Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

КАК НАЙТИ ДОРОГУ К КНИГЕ

«ДОМ ДЛЯ ПОЧИТАЕК»*

В наш век компьютеров и телевидения у детей все чаще подлинная литература переходит из разряда свободного чтения в чтение обязательное, по школьной программе.

Нередко приходится слышать: «Мой ребенок плохо учится!» Многие родители огорчены слабыми успехами своих детей, их неудачами в школе. Просто эти родители не знают, что ребенку надо уметь давать развиваться как можно раньше, задолго до школы. Способности человека в наибольшей степени закладываются в первые годы жизни. Приобщение малыша к чтению в начале жизни, чтение – слушание – важный этап в интеллектуальном развитии человека. Детское чтение – это один из видов альтернативной педагогики. Но родители, желающие помочь ребенку, как правило, не знакомы с детской литературой, с многообразием игровых приемов, способных вызвать интерес к чтению.

Что нужно читать ребенку? С кем посоветоваться? Прежде всего, разумеется, с детским библиотекарем. Ребенок должен как можно раньше запомнить дорогу в детскую библиотеку. Библиотекарь поможет ему в выборе книг, привлечет его внимание к лучшим. В библиотеке ребенок привыкает к самостоятельному контакту с книгами, и этот начальный навык не раз сослужит ему хорошую службу. Читательская культура воспитывается так же непросто, как и культура вообще. К этому делу должны быть причастны все: и школа, и библиотека, и родители.

Что дает чтение детям? Это общая грамотность и кругозор, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально6смысловые оттенки.

Детские библиотеки Тольятти активно работают по привлечению к чтению детей с рождения до 14 лет и их родителей. Для этой категории читателей в 2005 г. было проведено:
– экскурсий – 54;
– дней дошкольника – 22;
– книжно6иллюстративных выставок – 28;
– других мероприятий – 29.

Все эти мероприятия посетили 1650 детей6дошкольников. Также в отчетном году для этой целевой группы были проведены циклы мероприятий.

«Познаем мир играя» (отдел редких книг ЦДБ имени А.С. Пушкина), проведено 8 занятий, которые посетили 163 ребенка. Особенно детям понравился литературно6игровой час «Книжки6игрушки – наши подружки».

«Вырастай6ка» (детская библиотека № 19), проведено 6 занятий, которые посетили 114 детей. Занятия были посвящены стихам А. Барто, сказкам В. Сутеева, К. Чуковского, а также русскому устному народному творчеству.

Дети приняли активное участие в литературных играх «Хохотальная путаница» и «Нарисованная история» (по книгам В. Сутеева).

В детских библиотеках регулярно проводятся родительские дни, на которых родители учатся приобщать ребенка к чтению. Хотя готовых рецептов не существует и каждый малыш индивидуален, есть основные правила, следуя которым папы, мамы, бабушки и дедушки смогут руководить чтением своего ребенка. И с этими правилами их познакомят в детской библиотеке.

Библиотекари стараются сделать так, чтобы чтение стало для каждого маленького ребенка своего рода ритуалом, интересным общением со взрослым. Ведь чтение, а особенно чтение семейное – один из самых действенных рецептов для нравственного роста маленького человечка.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский так писал об этом: «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой, на свет Божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

Библиотечные фонды МКПУ ЦСДБ прекрасно укомплектованы разнообразными книгами для детей дошкольного возраста с великолепными иллюстрациями. Также детские библиотеки комплектуются лучшими журналами для совместного чтения детей первых лет жизни и родителей: «Погремушка», «Для самых6самых маленьких», «Воробышек», «Карапуз» и др.

Эти издания расскажут родителям о том, как правильно заниматься с ребенком, к чему стремиться, как развить у малышей речь, эмоции, чувства, мышление, память, как научить их читать и др.
В 2004 году отдел обслуживания ЦДБ имени А.С. Пушкина реализовал проект «Дом для Почитайки», который был ориентирован именно на дошкольников и их родителей и имел два направления: работа с детьми младенческого и дошкольного возраста, работа с родителями и будущими родителями детей младенческого и дошкольного возраста. Была развернута работа над интерьером библиотеки – создано библиотечное пространство в соответствии с психовозрастными особенностями детей младенческого и дошкольного возраста (красочное оформление, игрушки и т.п.), раскрыт фонд для детей и родителей (книжные выставки, буклеты, плакаты, обращения и т.п.). По завершении организационных мероприятий прошла рекламная акция по привлечению читателей (плакат об услугах, пригласительные билеты, объявления на подъездах, в женских консультациях, в центрах материнства и детства, в СМИ).

