Книжные новинки 2024. Весна. Искусство

обложка книги
АВРАМЕНКО ОЛЕСЯ. Ее жизнь в искусстве: образование, карьера и семья художницы конца XIX - начала XX века / Олеся Авраменко, Галя Леонова. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2023. - 262 с. : ил. - (Гараж.txt ; 15) (Garage). - Библиогр.: с. 255-262. - ISBN 978-5-6049359-0-3. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Настоящая книга — это социальная история жизни художниц конца XIX — начала ХХ века. Анализируя отечественное искусство, исследовательницы обращаются к мемуарам и личным документам, а также к автопортретам, позволяющим увидеть, как сами художницы воспринимали себя и свое положение в обществе. В книге подробно описывается контекст, в котором происходило профессиональное становление женщины в искусстве, а именно исторические трансформации профессионального образования и социального статуса художницы. Исследовательницы анализируют такие гендерные аспекты, как происхождение, замужество, наличие детей, быт и т. д., которые напрямую влияли на карьеру художницы. История отечественного искусства предстает перед читателем с другой — женской — стороны. В ней нет гениев, глубоких душевных терзаний, великих работ и достижений, но есть незаметный для больших нарративов пласт повседневной борьбы за право быть художницей.
обложка книги
БИРЮКОВ МИХАИЛ КУЗЬМИЧ. Мстёрский ковчег : из истории художественной жизни 1920-х годов / Михаил Бирюков. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2023. - 466, [1] с. : ил. - (Гараж.txt ; 16) (Garage). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-6049359-3-4. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Интерес специалистов и любителей искусства к истории художественной жизни России послереволюционной поры способствовал созданию широкой картины ее драматических событий. Однако период "бури и натиска" начала 1920‐х все еще обнаруживает немало лакун. Одно из таких "белых пятен" предлагает рассмотреть в своей книге историк Михаил Бирюков. В центре его внимания — удивительный сюжет развития образовательной художественной структуры — "Сельской академии" в Мстёре, старинном центре иконописи. Беспрецедентное по масштабам и продолжительности жизни, это провинциальное учебное заведение имело высокий авторитет в отделе ИЗО Наркомпроса и активно сотрудничало с Вхутемасом. К его рождению приложили руку такие разные художники, как Ольга Розанова, Александр Родченко и Федор Модоров. Педагогика местных иконописцев и живописцев академической школы, оказавшихся у истоков "Сельской академии", позднее испытывалась на излом художниками авангарда. Виктор Пальмов, Антон Лавинский, Сергей Светлов, Виктор Киселёв принесли с собой совсем иную эстетическую программу. В результате этих разнонаправленных усилий из Мстёры вышло немало заметных художников, скульпторов, архитекторов.
обложка книги
БОНАМИ ЗИНАИДА АМАТУСОВНА. Герварт Вальден - куратор нового искусства : жизнь и судьба / Зинаида Бонами. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2022. - 306, [1] с. : ил. - (Garage) (Гараж.txt ; 14). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-6045383-1-9. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Герварт Вальден (1878–1941) — один из лидеров европейского авангарда начала ХХ века, основатель интернационального движения экспрессионистов. Издатель популярного немецкого журнала "Штурм" (Der Sturm) и владелец одноименной берлинской галереи. Первая отечественная биография Вальдена представляет его масштабную деятельность за утверждение нового искусства как один из ранних опытов кураторства. В основе повествования несколько интригующих сюжетов этой необычной судьбы: в частности, рассказ о поисках архива Вальдена, привезенного в Москву, когда он навсегда покинул Германию в начале 1930-х. Отдельная глава отражает особую тягу героя к России и русской культуре. Среди участников "проекта" Вальдена — Василий Кандинский, Марк Шагал, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Соня Делоне. Внимание читателей акцентируется также на гендерном аспекте выставок его галереи, где креативность женщин-художниц никогда не подвергалась сомнению. Карьера Вальдена — куратора современного искусства, утверждает автор книги Зинаида Бонами, оборвалась незаслуженно рано. Он многого не знал о подводных камнях профессии, которая сформируется уже во второй половине ХХ века. Разрыв с художниками своего круга стал главной коллизией его жизни. Книга содержит обширные цитаты архивно-следственного дела Герварта Вальдена, незаконно репрессированного НКВД весной 1941 года. В приложении впервые на русском языке публикуются полемические статьи и эссе Вальдена в защиту нового искусства. Текст иллюстрирован репродукциями художественных произведений, размещенными на страницах журнала "Штурм".
