4 июля 1998 г. в ходе экспедиции «Санкт-Петербург-Эверест» экипаж на тольяттинском вездеходе ВАЗ-2131, преодолев более 20 000 км, поднялся в базовый лагерь Эвереста, до отметки в 5200 метров над уровнем моря.

Идея восхождения родилась в 1997 году после рекорда, поставленного иностранным вездеходом «Land Rover», который удалось при помощи лебёдок затащить на Эльбрус. 5621 метр - таков был рекорд «несамостоятельного» восхождения английского джипа для Книги Гиннесса.

Цель российской экспедиции - показать, что на машине возможно доехать до вершины самостоятельно. Поэтому авто-альпинисты совершенно сознательно отказались от лебёдок и тросов.

Георгий Котов и Александр Дубовиков – два альпиниста из Санкт-Петербурга решили совместить свои навыки горовосходителей и почти профессиональных водителей. Результат удался - на обыкновенной серийной «НИВЕ» ВАЗ-2131 смельчаки из северной Столицы поднялись по склону самой высокой горы планеты Эвереста.

Но рекорд «Land Rover» - 5621 метр- не был покорен. Желание заехать выше не отпускало. Причем заехать именно на «НИВАХ».

Альпинисты обратились на Волжский автозавод с предложением совместными усилиями побить мировой рекорд. И получили полную поддержку со стороны руководства завода.

Подготовка машин началась в феврале 1999 г., а в июле две длиннобазовые «НИВЫ» ВАЗ-2131 и минивэн ВАЗ-2120 отправились в Санкт-Петербург на дооснащение и обкатку. На автозаводе в салон автомобилей были вварены трубы в виде короба, которые при падении могли бы уберечь экипаж, дополнительный вентилятор охлаждения двигателя для езды по пустыне, тонированные стекла, спасающие в 45-градусную жару. В Петербурге поставили рации, усилили подвески и поставили алюминиевые щиты для защиты днища.

19 августа 1999 г. с Дворцовой площади Санкт-Петербурга был дан старт экспедиции. Три автомобиля двинулись в долгий путь на Восток. В состав экспедиции вошли: петербуржцы Георгий Котов, Александр Дубовиков, Сергей Тюльпанов, тольяттинец Павел Недорезов и американец Джеф Шеа.

Впереди тысячи километров пути по российским и казахстанским дорогам, по китайским автобанам и проселкам, тибетскому бездорожью. Труднейшее восхождение с преодоление каменной осыпи, где в любой момент резина колес могла безнадежно прорваться, и борьба с селевыми потоками, когда шесть часов вытаскивали застрявшие в болоте автомобили, и волнение по поводу начавшегося в самый неподходящий момент снегопада. Техника выдерживала нагрузки с трудом, работая лишь на максимальных оборотах. А что говорить о людях, сидевших за рулем автомобиля! Ведь на высоте свыше пяти километров объем кислорода в воздухе вдвое меньше.

«По сложности это автовосхождение было вполне сравнимо даже с Эверестом. Когда на таких высотах идешь пешком, ты можешь остановиться в любой момент, постоять, отдышаться и после этого сделать следующие десять шагов. Здесь такой возможности не было, потому что невозможно остановиться на автомобиле в любой части склона. И получается так, что делаешь глубокий вдох и едешь метров сто. Потом у тебя просто начинают плыть зеленые пятна перед глазами, ты задыхаешься, сердце стучит 150 ударов в минуту, и из машины ты просто выпадаешь. По нагрузке это очень серьезно».
Георгий Котов, руководитель экспедиции

Когда до вершины оставалось всего несколько сот метров, альпинисты были вынуждены отказаться от дальнейшего подъёма, потому что дорога стала слишком узкой и крутой - машина там не смогла бы пройти.

16 сентября 1999 г. в 16.27 местного времени примерно в 90 километрах южнее поселка Янгшипинг на Тибетском плато в Китае российские альпинисты сумели подняться на серийном автомобиле ВАЗ-2131 на рекордную высоту 5726 метров. Так высоко еще не взбирался своим ходом ни один автомобиль.

Два других автомобиля - «Нива» и минивэн ВАЗ-2120 - одолели отметку в 5500 метров.

«Честно говоря, мы не надеялись подняться на минивэне до такой высоты. Мы его использовали лишь в качестве средства для перевозки снаряжения. И для нас было откровением, что он тоже смог столько пройти!», - признавались участники экспедиции.

Тибетское нагорье, также известное как Тибетского плато или как Гималайском плато - самое большое по площади (около 2,5 млн км²) и высочайшее (средняя высота 4877 м.) нагорье мира в Центральной Азии. Большая часть нагорья расположена в Тибетском автономном районе Китая, южная часть принадлежит Индии.

Плато окружено внушительными горными цепями, на которых расположены две самые высокие вершины мира - гора Эверест и K2. Тибетское плато часто называют «Крыша Мира». В нагорье расположено 54 тыс. больших и малых ледников. Его иногда называют «Третьим полюсом», потому что его ледяные поля содержат самый большой запас пресной воды за пределами полярных регионов.

Жаль, что не доехали до вершины, но рекорд «Land Roverа» превышен на 105 метров! Все же здорово, что «НИВА» заехала выше всех в мире!

Из фонда Библиотеки

обложка книги
Дороги есть везде : 40 Lada 4x4 / [автор текста Станислав Березий ; разработчики книги: Александр Бредихин, Алексей Шишкин, Татьяна Ралка и др.]. - Тольятти : Двор печатный АВТОВАЗ, 2017. - 154 с. : ил. - Книга посвящена 40-летию ВАЗ 2121 НИВА. - Текст : непосредственный.
ОЛ;
НЕДОРЕЗОВ П. Тибетский дневник : Автоэкспедиция 'Санкт-Петербург-Эверест'на автомобилях'Нива' // Волжский автостроитель. - 2001. - 18 авг. . - 21 авг. . - 22 авг. . - 23 авг. . - 24 авг. . - 25 авг. . - 28 авг. (N 154) (N 155) (N 156) (N 157) (N 158) (N 159) (N 160). - С.2 ; С.3 ; С.3.
СЕРГЕЕВА Е. Новые вершины еще впереди : [Покорение Тибета автомобилем ВАЗ-2131] // Волжский автостроитель. - 1999. - 14 окт. (N 191). - С.3.