авторов): «Читальный зал нужен для того, чтобы дети не бесились на переменах, а сидели в тишине и читали книги разных поэтов мира» (Сысоев Иван, 4 кл.); «Он должен быть всегда полон посетителями» (Козлов Даниил); «Он должен быть большим, чтобы там было много книг» (Чекушкин Вадим); «Чистый, большой, с телевизором, чтобы там показывали передачу о мире животных» (Николаева Настя); «Чтобы были компы, чтобы он был илитным» (Митусов Илья).

Многие читатели (66% опрошенных) говорят о необходимости иметь в библиотеке компьютеры, а также угловой диван (Процанов Саша), холодильник с напиткам (Полещук Слава). А педагоги школы № 63 мечтают о том, чтобы библиотека обладала просторным помещением и стала информационным и медиацентром.

Одна из особенностей массовой работы детской библиотеки состоит в том, что все мероприятия связаны с книгой и чтением. И поскольку школьная библиотека не обладает богатым фондом литературы и отдельным помещением, то наличие в школе читального зала городской библиотеки просто неоценимо. Читальный зал позволяет наиболее полно выполнять библиографические запросы учащихся, педагогов, родителей. Школьникам не нужно куда6то идти, чтобы получить дополнительную информацию, и в этом им могли бы помочь современные технические средства – Интернет, фонд CD и аудионосителей информации, которых, к сожалению, в библиотеке пока нет.

Так что есть о чем мечтать, над чем работать – чтобы библиотека в школе стала истинным культурным и досуговым, просветительным и образовательным, информационным и технологическим, инновационным и креативным центром школы.

Вера Кучина,
главный библиотекарь
детской библиотеки № 14
МКПУ «Централизованная система
детских библиотек».

Содержание