обложка книги
ВЕРНИ ДИНА. История моей жизни, рассказанная Алену Жоберу / Дина Верни ; перевод с французского: Сергей Костин. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2022. - 285 с. : ил. - (Garage). - ISBN 978-5-6045383-2-6. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Дина Верни (1919-2009) - любимая натурщица Аристида Майоля вплоть до его кончины, галеристка и коллекционер. Родилась в Кишиневе; в 1926 году эмигрировала во Францию, где много общалась с парижской русской интеллигенцией. Во время Второй мировой войны Верни была участницей Сопротивления, помогала беженцам из Франции переправляться в Испанию. Дважды ее арестовывали - после второго ареста Дина Верни провела шесть месяцев в тюрьме и была вызволена усилиями Майоля. После смерти скульптора Верни стала хранительницей его произведений, а в 1947-м открыла галерею в Париже. В 1959 году впервые посетила Советский Союз, где познакомилась с художниками-нонконформистами - Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым и Владимиром Янкилевским. В дальнейшем она выставляла их работы в Париже.
обложка книги
Искусство и власть : международная научно-практическая конференция : материалы конференции, 14-16 октября 2021 года / Российская академия художеств, Поволжское отделение ; редкол.: К. В. Худяков и др. - Саратов : [б. и.], 2023. - 297 с. : ил. - ISBN 978-5-6047868-5-7. - Текст : непосредственный.
ОИ;
В сборнике публикуются материалы Седьмой международной научно-практической конференции "Искусство и власть", проходившей в Саратове 14-16 октября 2021 года при поддержке Правительства Саратовской области и министерства культуры на базе Поволжского отделения Российской академии художеств и Радищевского музея. В ходе конференции рассматривался широкий круг вопросов и актуальных научных тем, объединяющих деятелей искусства, науки и образования, представителей власти, экспертов, художников-педагогов из ведущих художественных вузов страны, представителей творческих общественных организаций. Были представлены масштабные выставочные проекты: "Великие Маковские. Вся Россия: от царя до звонаря" из фондов Саратовского Радищевского музея, Государственной Третьяковской галереи, Самарского областного художественного музея и частных коллекций; Шестая передвижная выставка "Живописная Россия", направленная на изучение широкого спектра пластических тенденций станковой живописи на примере художественных вузов страны; проект "Виртуальный реализм", представляющий новейшие информационные технологии применительно к изобразительному искусству; выставки ТСХР "Ограничение: от Ветхого Завета до COVID-19" и Школы современного искусства ММСИ. Программа фундаментальных научных исследований, по которой работает Российская академия художеств, направлена на развитие научной базы российской культуры, современной образовательной системы, анализ живописных школ в системе высшего и среднего художественного образования России, призвана стимулировать изучение и применение новых цифровых технологий в изобразительном искусстве. Для художников, дизайнеров, архитекторов, специалистов в области искусствоведения, культурологии, политологии, преподавателей и студентов художественных вузов и ссузов.
обложка книги
КАГГЕ ЭРЛИНГ. Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться / Эрлинг Кагге ; [переводчик Юлия Трубихина]. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2021. - 186, [14] с. : ил. - (Garage). - 18+. - ISBN 978-5-6045381-9-7. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Норвежский коллекционер Эрлинг Кагге рассказывает, что делать и чего не делать начинающему собирателю современного искусства. С кем общаться, чтобы развить талант к приобретениям, в какой момент покупать и продавать, как работать на опережение и как в целом покупать искусство, если у вас немного денег. Эрлинг Кагге — норвежский коллекционер с 30-летним опытом, издатель, альпинист. В его частной коллекции современного искусства находятся работы таких художников, как Ян Кристенсен, Франц Вест, Ричард Принс, Сергей Йенсен, Урс Фишер, Рэймонд Петтибон.
обложка книги
КЛЕЙМАН НАУМ ИХИЛЬЕВИЧ. Этюды об Эйзенштейне и Пушкине : Энергия слова. Рождение кадра. Тайна стиха / Наум Клейман. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2022. - 519 с. : ил. - (Garage). - ISBN 978-5-9905612-0-5. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Фильмы Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" и "Иван Грозный", которым посвящены два первых раздела этой книги, вошли в сокровищницу мирового кино — о них написано множество книг и статей на разных языках. О романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" — его автор анализирует в третьей главе — существует целая библиотека исследований и комментариев. Киновед Наум Клейман работал над собранными в издании аналитическими этюдами на протяжении пяти десятилетий. Учась у предшествующих и современных исследователей, он в то же время старался обращаться напрямую к текстам классических произведений — не только к завершенным, но и к черновым вариантам, а также к окружающим их документам и свидетельствам. Внимательное, непредубежденное и доверительное отношение к самим классикам — вместе с нашим историческим опытом — может, по убеждению автора, обеспечить новое, иногда непривычное прочтение пророческих смыслов и эстетических открытий в, казалось бы, знакомых творениях.
