Учитель - мастер и творец. Учитель крупным планом (образ учителя в живописи)

184.
85.143(2)1
БАЛАШОВА Л. Н. Богданов-Бельский."Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского" : (рассказ об одной картине). - Текст : непосредственный // Юный художник. - 2002. - N 8. - С. 16-17.
Картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского (1868—1945) «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» написана в 1895 году. На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при вычислении в уме написанной на доске дроби. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

«Устный счёт.
В народной школе
С.А. Рачинского»

185.
85.143(2)1
БРУЗГАЛОВ П. Устный счет художника Богданова-Бельского : [тема детства в творчестве русского художника XIX-XX вв. Н. П. Богданова-Бельского] // Творчество народов мира. - 2009. - N 8. - С. 40-53.
186.
85.143(2)
МАРТЫНОВ С. Прикладная математика : [картина "Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского" Н. Богданова-Бельского] // Вокруг света : журнал. - 2018. - N 9. - С. 36-37.
Пример на доске — работа мысли на лице. Сельский учитель — профессор МГУ Сергей Рачинский. Место действия — село Татево, куда потомок дворянского рода приехал из Москвы, чтобы открыть школу для деревенских детей. Разработал профессор свою систему обучения устному счету, по которой учился и художник Богданов-Бельский. Тот самый случай, когда учитель дает дорогу в жизнь и помогает стать художником.
187.
85.143(2)
НАСОНОВА А. Повелитель чисел : [картина "Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского" Н. Богданова-Бельского]. - Текст : непосредственный // Вокруг света : журнал. - 2019. - N 9. - С. 24-25.

188.
85.143(3)я6
НЕМЕНСКИЙ Б. Учительница. [Портрет Т. Г. Запениной] : [репродукция]. - Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное // Доверие : Художник и время : фотоальбом / Неменский Б.Н.. - Москва : Мол. гвардия, 1984. - С. [27], ил.
Неменский Борис Михайлович (1922) — советский российский художник. Необычно выполнен художником портрет учительницы Т.Г. Запениной. Изображение пожилой женщины с задумчивым усталым лицом и глубокими добрыми глазами, стоящей у окна, сделано так, что трудно понять, то ли это ее отражение в стекле, то ли мы на нее смотрим через оконное стекло...

«Учительница.
Портрет Т.Г. Запениной»

189.
85.143(2)
ОПИМАХ И. Николай Петрович Богданов-Бельский : [тема детства в творчестве русского художника, история создания картины "Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского" (1895)] // Смена. - 2014. - N 9. - С. 66-76.

190.
85.143(3)я6
РЯЖСКИЙ Г. Г. Чувашка-учительница, 1932 : [репродукция]. - Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное // Живопись первой пятилетки : Художник и время : фотоальбом / автор-составитель Р. В. Савко. - Ленинград : Художник РСФСР, 1981. - С. 60.
Г.Г. Ряжский в 1920-1930-е годы создал ряд запоминающихся типизированных образов современниц, участниц социальных преобразований в нашей стране. Известно, что художник побывал в Чувашии, где написал наряду с другими произведениями "Чувашка учительница".

«Чувашка-учительница»

