Учитель - мастер и творец. Маяк для многих поколений (знаменитые педагоги)

1.
74.202
А623
АМОНАШВИЛИ ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ В школу - с шести лет / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Педагогика, 1986. - 176 с. - (Библиотека учителя "Воспитание и обучение"). - Текст : непосредственный.
ОЛ;
Амонашвили Шалва Александрович (род. 1931) – психолог и педагог, новатор в области педагогики, исследователь. Создатель собственной методики работы с детьми. Автор огромного количества трудов по педагогике и психологии.
2.
74.03(2)
БАРУТЧЕВА Е. Просветитель, ученый, литератор : [биография и творческое наследие русского педагога К. Д. Ушинского (1824-1870 гг.)] // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 11. - С. 28-36.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1871 гг.) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему. В краткой биографии Ушинского оказалось место не только для фундаментальных научных трудов, но и для детских рассказов и сказок.
3.
74.03(2)
БЕЛЯЕВ В. И. Идейно-теоретические основы педагогической концепции С. Т. Шацкого // Педагогика. - 2014. - N 2. - С. 95-101.
Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. Свою педагогическую деятельность начал в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с другими педагогами создавал первые в России детские клубы.
4.
74.03(3)
БОГАТЫРЕВА Н. Завещание Старого Доктора : [биография и педагогические принципы чешского педагога Я. Корчака (1878-1942)] // Читаем вместе. - 2012. - N 8-9. - С. 34.
Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт) (1878-1942) - знаменитый на весь мир польский педагог, общественный деятель и писатель, некоторое время проработал врачом. Слава пришла к нему после издания книг «Правила жизни», «Как любить ребенка», «Король Матиуш Первый», «Кайтусь-чародей».
5.
74.202.4
БОГУСЛАВСКИЙ М. В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили : [характеристика системы идей и взглядов педагога-новатора Ш. А. Амонашвили] // Педагогика. - 2011. - N 2. - С. 110-123.
6.
74.03(2)
БУНИН Ю. Константин Дмитриевич Ушинский : [очерк из архива литератора и публициста Ю. А. Бунина (1857-1921) о деятельности русского педагога К. Д. Ушинского (1824-1871)] // Москва. - 2016. - N 2. - С. 196-213.
7.
74.03(2)
БУРДИНА Е. "На их же родном языке, и притом на языке народном..." : [педагог, языковед Н. И. Ильминский (1822-1891)] : система национального образования по Николаю Ильминскому // Родина. - 2007. - N 10. - С. 57-58.
Ильминский Николай Иванович (1822-1892) - русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Императорской академии наук. Известен как разработчик миссионерско-просветительской «системы Ильминского» и «алфавита Ильминского».
8.
74.202.4
ВИНОГРАДОВ С. Н. Уроки Шаталова : [особенности системы обучения педагога-новатора] // Педагогика. - 2006. - N 8. - С. 90-99.
Шаталов Виктор Фёдорович (1927-2020) - советский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
9.
74.03(2)
ГРУДКИНА Т. Святость учительства : [о Сергее Александровиче Рачинском]. - Текст : непосредственный // Православный женский журнал "Славянка". - 2020. - N 3. - С. 94-97.
Рачинский Сергей Александрович(1833-1902) - российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Надворный советник.
10.
74.03
Е302
ЕГОРОВ СЕМЕН ФИЛИППОВИЧ К. Д. Ушинский : книга для учащихся / С. Ф. Егоров. - Москва : Просвещение, 1977. - 143 с. : ил. - (Люди науки). - Текст : непосредственный.
КХ; ОЛ;
11.
74.03(2)
ЗАВАРЗИНА Л. Подвижник российской школы : [педагог, публицист, литератор Н. Ф. Бунаков (1837-1904)] // Подъем : журнал. - 2017. - N 11. - С. 153-162.
Бунаков Николай Фёдорович (1837-1904) - русский педагог. Преподавал русский язык в Вологодском уездном училище, в Воронежском кадетском корпусе, сотрудничал с воронежским научным журналом «Филологические записки». Одновременно организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, разрабатывал методику преподавания в ней. Был руководителем учительских съездов и курсов. Руководил одиннадцатью учительскими съездами. В 1872 году читал лекции по методике обучения родному языку на съезде учителей.
12.
74.03(2)
ЗАВАРЗИНА Л. Э. Два столпа русской педагогики : [педагогическая деятельность К. Д. Ушинского (1824-1870 гг.) и П. Ф. Каптерева (1849-1922 гг.)] // Педагогика. - 2007. - N 4. - С. 73-85.