обложка книги
КРОТКОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ. Карикатура. Непридуманная история / Антон Кротков. - Москва : АСТ, 2015. - 319 с. : ил. - (Мост через вечность). - ISBN 978-5-17-090004-6. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Карикатура - удивительный жанр, который, подобно шуту в королевской свите, единственный осмеливается говорить правду Хозяину. Языком карикатуры можно рассказать о любых вещах - страшных, смешных, горестных, пугающих. Самая полная энциклопедия обо всех жанрах и эпохах - от каменного века до современности. Самые знаменитые карикатуристы, самые острые и спорные карикатуры всех времен и народов. Все, что вызывало и вызывает жуткий интерес и громкий смех, - в книге Антона Кроткова.
обложка книги
ЛЕВЕНТ НИНА. Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство : сборник статей / Нина Левент, Альваро Паскуаль-Леоне [и др.] ; под науч. ред. Н. Большакова, Т. Лапшиной ; [перевод: С. Гатитулин и др.]. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2022. - 495 с. : ил. - (Garage ; 4) (Современная критическая мысль. Инклюзия). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 18+. - ISBN 978-5-6045382-3-4. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Книга "Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство" - сборник статей, посвященных осмыслению значения тактильных, слуховых, пространственных, обонятельных и вкусовых ощущений в музеях настоящего и будущего. Авторы статей подчеркивают искусственный характер разделения различных модальностей восприятия и демонстрируют многоуровневые мультисенсорные системы взаимодействия с реальностью. Они предлагают по-настоящему междисциплинарный взгляд на посетительский опыт, анализируя, как личные и групповые идентичности влияют на наше культурное потребление, как посредством мультисенсорного взаимодействия с пространством и экспонатами музея формируются воспоминания и как эти воспоминания, в свою очередь, определяют наш последующий опыт. Книга также предлагает антропологический взгляд на историю развития мультисенсорного взаимодействия с ритуальными объектами и предметами искусства, особенно в культурах, где доминирующее положение среди способов восприятия занимает не зрение. Помимо культурологов, социологов, психологов и нейробиологов, среди авторов статей - педагоги, рассматривающие музеи как уникальные образовательные площадки, позволяющие совмещать различные стили обучения и проектной работы, а также дизайнеры и архитекторы, размышляющие о возможностях создания интуитивно понятной, доступной и мультисенсорной музейной среды. Особое внимание в книге уделяется вопросам доступности пространства и экспозиции музея для людей с разными формами инвалидности.
обложка книги
ЛОПАТКИНА КАТАРИНА. Василий Пушкарев. Правильной дорогой в обход / Катарина Лопаткина. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2023. - 303 с. : ил. - (Garage. Директорская серия ; 03). - Библиогр.: с. 268-274. - ISBN 978-5-6049359-5-8. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Василий Алексеевич Пушкарёв был назначен на должность директора Русского музея в 1951 году, в конце сталинской эпохи, и снят с неё в 1977-м, уже в годы брежневского застоя. Мнения о нём бытовали самые разные, но все сходились в одном - что он был "не так-то прост". Для самого же Пушкарёва всё было довольно просто. Его профессиональное кредо отлито в чеканном "собрать и безусловно сохранить". Приобретениями для музея "стяжатель" Пушкарёв очень гордился и добывал то, что считал для коллекции важным, везде, где только мог: у наследников художников, в других советских музеях, у зарубежных коллекционеров. А личный этический кодекс - "если идти правильной дорогой в обход, то можно чего-нибудь добиться" - служил ему все эти годы борьбы с советской бюрократией большим подспорьем. Эта книга о советской музейной культуре, о Русском музее времён Василия Алексеевича Пушкарёва и, конечно, о нём самом. О встречах, о сенсационных выставках и "тайных комнатах" музея, которые Пушкарёв почти 25 лет заполнял произведениями запрещённых художников.