Работа с родителями и детьми младенческого и дошкольного возраста носила комплексный характер: организация досуга, информационная, консультативная деятельность, методическая поддержка, библиотерапевтическая помощь родителям в установлении контактов с детьми, освоение методики семейных чтений. При подготовке и проведениимероприятий учитывались психические особенности детей на разных возрастных этапах, игры и игрушки, книги и чтение. Последнему придается особое значение, так как книга – основа духовного единства, взаимопонимания между родителями и детьми.

Проект «Дом для Почитайки» включал в себя:
– книжные выставки «Детям и взрослым, маленьким и рослым» (с 0 до 3 лет), «Лесенка познания» (с 0 до 3, с 4 до 6 лет), «Ну6ка, книжка, повернись! Ну6ка, сказка, покажись!», час сказки «Посиделки для Почитаек» (с 3 до 6 лет);
– литературные викторины «Страна Чукоккала» (с 1 до 3 лет), «Стихотворная карусель» (с 4 до 6 лет);
– рекомендательные списки литературы для родителей: «Книги будущим мамам», «Читать раньше, чем ходить», «Большая литература для самых маленьких», «Задушевное слово», «Сказкотерапия», «Книга учит играть», «Чтение перед сном»;
– литературную игру6путешествие «Прогулки по зачарованному лесу» (с 4 до 6 лет);
– экспресс6викторину «Загадки старика Годовика» (с 1 до 3 лет);
– организацию рекомендательной тематической картотеки «Читаем вместе с мамой»;
– работу консультационного пункта для родителей (групповые и индивидуальные консультации) «Азбука для родителей» по темам: «Приобщение к чтению в начале жизни: чтение6слушание», «Сам себе психолог, или Учи дитя, пока поперек лавки лежит».

Современная детская библиотека может достойно решать задачу развития ребенка в чтении. С помощью проекта «Дом для Почитайки» библиотека смогла пробудить в детях естественное желание читать, создать близкое ребенку книжное пространство, соответствующее детской логике узнавания окружающего, активизировать жизнедеятельность детей. При этом библиотека решила задачи привлечения детей и родителей к чтению, воспитания культуры чтения, пропаганды библиотеки как центра безопасного досуга детей, пропаганды литературы. Таким образом, детская библиотека не только способствует интеллектуальному, духовному, культурному развитию детей, но и влияет на состояние чтения в семье, тем самым активно противодействует бездуховности в обществе.

Результатом реализации проекта «Дом для Почитайки» также являются: оказание родителям помощи в области психолого6педагогической грамотности, включениеих в руководство детским чтением, подготовка к общению с детьми на базе чтения, воспитание культуры чтения и культуры общения в семье, приобщение ребенка к чтению с помощью взрослых.

В течение года продолжилась работа по просветительским программам для дошкольников:
– «Детство начинается с картинки» – центр эстетического воспитания ЦДБ имени А.С. Пушкина (о книге, живописи, иллюстрации), проведено 9 занятий – часы сопереживания, литературно6художественные часы, часы живописи и утренники, которые были посвящены художникам В. Васнецову, братьям Траугот, В. Перову и др. Всего эти занятия посетили 368 дошкольников;
– «Напитать душу красотой» – детская библиотека № 4. На занятиях этой программы дошкольники знакомятся с русским фольклором и поэтической классикой. В ходе каждого занятия проводятся творческие конкурсы. В 2005 г. проведено 7 занятий, их посетили 190 детей;
– «Ужасно интересно все то, что неизвестно» – детская библиотека № 12. В основе программы материалы детского журнала «Отчего и почему?». Детям рассказали истории дремучего леса, сказки для маленьких, о словах с «крылышками» и о чуде света, называемом душевным лекарством.

Всего было проведено 26 занятий, их посетили 67 человек.

В 2005 г. детские библиотеки города охватили библиотечным обслуживанием 57 детских образовательных учреждений.

Чтение подрастающего поколения относится к общенациональным проблемам. От понимания, заботы и поддержки в этой области со стороны государства и общества зависит духовное (а в какой6то мере и физическое) здоровье и будущее нации. Детские библиотекари нашего города понимают: чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать, детей нужно привлекать в библиотеки с самого раннего возраста и стараться сделать их и их родителей постоянными посетителями.

Ребенок должен полюбить книгу до того момента, когда книга появится в его жизни как учебник. Воспитание настоящего маленького читателя, который видит в книге помощника и советчика, испытывает удовольствие от встречи с хорошей детской книжной литературой – это совместная цель родителей и детской библиотеки.

Людмила Замула,
главный библиотекарь отдела обслуживания
ЦДБ имени А.С. Пушкина МКПУ «Централизованная
система детских библиотек».

Содержание