Появившаяся в 1977 году серийная «Нива» наделала много шума в автомобильном мире, и поэтому целых пять частных экипажей пожелали приобрести советский автомобиль для участия в самом первом в истории ралли-рейде «Париж-Алжир-Дакар».

Гонка стартовала 26 декабря 1978 года. Участники страдали от недостатка сна, еды и воды, а серийный задний мост на «Ниве» Кристиана Дюбоска после серии прыжков стал демонстрировать всё увеличивающийся отрицательный развал и прогрессирующие течи масла... Спустя полторы недели до Розового озера в Сенегале добралось лишь два любительских экипажа: Пьер Минонзио и Жан-Луи Ле Денту финишировали на 28-й позиции, а Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса - завершили гонку на 42-й позиции.

Первые «Нивы», вышедшие на старт первого в истории ралли-рейда «Париж-Дакар», были практически серийными автомобилями, за исключением обязательного каркаса безопасности, гоночных амортизаторов, дополнительного топливного бака и ёмкости для питьевой воды.

Кристиан Дюбоск взял на карандаш все сведения о повреждениях на обеих финишировавших «Нивах», позвонил французскому дистрибьютору ВАЗа предпринимателю Жан-Жаку Поку и предложил сделку: тот обеспечивает трансфер экипажа и автомобиля обратно во Францию, а экипаж делится ценными сведениями о том, как подготовить советский внедорожник к соревнованиям и выставиться на следующий «Дакар» во всеоружии. Сделка состоялась, и это была отправная точка в истории той самой «поковской «Нивы».

Жан Пок не случайно сделал ставку на внедорожные ралли. Регламент «Дакара» предоставлял полную свободу в подготовке автомобилей, а особенности этой гонки давали возможность продемонстрировать исключительные внедорожные качества машины в экстремальных условиях и подтвердить репутацию выносливости и надежности всей марки.

Силами техцентра Пока мощность двигателя машины, получившей название Niva Proto, подняли до 110 л.с. и точечно усилили конструкцию кузова и шасси, что сразу же дало свои плоды - Андрэ Троса и Жаки Турон финишировали на 19 позиции.

Всего же во втором «Дакаре» приняло участие уже восемь экипажей на советских внедорожниках.

Серийная «Нива» превратилась в гоночный болид, а после того как на нее поставили двигатель 1800 Turbo, Жан-Клод Бриавуан, управлявший «Нивой», занял третье место (среди 170 стартовавших автомобилей!!!) на «Дакаре» 1981 года. На следующий год он финишировал вторым, а в 1983 году его результат повторил Андрэ Троса.

LADA NIVA в ралли-рейде «ДАКАР»:
- 1981 - 3 место - экипаж Жан-Клод Бривуан/Андрэ Делиэр
- 1982 - 2 место - экипаж Жан-Клод Бривуан/Андрэ Делиэр
- 1983 - 2 место - экипаж Андрэ Троса/Эрик Бривуан
- 1986 - 4 место - экипаж Пьер Лартиг/Бернар Жиру
- 1994 - 41 место - экипаж Александр Лакеев/Валерий Кольчугин

В 1990 году, под руководством начальника отдела спортивных автомобилей Владимира Губы началась подготовка трёх автомобилей «НИВА» для участия в супермарафоне «Париж - Москва - Пекин», запланированного FIA на 1991 год.

После успешных выступлений в международных ралли-рейдах, было принято решение участвовать в марафоне «Париж-Дакар-Париж» 1994 года.

На базе ВАЗ-2121 были подготовлены автомобили, которые сразу позиционировались как прототипы. Их сборка началась с голого кузова, который был усилен в местах крепления двигателя, трансмиссии и подвески, дополнен стальным каркасом, сохранил габаритную длину, но перекроен под базу в 2450 мм. Машины имели реечное рулевое управление с гидроусилителем, усиленная балка заднего моста комплектовалась сдвоенным амортизатором для колес. Переоборудованные «Нивы» позволили технической комиссии марафона отнести российские автомобили не к классу стандартных автомобилей Т1, а к классу прототипов Т3.

При снаряжённой массе в 1300 кг и мощности двигателя в 135 л. с. LADA Niva T3 набирала скорость 100 км/ч за 12 секунд и имела максимальную скорость в 170 км/ч.

На «Дакар-94» было решено выставить четыре экипажа: Никоненко и Елизаров на прототипах Samara ТЗ, а ещё два экипажа - Лакеев/Кольчугин и Кривобоков/Гогунов - стартовали на новой модификации Niva ТЗ с удлинённой базой.

Гонка сложилась драматично: сначала двигатель «Нивы» Кривобокова захлебнулся водой в одном из бродов, потом выбыл Никоненко, случился пожар на второй «Самаре» под управлением Елизарова...

Не самым быстрым, но самым надёжным оказался экипаж Лакеева и Кольчугина, удержавшийся на дистанции даже в ходе двух суперэтапов в конце гонки, когда на протяжении 48 часов в пустыне их «Нива» оставалась без технической поддержки. Телесъёмка марафона запечатлела упорно ползущую по дюнам российскую машину, которая в результате оказалась одной из 57 добравшихся до финиша при 96 стартовавших.

