Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

КАК НАЙТИ ДОРОГУ К КНИГЕ

ПЕРЕЖИВАТЬ ИЛИ СОПЕРЕЖИВАТЬ?
ЧТО ВАЖНЕЕ?

Из опыта проведения часов сопереживания для детей младшего и среднего возраста

Центр эстетического воспитания, специализированный отдел Центральной детской библиотеки имени А.С. Пушкина, был открыт 25 мая 1980 года. Многие годы ЦЭВ работает для своих читателей, а в 2006 г. на базе центра будет открыт консалтинговый центр.

Главная задача работы центра – приобщение читателей к лучшим образцам мировой культуры и искусства, научить видеть это прекрасное в повседневной жизни. В основе всей работы – книга, как самое мудрое из искусств.

ЦЭВ – это изостудия «Веселая радуга», театр детской книги «Солнышко» и дизайн6студия. А еще это три просветительские программы, с которыми ЦЭВ работает с 1984 года:
– «Детство начинается с картинки» (для дошкольников);
– «Сказочное разноцветье» (для детей 7–10 лет);
– «Книга – поиск – творчество» (для детей 11–14 лет).

В основе этих программ – громкие чтения, литературно6художественные часы, часы поэзии, литературные игры. Особо хочется выделить такую форму работы с детьми, как часы сопереживания.
«Мы все родом из детства», – над этими словами Антуана де-Сент Экзюпери я постоянно думаю, когда беру в руки детскую книгу. Что сказать детям о книге, как ее преподнести, объяснить, научить думать, научить добру, удержать их в детстве?

Еще я помню слова Шарля Перро о том, что нельзя взваливать на детские плечи бремя времени с его ложью и грязью, обманом и жестокостью. А как уберечь детей от всего этого? Оказывается, очень просто! Ш. Перро советует читать детям сказки. Хотя в сказке того же Ш. Перро много трагичного, даже жуткого: волк съедает Красную Шапочку и Бабушку, Людоед – собственных детей. Но сказки эти написаны не для того, чтобы напугать детей. Напротив – предостеречь, подсказать – не всегда и не со всеми надо быть доверчивыми.

Кроме этого, меня волнуют вопросы: умеют ли наши читатели правильно читать книги, думать над ними, умеют ли сопереживать, сострадать героям, радоваться вместе с ними, что берут из книг в свою «кладовую сердца»? Нужна ли им помощь добрых библиотекарей, их слово и внимание? Убеждена: такая помощь детям нужна.

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – эти слова Лиса из сказки Экзюпери «Маленький принц» стали темой часа сопереживания «Мальчик с астероида» в рамках программы «Сказочное разноцветье». Эта сказка похорошему трогательная, мудрая, человечная. Она поведает детям о самом важном: что такое дом и верность, любовь и дружба, как нужно относиться к злу и жестокости.

Приручить – это умение понять друга, знать, что друг нуждается в тебе. А еще в этой сказке есть потрясающие слова: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Да, дети должны знать: чтобы приручить, чтобы дружить, нужен редкий талант сердца.

А как подсказать ребенку – не лги, маленькая ложь приведет к большой лжи? Предашь в малом – совершишь преступление в большом. На эти и другие вопросы ответит сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и час сопереживания по ней. Читатели узнают, что герой сказки – это маленький мальчик Алеша Толстой, а писатель А. Погорельский – его родной дядя. Это производит на них глубокое впечатление. Алеша оступился, стал капризным, дерзким, заносчивым; под угрозой наказания выдает тайну «подземных жителей»; мальчишка тонет в собственной лжи. А. Погорельский написал всего лишь одну сказку, и то ради того, чтобы помочь племяннику выпутаться, обрести вновь себя, спасти заблудшую душу. Сказка «Черная курица…» – это гимн великой любви писателя А. Погорельского к племяннику. Вырастет Алеша и станет большим поэтом А.К. Толстым.

Знают ли наши дети, что такое истинная доброта и милосердие, сумеют ли уберечь себя от необдуманного поступка, легкомысленного, а порой и жестокого?

В сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля» принцесса Изольда, милая, добрая, вдруг ясно поняла, что по ее вине истребили род белых цапель. А прихоть6то была необдуманная: ей захотелось выглядеть на своей свадьбе красивее всех. Головной убор захотелось украсить ей нежными перьями белой цапли, и она отдает приказ убить одну лишь цаплю… Маленькая прихоть привела к большой трагедии. Автор советует в конце сказки: мало не делать зло – надо делать добро. Идея добра должна стать частью нашей жизни. Надо с малых лет быть чутким к тем, кто слабее нас, когда требуется помощь. Причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, мы увеличиваем зло. Наши дети должны всегда помнить, что назначение человека – в созидании.

Американская писательница Э. Маклеррен в сказке «Гора, полюбившая птицу» трогательно и искренне рассказывает читателям, что их окружает, как они должны ощущать родство со своим домом, природой. По мнению Маклеррен, простой рассказ, как простое растение, может иметь глубокие корни. «Гора, полюбившая птицу» о многом: она о возникновении жизни, о ее многообразии, о силе любви и преданности, о печальной краткости одной жизни и о той непрерывности, которая присуща всему живому.

Час сопереживания по этой книге всегда проходит эмоционально, дети с интересом слушают рассказ о птице Джой, что в переводе с английского языка значит «счастье». Джой – маленький комочек, каждую весну дарила одинокой горе тепло своего тела, она же возродила жизнь вокруг горы. Большое и малое вдруг оказываются в удивительном живом взаимодействии, которое поражает их, пронзает как молния и заставляет иначе ко всему относиться.

Каждый раз, когда я говорю с детьми о книгах, каждый раз, когда мы размышляем о героях, их поступках, я вижу слушающих и думающих детей. Чувствую сердцем – нужно им живое слово, а встреча с книгой нужна каждый день.

Тамара Медведева,
главный библиотекарь центра эстетического воспитания
ЦДБ им. А.С. Пушкина МКПУ «Централизованная
система детских библиотек».

Содержание