обложка книги
МАСТЕРКОВА-ТУПИЦЫНА МАРГАРИТА. Лидия Мастеркова: право на эксперимент / Маргарита Мастеркова-Тупицына. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2022. - 285, [1] с. : ил. - (Гараж.txt ; 10) (Garage). - Библиогр. в примеч. в конце гл. и разд. - 18+. - ISBN 978-5-6045383-0-2. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Первая монография о творчестве одной из немногих женщин-художниц неофициальной художественной среды конца 1960-х - середины 1970-х Лидии Мастерковой (1927-2008), написанная ее племянницей - искусствоведом Маргаритой Мастерковой-Тупицыной. Книга охватывает советский и заграничный периоды творчества Лидии, начиная с ее решения вступить на стезю "редкой и опасной профессии" альтернативного художника в 1943 году. В издании впервые публикуются редкие фотографии и письма Лидии Мастерковой к Маргарите Мастерковой-Тупицыной и Виктору Агамову Тупицыну, написанные в период эмиграции и до распада Советского Союза.
обложка книги
МОИСЕЕВА АЛИНА. Балконы: почему они у нас такие / Алина Моисеева. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2024. - 310 с. : ил. - (Garage) (Гараж.txt ; 17). - 18+. - ISBN 978-5-6049360-6-1. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Идея книги началась с вопроса: почему у нас такие балконы? В постсоветских городах они зачастую выглядят не "по-балконному": кто-то их перестраивает, кто-то использует как жилое пространство, а некоторые захламляют. Перед вами художественный текст, его героиня - исследовательница. Она смотрит на балконы, слушает истории людей, делает выписки из книг и старых газет, разбирает фильмы и спектакли, выделяя сцены на балконах. Она сочетает заметки и записи разговоров с картинами и фотографиями, включает в текст короткие рассказы, иногда напоминающие сказки или сновидения. Это книга-выставка, ее можно начать читать с любого места. В первой части читатели могут наблюдать за ходом исследования, во второй показан его результат и методология. Героиня описывает метафорические свойства балкона-как-вещи и создает на этой основе концепцию шести балконов (шесть балконных функций). "Логика связи этих фрагментов, визуальных и текстуальных, не линейна, она аффективна и интуитивна. Опираясь именно на эту логику, мы решаем, выбрасывать или не выбрасывать баночку от кабачковой икры, сохраняем сломанный фен и свои школьные тетради. Таким же образом наши балконы зарастают вещами, обрастают дополнительными конструкциями, живут свою балконную жизнь вместе с нами. Таким же образом устроены пространства городов, в которых мы живем".
обложка книги
Неокончательная история : современное российское искусство в лицах / под редакцией Андрея Ковалева. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2021. - 379 с. : ил. - (Гараж.txt ; 09). - 18+. - ISBN 978-5-6045382-2-7. - Текст : непосредственный.
ОИ;
9-я книга серии "ГАРАЖ.txt" посвящена современным российским художникам. Наступило такое время, что уже невозможно ответить на вопрос "К какому стилю относится данный художник?" в духе "Википедии". Эпоха стилей закончилась. Но художники остались. Особенно все интересно и запутанно с русским искусством. Наши творцы способны, как перчатки, менять не только свои творческие концепции, но и взгляды на мироздание. Русский художник очень редко относится к определенному стилю или направлению — все они принадлежат ему лично. Для него нет и не может быть никаких раз и навсегда установленных правил, он постоянно "вываливается" из приписанного ему движения или стиля. И именно поэтому "портретный" жанр показался наиболее адекватным подходом к описанию такого живого, динамичного и вечно изменяющегося феномена — современного искусства.
Обстоятельства речи : Коммерсантъ-Weekend, 2007-2022 / под ред. Елены Нусиновой [и др.]. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2023. - 439 с. - (Garage). - ISBN 978-5-6049359-8-9. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Как Владимир Сорокин стер грань между утопией и антиутопией, Иван Шишкин показал нам идеальную Россию, Клинт Иствуд развенчал американские мифы, а одна телевизионная трилогия спасла троих невинно осужденных? В этой книге собраны тексты, выходившие в журнале "Коммерсантъ-Weekend" на протяжении последних 15 лет и описывавшие трансформации культуры и нас самих. Григорий Дашевский, Мария Степанова, Юрий Сапрыкин, Григорий Ревзин, Анна Толстова, Игорь Гулин, Зинаида Пронченко и другие авторы рассказывают о книгах, фильмах, искусстве, музыке и людях, которые определили наш взгляд на окружающий мир.