13.
74.03(2)
ЗАВАРЗИНА Л. Э. Классик российской педагогики : [просветительские идеи педагога-психолога Каптерева П. Ф. (1849-1922гг.)] // Педагогика. - 2009. - N 7. - С. 83-93.
Каптерев Пётр Фёдорович (1849-1922) - российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии. Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал «Энциклопедию семейного воспитания». Каптерев считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения. П.Ф. Каптерев завершил начатую ещё Н.И. Пироговым и К.Д. Ушинским переориентацию отечественной педагогики на человека и представил в «Дидактических очерках. Теория образования» (1915) русскую педагогику как стройную научную систему. В этом труде были сформулированы цели образования (внешние и внутренние), теория образования получила свой предмет исследования - педагогический процесс, были уточнены законы и принципы педагогики, уточнены и дополнены её понятийный аппарат, её методы, формы и средства и т. д. Педагогика в России стала наукой.
14.
63.3(2)
ЗЕЛОВ Д. Меценат по призванию : [деятель народного образования Андрей Николаевич Коняев (1872-1944)]. - Текст : непосредственный // Смена. - 2022. - N 12. - С. 12-19.
Коняев Андрей Николаевич (1872-1944) - предприниматель и общественный деятель, директор учебного заведения и педагог, который жертвовал на благие цели не только деньги, но и собственный труд. Этот высокообразованный русский интеллигент, потомственный почетный гражданин Твери, несмотря ни на какие общественно-политические катаклизмы в России и личные невзгоды, честно, добросовестно и бескорыстно служил своему народу и, особенно, на ниве просвещения. Андрей Николаевич всей своей жизнью полностью оправдывал девиз Учителя: «Сеять Разумное, Доброе, Вечное!».
15.
74.03(3)
ЗУРАБОВА К. Грустный король : [биография и педагогические принципы чешского педагога Я. Корчака] // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 52-61.
16.
74.03(3)
ЗЮЗЮКИН И. Под знаменем цвета надежды : чешский врач и педагог Януш Корчак // Смена. - 1996. - N 6. - С. 144-156.
17.
74.03(2)
ИВАНОВА Н. В. Н. В. Чехов о проблемах российского учительства : [анализ творческого наследия и деятельности ученого] // Педагогика. - 2007. - N 10. - С. 61-69.
Чехов Николай Владимирович (1865–1947) - педагог, историк литературы и литературный критик. В круг его интересов входили история отечественного образования, вопросы всеобщего обучения, методика преподавания русского языка в нерусской школе и, наконец, детское чтение и детская литература. Автор свыше 800 работ по различным вопросам педагогики, истории и организации народного образования, школоведения, методики преподавания русского языка, учебников и учебных пособий.
18.
83.3(4П)
КАНУННИКОВА О. Поезд уходит : [творчество польского педагога Я. Корчака]. - Текст : непосредственный // Новый мир. - 2023. - N 3. - С. 161-168.
19.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Владимир Стоюнин: "Воспитывать человека, а не чиновника, и все пойдет хорошо" : [биография и деятельность русского педагога] // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 5. - С. 114-123.
Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888) — российский педагог, теоретик образования, эссеист и публицист. Влиятельный мыслитель, считающийся преемником наследия Константина Ушинского. Выступал против школы, «дрессирующей» детей для экзаменов, против формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, против палочной дисциплины. Стоюнин был пионером в развитии женского образования в России.
20.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Егор Гугель и гнездо пеликана : [педагогическая деятельность основоположника российской системы дошкольного воспитания Е. О. Гугеля (1804-1841)] // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 1. - С. 104-112.
Гугель Егор Осипович (1804-1841) - выдающийся российский педагог, основоположник российской системы дошкольного воспитания, инспектор классов при Гатчинском Воспитательном доме в 1830-1842 гг., основатель и смотритель Школы для малолетних детей при нём. Методы «элементарного образования», сформулированные И.Г. Песталоцци, были стержнем профессиональной деятельности Гугеля.
21.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Иван Бецкой: "Без добрых дел блаженства нет" : [биография и образовательная деятельность родоначальника российской педагогики И. И. Бецкова (1704-1795)] // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 9. - С. 115-122.
Бецкой Иван Иванович (1704-1795) - был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Путём воспитания Бецкой стремился создать «новую породу людей» — дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством.
22.
74.03
КНЯЗЕВ Е. Игнатий Ионин и детская коммуна "Красные зори" : [к столетию основания сельской коммуны для детей]. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 10. - С. 88-96.
