17 августа - «Давайте вспомним про войну»

«Давайте вспомним про войну»

Только согласно официальным данным, в ходе Великой Отечественной войны в России серьезно пострадало свыше 160 музеев, и до сих пор доподлинно не известно, скольких культурных ценностей лишилась страна. В этом списке могли оказаться и экспонаты Севастопольского художественного музея, ныне носящего имя своего хранителя - Михаила Павловича Крошицкого (1894 - 1972).

remember1 0817

Михаил Павлович возглавил Севастопольскую картинную галерею в 1939 г. Два года он занимался галерейными делами, писал картины, пока не наступила осень 1941 года.

Крошицкий пытался добиться от руководства города решения об эвакуации фондов картинной галереи. Это разрешение ему не дали и пригрозили расстрелять как паникера. И тогда Михаил Павлович принимает решение, которое могло стоить ему жизни. Ночами он бродит по городу, выискивая в разбомбленных домах деревянные обломки, приносит их на работу и тайком сколачивает ящики, куда упаковывает тысячу наиболее ценных картин. Таких ящиков получилось более ста.

Две холодные ноябрьские недели Михаил Павлович жил на пристани, не отходя ни на шаг от ящиков с картинами. Он просил командиров кораблей о помощи, он их уговаривал и ждал, ждал и надеялся, что ему дадут разрешение на эвакуацию, он заберет свою жену с двумя детьми и маму.

В ночь на 12 ноября 1941 года дали место на военном транспорте и 15 минут на погрузку коллекции. Под обстрелом матросы в спешке кидали груз в трюм, последние ящики забрасывали уже на палубу отходящего корабля, несколько ящиков и личные вещи художника упали в воду и утонули.

Через два дня судно, отбившись от вражеской авиации, благополучно причалило в Батуми, где М. П. Крошицкому удалось пристроить ящики в помещении православного храма. Здесь в Грузии он получил телеграмму о гибели семьи. Только в 1943 году Михаил Крошицкий узнает, что жена Нина Ивановна и дочь Оксана живы, погибли мать Крошицкого и восьмимесячный сын.

С тяжелым грузом на душе Михаил Павлович продолжал заботиться о коллекции. И тут ему поступает предложение навсегда остаться в Батуми, и подарить городу картины. Крошицкий отказался - картины принадлежат Севастополю. По сути, ни в Батуми, ни далее в Тбилиси и в Баку, в хаосе войны его груз был никому не нужен. Полгода мытарств и безнадеги. Он опух от голода, заболел водянкой.

Наконец начальник станции дал Крошицкому вагоны «…чтобы с его станции убрался этот сумасшедший из Севастополя».

Так он и ехал в никуда - без документов, денег, теплой одежды, еды. Его высаживали на полустанках, выбрасывали его ящики, он жил в степи, его спасали незнакомые люди, подкармливали. Иногда везло - отправляли экспонаты по «железке» дальше. За дверью вагонов мелькали Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Алтайский край. Он просил, он требовал от местных властей принять галерею на временное хранение, ему везде отказывали, и Крошицкий ехал дальше.

И казалось, не было конца испытаниям, и, похоже, счет его жизни шел уже на дни, пока в Ташкенте его не снабдил карточками, деньгами и одеждой уполномоченный по делам культуры из Москвы и посоветовал ехать в Томск.

Через 13 месяцев полного одиночества, проехав больше 11 тыс. километров, 8 января 1943 года вагон с картинами прибыл на станцию Томск. В Томске было 43 градуса мороза. Начали открывать вагоны и в одном из них обнаружили обмороженного Крошицкого. Как пишет сам Михаил Павлович: «Полуживого меня извлекли из вагона солдаты. Температура у меня была под 40, так как я захворал крупозным воспалением легких и воспалением почек, руки и ноги были сильно обморожены». Но Томск на самом деле оказался для галереи из Севастополя счастливым финалом.

Едва подлечившись, Михаил Павлович занялся реставрацией привезенных картин, часть из которых не выдержали жестокой одиссеи: старинные краски стали сыпаться, появился грибок. Туда же в Томск были эвакуированы картины из Ясной Поляны, принадлежавшие Льву Толстому. Крошицкий помогал реставрировать и эти картины, отремонтировал коллекцию ружей писателя.

remember2 0817
Неутомимая натура, он сразу окунулся в кипучую деятельность: участвовал в выставках, читал лекции, исполнял заказы воинских частей и товарищества «Художник», был избран замом председателя Томского союза художников.

В 1945 году Крошицкий повез картины домой в Крым, в Симферополь, так как Севастополь лежал в руинах. А в 1956-м он организовал возвращение коллекции в родной город. На посту директора севастопольской галереи Михаил Павлович трудился до 1958 года.

remember3 0817

27 ноября 1991 года Севастопольскому художественному музею было присвоено имя Михаила Павловича Крошицкого.

remember4 0817«Юный художник», 2020, № 1

Рубрика «Давайте вспомним про войну»