обложка книги
ПЛУНГЯН НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА. Рождение советской женщины : работница, крестьянка, летчица, "бывшая" и другие в искусстве 1917-1939 годов / Надежда Плунгян. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2023. - 284, [1] с. : ил. - (Гараж.txt ; 12) (Garage). - Библиогр.: с. 277-285. - ISBN 978-5-6045383-3-3. - Текст : непосредственный.
ОИ;
В книге представлен подробный искусствоведческий анализ целого спектра типов "новой женщины", сконструированных советской властью в 1920-1930-е годы. Автор показывает, как тесно пропагандистские и агитационные задачи переплетались с социальными изменениями и новаторством в искусстве, а также предлагает взглянуть на раннесоветскую гендерную реформу как на основу возникшего разнообразия художественных решений.
обложка книги
РОСТОРН ЭЛИС. Дизайн как отношение / Элис Росторн ; перевод с английского Мария Севостьянова. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2022. - 206 с. : ил. - (Garage). - Библиогр.: с. 199-206. - ISBN 978-5-6045383-4-0. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Сегодня дизайн гораздо больше, чем маркетинговый инструмент, с помощью которого создают привлекательные товары. Элис Росторн убедительно доказывает это в своей книге "Дизайн как отношение". Она переосмысливает роль дизайна, делая акцент на его социальных и гуманитарных функциях. Росторн описывает, как новое поколение дизайнеров создает идейные проекты, помогающие преодолеть межэтнические конфликты, эффективнее работать системе здравоохранения, социальным службам, оказывать экстренную помощь жертвам природных катастроф. В книге также отображены последние изменения дизайнерской культуры, которая становится более инклюзивной и охватывает людей из самых разных сфер.
обложка книги
СЕРОТА НИКОЛАС. Опыт или интерпретация : дилемма музеев современного искусства / Николас Серота ; [перевод с английского: Сергей Костин]. - Москва : Арт Гид, 2022. - 83 с. : ил. - (Garage. Директорская серия ; 01). - ISBN 978-5-6046392-0-7. - Текст : непосредственный.
ОИ;
Издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства "Гараж" и Artguide Editions. Николас Серота 28 лет возглавлял галерею Тейт, превратив её в одну из самых влиятельных художественных институций в мире. Открытый под его руководством филиал галереи — Тейт Модерн — приобрёл репутацию музея XXI века: именно здесь кураторы впервые отказались от идеи группировать работы по эпохам и художественным течениям и начали выставлять произведения по темам, выстраивая между ними диалог и создавая в экспозиции кураторский нарратив. В этом издании публикуется лекция Николаса Сероты, посвящённая различным подходам экспонирования произведений, прочитанная им в 1996 году в Национальной галерее в Лондоне.
обложка книги
ШАФРАНСКАЯ ЭЛЕОНОРА ФЕДОРОВНА. Усто Мумин: превращения / Элеонора Шафранская. - Москва : Музей современного искусства "Гараж", 2023. - 299 с. : ил. - (Garage). - Библиогр.: с. 228-235. - 18+. - ISBN 978-5-9905612-2-9. - Текст : непосредственный.
ОИ;
По воспоминаниям друзей и коллег художника, по слухам и мифам, по скупым фактам и немногочисленным документам, по повести Энны Аленник "Напоминание", по мемуарам искусствоведов и художников реконструирована биография русского живописца Александра Васильевича Николаева (1897-1957). Он хотел повторить опыт Поля Гогена, Арминия Вамбери - и в итоге стал Усто Мумином. Самым ярким, счастливым и творчески насыщенным периодом в жизни художника оказались 1920-е годы. Именно тогда были созданы работы, которые стали для Усто Мумина главными, а для зрителя - узнаваемыми, "устомуминовскими". Однако в судьбе художника они обернулись проблемами, так как не вписывались в тогдашнюю идеологию. Первым подходом автора к биографии Усто Мумина стала книга 2014 года "А. В. Николаев - Усто Мумин: судьба в истории и культуре (реконструкция биографии художника)". Нынешнее издание - самостоятельная книга, в которую вошел большой массив нового материала: открывшиеся свидетельства и иллюстрации, прежде не публиковавшиеся. В их числе юношеские стихи Усто Мумина, сочиненная им легенда "Оби-Рахмат", весьма ценные свидетельства Ольги Бессарабовой о воронежском периоде его жизни и недолгом пребывании в Оренбурге, воспоминания Ольги Мануиловой, Галины Козловской и др., стенограмма творческого вечера Усто Мумина, где зафиксировано очень важное выступление художника - его анализ собственного творческого пути.