Ионин Игнатий Вячеславович (1893-1939) по окончании естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета в 1915 г. обучался в офицерской школе авиации в Каче, воевал в Красной Армии. Ионин основал и возглавил трудовую школу-колонию для детей «Красные зори» в усадьбе Михайловка под Петроградом. Задуманная для летнего отдыха школьников колония под руководством Ионина стала крупным учебно-воспитательным учреждением для детей от 3 до 16 лет. Игнатий Вячеславович теоретически обосновал и апробировал на практике модель школы-хозяйства, организованной на принципах хозрасчёта и соединения обучения с производительным трудом учащихся.
23.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Константин Ушинский: наш народный педагог // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 3. - С. 95-104.
24.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Лев Модзалевский: поэт и педагог : [из истории российского образования XIX века] // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 8. - С. 109-117.
Модзалевский Лев Николаевич (1837-1896) - русский педагог, детский писатель и поэт, соавтор классической хрестоматии К.Д. Ушинского «Родное слово». Работал учителем, преподавал в школах Санкт-Петербурга, читал русский язык, словесность, педагогику.
25.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Николай Корф: просветитель из Нескучного : [биография и просветительская деятельность русского педагога XIX в., родоначальника земских школ] // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 10. - С. 105-114.
Корф Николай Александрович (1834-1883) - известный русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешёвой и краткосрочной начальной школы, которую ведёт один учитель, с 3 отделениями в одном классе. Избранный членом училищного совета от земства, Корф сумел победить равнодушие к народному образованию, и открытие школ в уезде пошло быстро.
26.
74.200
КНЯЗЕВ Е. Педагогическое жизнечувствие Василия Сухомлинского : [к 100-летию со дня рождения] / Е. Князев // Дошкольное воспитание : журнал. - 2018. - N 9. - С. 84-90.
27.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Петр Каптерев и история нашей педагогики : [биография и просветительская деятельность русского педагога-психолога] // Дошкольное воспитание. - 2014. - N 4. - С. 115-123.
28.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Станислав Шацкий и становление дошкольного воспитания / Е. Князев // Дошкольное воспитание : журнал. - 2018. - N 8. - С. 87-94.
Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. Главная заслуга педагога-новатора состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребёнка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное – деятельность школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
29.
74.03(2)
КНЯЗЕВ Е. Федор Резенер и его любимые "детюшки" : [просветительская деятельность русского педагога-гуманиста XIX в.] // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 7. - С. 95-104.
Резенер Фёдор Фёдорович (1825-1881) - российский педагог-гуманист, переводчик, публицист и благотворитель, директор ремесленного приюта созданного под патронажем «Общества для устройства в России земледельческих колоний и ремесленных приютов», автор ряда учебников и пособий.
30.
74.03(2)
КРАВЕЦКИЙ А. Первый профессор на деревне : [жизнедеятельность ученого, педагога С. А. Рачинского] // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. - 2016. - N 19. - С. 35-41.
31.
74
Краевед В. Н. Сорокин : [из биографии краеведа, педагога, основателя Козельского краеведческого музея Василия Николаевича Сорокина]. - Текст : непосредственный // Подвижники : книга для учащихся / Десятников В. А.. - Москва : Просвещение, 1993. - С. 101-125.
Сорокин Василий Николаевич (1915-1981) - краевед, педагог, один из основателей и директор Козельского краеведческого музея. Благодаря В.Н. Сорокину стал возрождаться монастырь Оптина Пустынь. Он добился, чтобы починили скитскую келью и устроил там «домик Достоевского».
32.
74.04(3)
КУРБАТОВ Р. И. Селестен Френе - человек, который изменил школу : [французский педагог XX века и его теория активизации учебного процесса]. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2014. - N 5. - С. 237-244.
Френе Селестен (1896-1966) — французский педагог, разработчик одной из современных либертарных педагогических методик (техники Френе). С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы».
33.
74.03я723
Л278
ЛАТЫШИНА ДИЛЯРА ИСМАИЛОВНА История педагогики : Воспитание и образование в России (X - начало XX века) : учебное пособие для педагогических вузов / Д. И. Латышина. - Москва : ИНФРА-М, 1998. - 583 с. - (Высшее образование). - Указ. имен: с. 579-581. - ISBN 5-86225-689-X. - Текст : непосредственный.
КХ; ОЛ; ХЛ;
34.