191.
85.143(3)я6
СВЕШНИКОВ Д. К. Портрет учительницы Ф. И. Лаптандер, 1960 : [репродукция]. - Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное // Портрет в русской советской живописи : Художник и время : фотоальбом / Л. Зингер. - Ленинград : Художник РСФСР, 1966. - С. 141.
«Зов тундры не давал мне покоя и снова звал в дорогу», – написал как-то народный художник РСФСР Дмитрий Свешников. Творческое наследие мастера насчитывает сотни полотен – он оставил нам целую галерею тружеников Ненецкого округа. Работы Свешникова находятся в сорока галереях и музеях – одна из них экспонируется в знаменитой Дрезденской картинной галерее. «Портрет учительницы Ф.И. Лаптандер» изящен и прост: миловидная девушка в красивой панице присела на нарты, положив на колени пачку детских тетрадей.«Свешников передал то типическое, что характерно для молодой интеллигенции этой гигантской страны. Красота обрамленного густыми черными волосами лица отличается выразительной гармонией» – восторгались немецкие газеты.
192.
85.143(3)я6
СЫЧКОВ Ф. В. Учительница-мордовка, 1937 : [репродукция]. - Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное // Воспоминания, переписка : [альбом] / составители: Л. А. Букина, М. И. Сурина. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1998. - С. 232.
Живописец очень точно передал черты внешности и внутреннего мира девушки. Но главная его задача была не в этом. В первую очередь мастер создал портрет-тип — образ типичного человека нового времени, представителя национальной интеллигенции. Такое смысловое обобщение наряду с сосуществущими на холсте контрастами и гармонией помогло расширить сюжет полотна: оно выходит за рамки изображения конкретного человека и рассказывает о целом срезе культуры Мордовии в определенный исторический момент. Для картины «Учительница-мордовка» позировала Софья Павловна Рябова, преподаватель в Мордовском педагогическом техникуме. Вместе со своими братьями Анатолием и Владимиром она входила в круг молодой национальной интеллигенции. В те годы Софья Павловна была замужем за Виктором Хрымовым — другом и учеником Федота Сычкова, первым председателем Союза художников Мордовии.

«Портрет учительницы
Ф. И. Лаптандер»
«Учительница-мордовка»

192.
85.143(3)я6
ЧЕПЦОВ Е. М. Переподготовка учителей, 1925 : [репродукция]. - Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное // Пою мое Отечество, республику мою! : [альбом] / автор-составитель Р. В. Савко. - Ленинград : Художник РСФСР, 1977. - С. 80.
Созданные Е.М. Чепцовым в 1924-1926 годах картины были одними из первых произведений советской живописи о послереволюционной деревне. Они привлекли широкое общественное внимание живым интересом их автора к новым социальным и культурным явлениям деревенской жизни, точностью бытовых деталей, правдивым изображением облика и глубоким раскрытием характеров новых людей молодого советского общества. Художник изобразил на своей картине "Переподготовка учителей" знаменательный период в жизни советской школы. Школа перестраивалась в те годы на новый лад, старые программы были отброшены, многому должны были поучиться и сами педагоги. Вышедшие из учительских семинарий, закончившие всевозможные курсы, они по-новому должны были излагать учебные предметы, воспитывать нового человека строящегося социалистического государства
193.
85.143(3)я6
ШИЛОВ А. Сельский учитель, 1970 : графика : [репродукция]. - Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное // Александр Шилов : живопись, графика : [альбом / автор текста Юрий Иванович Селезнев]. - Москва : Изобразительное искусство, 1982. - С. 215.
Александр Максович Шилов советский и российский художник-живописец, график, портретист. Народный художник СССР, Лауреат премии Ленинского комсомола.

«Переподготовка
учителей»
«Сельский учитель»

Источники изображений:

184 - «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Николай Петрович Богданов-Бельский. «Юный художник», 2002, № 8, с.16.

188 - «Учительница. Портрет Т.Г. Запениной». Неменский Борис Михайлович. Неменский Б. «Доверие». Москва, 1984, с.27.

190 - «Чувашка-учительница» - Георгий Георгиевич Ряжский. «Живопись первой пятилетки». Ленинград,1981, с.60.

191 - «Портрет учительницы Ф. И. Лаптандер» - Свешников Дмитрий Константинович. Зингер Л. «Портрет в русской советской живописи». Ленинград, 1966, с.141.

192 - «Учительница-мордовка» - Федот Васильевич Сычков. Сычков Ф.В. «Воспоминания, переписка». Саранск,1998, с.232.

193 - «Переподготовка учителей» - Ефим Михайлович Чепцов. «Пою моё Отечество, республику мою!» Ленинград,1977, с.80

194 - «Сельский учитель» - Александр Максович Шилов. «Александр Шилов : живопись, графика». Москва,1982, с.215.