Александр Лакеев и Валерий Кольчугин стали первым российским экипажем, финишировавшим в «Дакаре» на российском автомобиле. Их результат не повторён и не превзойдён никем из соотечественников.

В январе 2022 года LADA NIVA вновь прошла «Дакар».

14 января в Саудовской Аравии NIVA Red Legend Team, частная команда из Швейцарии при поддержке бренда LADA, успешно финишировала в категории Classic знаменитого ралли-марафона «Дакар-2022».

Внедорожник 1984 года выпуска пилот команды Марио Якобер нашел и приобрел в Новосибирске. Там же автомобиль был перестроен в ралли-рейдовый. Основные изменения коснулись кузова, интерьера, системы охлаждения двигателя, при этом сам двигатель, трансмиссия, подвеска и тормозная система автомобиля остались стандартными.

Совместно с брендом LADA были разработаны название NIVA Red Legend и айдентика в духе 80-х годов ХХ века, когда LADA NIVA активно участвовала в ралли-рейдах. Весь путь экипаж проделал под стартовым номером «763» – автомобильным индексом Самарской области.

Марио Якобер, пилот NIVA Red Legend Team:
«Мы проделали огромный путь: от принятия решения об участии в ралли Dakar-2022 зимой прошлого года до нашего триумфального финиша в легендарном ралли-марафоне! Нашему экипажу удалось воплотить в жизнь нашу мечту и пройти испытание до конца. Ведь главное в Дакаре даже не выиграть и не занять подиум, а именно добраться до финиша. И во многом мы обязаны нашей LADA NIVA»

«Красная легенда» прорвалась через 12 этапов и 7800 км. Пески, камни, асфальт и убойное бездорожье в условиях испепеляющей жары и проливных дождей были не страшны NIVA. За время прохождения маршрута экипаж ни разу не столкнулся с серьёзными поломками на дистанции.

Использованы фрагменты из книги:

История скорости - автоспорт LADA, 1970-2020. - Тольятти: АО «АВТОВАЗ», 2020. - 275 с.

Фото с сайта: https://www.lada.ru

обложка книги
Дороги есть везде : 40 Lada 4x4 / [автор текста Станислав Березий ; разработчики книги: Александр Бредихин, Алексей Шишкин, Татьяна Ралка и др.]. - Тольятти : Двор печатный АВТОВАЗ, 2017. - 154 с. : ил. - Книга посвящена 40-летию ВАЗ 2121 НИВА. - Текст : непосредственный.
ОЛ;
обложка книги
История скорости - автоспорт LADA, 1970-2020 / [автор текста: Иннокентий Кишкурно ; подбор фото: Андрей Холмов, Ольга Тихова ; фото: Станислав Казаков, Владимир Самоквасов и др.]. - Тольятти : АО "АВТОВАЗ", 2020. - 275 с. : ил. - Проект: Дирекция по маркетингу АО "АВТОВАЗ", ООО "ЛАДА Спорт". - Текст : непосредственный.
КХ;
Издание полностью посвящено автоспорту на Волжском автозаводе, а также моделям ЛАДА в мировом автомобильном спорте. При этом авторы охватили 50-летний период, когда на заводе выпускались спортивные LADA и когда такие машины участвовали в различных состязаниях. Книга объемом в 275 страниц содержит несколько глав и 39 разделов. Каждая глава – это история автоспорта на примере спортивных LADA за одно десятилетие. В разделах приводятся самые значимые модели спортивных моделей LADA. Причем в книге собрали как автомобили, которые собирались как АВТОВАЗом и его дочерними компаниями, так и сторонними тюнинговыми ателье. Читатели найдут в книге интересные факты, исторические данные, техническую информацию и особенности конструкции практически обо всех известных спортивных моделях АВТОВАЗа. В их числе ВАЗ-2101 "Ралли", который появился в начале 70-х годов, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101, которые участвовали в кольцевых гонках, ВАЗ-2108 ЛГСА и LADA Samara Cross для автокросса, LADA Vesta TCR, участвующая в российском "туринге". Примечательно, что в книге представлены модели, которые были созданы для основных дисциплин в автоспорте, а именно для раллийных гонок, кросс и ралли-кросса, а также для кольцевых и трековых автосостязаний. Книга "История скорости" качественно иллюстрирована: авторы использовали свыше 400 фотографий. Часть из них очень редкие, а некоторые вообще были опубликованы впервые. С фотографиями к изданию работал известный вазовский фотограф Андрей Холмов. Автором текстовой части книги стал Иннокентий Кишкурно, получивший известность как журналист в автомобильных СМИ. К работе над книгой также привлекли технических консультантов и известных автоспортсменов. Причем консультантом в том числе выступил Андрей Гущин – историк, специализирующийся на истории автоспорта.
СТУКАНОВА Д. Нива : Хроника спортивных этапов автомобиля : история ралли-марафонов. - Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. - 2002. - 17 августа (N 150). - С.1,3.