83.3(2Рос=Рус)6
Л841
ЛУКИН ЮРИЙ БОРИСОВИЧ Два портрета : А. С. Макаренко, М. А. Шолохов : критико-биографические очерки / Ю. Б. Лукин. - Москва : Московский рабочий, 1975. - 415 с. : ил. - Текст : непосредственный.
КХ; ОЛ;
Макаренко Антон Семенович (1888-1939) - советский педагог и писатель. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи, подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули А.С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.
35.
74.90
М17
МАКСИМОВ АНДРЕЙ МАРКОВИЧ Песталоцци XXI : книга для умных родителей / Андрей Максимов. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 252, [3] с. : ил. - ISBN 978-5-496-01404-5. - Текст : непосредственный.
ОЛ;
36.
74.03(2)
МИХАЙЛОВ Н. Ушинский: принадлежать Отечеству : [из биографии русского педагога]. - Текст : непосредственный // Юный художник. - 2023. - N 6. - С. 10-12.
37.
74.03(0)я7
М744
МОДЗАЛЕВСКИЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Очерк истории воспитания и обучения : с древнейших до наших времен : учеб. пособие для вузов и сред. спец. учеб. заведений. Ч. 1 / науч. ред., вступ. ст., предм. указ.: М. В. Захарченко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 428 с. : портр. - (Библиотека русской педагогики). - ISBN 5-89329-190-5. - Текст : непосредственный.
КХ; ОЛ;
38.
74.03(0)я7
М744
МОДЗАЛЕВСКИЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Очерк истории воспитания и обучения : с древнейших до наших времен : учебное пособие для вузов и сред. спец. учеб. заведений. Ч. 2 / Л. Н. Модзалевский ; ред. М. В. Захарченко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 492 с. : портр. - (Библиотека русской педагогики). - ISBN 5-89329-190-5. - Текст : непосредственный.
КХ; ОЛ;
39.
74.03(2)
НЕСТЕРОВА И. Н. Н. Ф. Бунаков - учитель, ученый, литератор : [вклад русского педагога в отечественное образование] // Педагогика. - 2014. - N 9. - С. 93-99.
40.
83
ПЕРЕПЕЛКИН М. Собака Скобелевых : [Владислав Петрович Скобелев (1930-2004) - советский и российский литературовед, доктор филологических наук]. - Текст : непосредственный // Свежая газета. Культура. - 2020. - 10 сентября (N 17). - С. 26.
Скобелев Владислав Петрович (1930-2004) - литературовед, литературный и театральный критик, педагог. Методист Куйбышевского областного института усовершенствования учителей (1957-1958). Старший преподаватель кафедры литературы Муромского государственного педагогического института (1958-1961, Владимирская область). Доцент кафедры советской литературы, кафедры теории литературы и фольклора Воронежского государственного университета (1961-1979). Доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Куйбышевского (Самарского) государственного университета (с 1979 года). Автор около 180 работ, в том числе 11 книг.
41.
74.03(2)
ПЕРМИНОВА Л. М. Немеркнущий свет идей К. Д. Ушинского : [творческое наследие русского педагога] // Педагогика. - 2014. - N 2. - С. 90-65.
42.
74.03(0)
П286
Песталоцци ; Новиков ; Карамзин ; Ушинский ; Корф : биографические повествования / cост., общ. ред.: Н. Ф. Болдырев. - Челябинск : Урал, 1997. - 523 с. : ил. - (Биографическая серия. 1890-1915) (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. т.23). - ISBN 5-88294-080-X. - Текст : непосредственный.
КХ;
Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К.Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци». Новиков Николай Иванович (1744-1818) - известный просветитель-педагог второй половины XVIII века. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»
43.
74.03(2)
ПОМЕЛОВ В. Б. Н. А. Корф - создатель земской школы : [факты биографии и образовательная деятельность русского педагога] // Педагогика. - 2013. - N 10. - С. 91-99.
44.
74.03(3)
ПОМЕЛОВ В. Б. Основоположник дошкольного воспитания : [германский педагог - Фридрих Фрёбель (1782-1852)] // Педагогика. - 2012. - N 9. - С. 93-100.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Ф. Фрёбель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фрёбель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фрёбель считал игру
45.
74.03(2)
ПОМЕЛОВ В. Б. Основоположник российской педагогической публицистики: к 180-летию Н. Х. Весселя : [факты биографии, педагогические идеи русского публициста в области педагогики XIX в.] // Педагогика. - 2014. - N 7. - С. 92-99.
Вессель Николай Христианович (1837 — 1906) - русский педагог, публицист, литератор, этнограф. Один из основателей и секретарь Педагогического общества в Санкт-Петербурге. Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогическое искусство, по Весселю, заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и современного состояния просвещения. Пытался разработать и психологически обосновать теорию общего образования, целью которого считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом - осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии. Решающим для преодоления отрыва школы от жизни считал использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отдельных местностей).
46.
74.03
Р695
РОМАНОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ КОРНЕЕВИЧ Жизнь во имя будущего : очерк научно-педагогической и литературно-публицистической деятельности К. Д. Ушинского / А. К. Романовский, И. Я. Барсук. - 2-е изд., перераб и доп. - Киев : Радянська школа, 1984. - 198 с. : ил. - (Педагогическая библиотека). - Текст : непосредственный.
ОЛ;
47.
74.03(2)
РУСЕВА Л. "Луч милости" : [родоначальник российской педагогики И. И. Бецкой] // Смена. - 2007. - N 8. - С. 150-161.
48.
74.03(2)
Ш326
С. Т. Шацкий : документальное повествование : книга для учителя : работа для будущего / сост. : Малинин В. И. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с. - Текст : непосредственный.
ОЛ;
49.
74.03(2)
С167
САЛЬНИКОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Убеждение. Ушинский : историческое повествование : [для среднего школьного возраста] / Ю. Сальников. - Москва : Молодая гвардия, 1977. - 174, [1] с. - (Пионер - значит первый ; вып. 56). - Текст : непосредственный.
КХ;
Документальная повесть рассказывает о формировании личности основоположника русской педагогической науки К.Д. Ушинского, о жизни великого просветителя, отданной на пользу Отечеству.
50.
74.03(3)
С515
СМОЛЯНИЦКИЙ СОЛОМОН ВЛАДИМИРОВИЧ Три века Яна Амоса Коменского : художественно-документальная повесть : [для среднего и старшего возраста]. - Москва : Детская литература, 1987. - 207, [1] с., [16] л. ил. - Текст : непосредственный.
КХ; ХЛ;
Ян Амос Коменский (159-1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы
51.
74.03(2)
С602
СОЛОВЕЙЧИК СИМОН ЛЬВОВИЧ Час ученичества / С. Л. Соловейчик. - 2-е изд., доп. - Москва : Детская литература, 1972. - 256 с. : портр. - (Жизнь замечательных учителей). - Текст : непосредственный.
ХЛ;
«Час ученичества» - книга о трудном и благородном труде учителя, о захватывающей и драматической борьбе за образование, о жизни великих педагогов. Книга поможет по-новому взглянуть на труд учителя, на школу, на учение.
52.
74.03(2)
СОРОКА-РОСИНСКИЙ В. Н. Оживить в душе школьника древнее чувство героизма... : знаменитый Викниксор из "Республики ШКИД" о душе подростка, за которую в ответе каждый педагог / [предисловие Ольги Чагадаевой]. - Текст : непосредственный // Родина. - 2021. - N 9. - С. 23-25.
Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882-1960) - русский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Л. Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) «Республика ШКИД» был выведен под именем «Виктор Николаевич Сорокин» и прозвищем «Викниксор».
53.
74.03(2)
СТЕПАНОВА Л. А. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский: преемственность педагогических феноменов // Педагогика. - 2014. - N 1. - С. 104-110.
54.
74.03(2)
СТЕПАНОВА Л. А. И. Т. Огородников: творческие искания ученого и педагога : [научная и просветительская деятельность отечественного ученого-педагога И. Т. Огородникова (1900-1978 гг.)] // Педагогика. - 2010. - N 10. - С. 77-84.
Огородников Иван Трофимович (1900―1978) - советский педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР и АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Исследовал историю советской школы, системы народного образования, теории педагогики и методов обучения в средней и высшей школе. Написал ряд учебников и пособий по педагогике для педагогических институтов. Разработал методику изучения процесса преподавания в высшей школе. Участвовал в разработке программ по педагогике.
55.
74.03(2)
СТЕПАНОВА Л. А. М.И. Демков: вопросы содержания подготовки учителей в России : [идеи русского теоретика педагогики о педагогическом образовании] // Педагогика. - 2009. - N 10. - С. 75-81.
Демков Михаил Иванович (1859-1939) - русский педагог, теоретик, историк и популяризатор педагогики. В истории отечественной педагогической науки и образования деятельность Михаила Ивановича Демкова занимает особое место. М.И. Демков разработал своеобразный профессиональный кодекс педагога, в котором отразил основные требования к учителю и его подготовке. Развивая мысли К.Д. Ушинского о профессиональных качествах учителя, которого должны отличать серьезное научное образование, способность к постоянному совершенствованию и творчеству, Демков отмечал необходимость воспитывать в будущих учителях «людей не только высокообразованных, но и высоконравственных».
56.
74.03(2)
СТЕПАНОВА Л. А. С. Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века : [педагогическая и общественная деятельность отечественного педагога] // Педагогика. - 2009. - N 1. - С. 115-121.
57.
74.03(2)
ТЕЛКОВА В. А. Учитель учителей - Петр Онисимович Афанасьев (1874-1944) : [научно-педагогическая деятельность советского педагога] // Русский язык в школе. - 2009. - N 2. - С. 44-48.
Афанасьев Пётр Онисимович (1874-1944) - русский педагог, основоположник звукового аналитического метода педагогики для детей начальной школы. Разработанный им звуковой аналитический метод положен в основу букваря «Читай, пиши, считай» (первое издание в 1925), выдержавшего 24 издания. Параллельно он исследовал наиболее эффективные подходы к обучению чтению взрослых (сборник статей «Борьба за грамотность», 1925).
58.
74.03(2)
УШАКОВА И. Народный учитель : [российский педагог-просветитель С. А. Рачинский (1833-1902)] // Москва : журнал. - 2018. - N 5. - С. 197-203.
59.
74.03(2)
ФЛЕРОВ А. П. Константин Дмитриевич Ушинский : [русский педагог (1824-1870 гг.)] // Педагогика. - 2006. - N 2. - С. 71-76.
60.
74.03(7США)
ФРОЛОВ А. А. Джон Дьюи и Антон Макаренко: две вершины социальной педагогики XX века : [сравнительный анализ методологических основ воспитания в научно-практической деятельности американского и российского педагогов] / Фролов А. А., Аксенов С. И. // Народное образование. - 2013. - N 6. - С. 89-97.
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в нацистской Германии.
61.
74.03(2)
ХИЛЛИГ Г. Братья Виталий и Антон Макаренко в 1920-1930-х гг. : [из жизни советского педагога-новатора] // Педагогика. - 2006. - N 9. - С. 78-84.
62.
74.202.2
ХУТОРСКИЙ А. В. Самобытные системы обучения : [методика воспитания М. Монтессори (1870-1952), вальдорфская педагогика Р. Штейнера (1861-1925)] // Народное образование. - 2013. - N 7. - С. 129-136.
Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя. Её педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру, действует Международная Монтессори-ассоциация.
63.
63.3(2)612
ЧАГАДАЕВА О. Павел Блонский: В омут страстей и догм мы тащим неокрепшего подростка... : классик советской педагогики был потрясен увиденным в годы гражданской войны. - Текст : непосредственный // Родина. - 2022. - N 10. - С. 12-14.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) - русский и советский философ, педагог и психолог. Является одним из основоположников советской педологии. Написал более 200 работ по различным проблемам философии, педагогики и психологии. Большая часть из них посвящена проблемам детской и педагогической психологии, многие работы в этой области издавались под рубрикой педагогической литературы. П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография «Трудовая школа» (1919 г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы.
64.
74.03(2)
ШАТАЛОВ А. А. Основоположники отечественной педагогики об учителе и педагогическом мастерстве : [научный вклад К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского в исследование проблемы профессионально-педагогической деятельности учителя] // Воспитание школьников. - 2015. - N 9. - С. 66-75.
65.
74.04(3)
ШАЧИНА А. Ю. Трансцендетально-критическая педагогика Альфреда Петцельта : [деятельность немецкого ученого-педагога XX в.] // Педагогика. - 2013. - N 5. - С. 120-126.
Альфред Петцельт (1886-1967) - немецкий педагог и писатель. Главное произведение А. Петцельта «Основные характеристики (Grundzйge) систематической педагогики» (1-е изд.: 1947 г., 2-е изд.: 1955 г., 3-е изд.: 1964 г.) имело целью создание такой педагогической концепции, которая ориентировала бы на воспитание детей к самостоятельности и нравственности в образе мыслей и поступках, независимо от политических идеологий, доктрин и моды. В последующих книгах философски мыслящий педагог развивает и конкретизирует темы своего главного произведения.
66.
74.03(3)
ШУМОВ А. По следам Песталоцци : жизнь и деятельность швейцарского педагога // Юный художник. - 1996. - N 8. - С. 29.