Спортивная «карьера» ВАЗ-2121 началась в 1978 г. Первое предложения от ЦК ДОСААФ об участие «НИВЫ» в полноприводном кроссе поступило в 1977 году. Автомобиль был еще «сырой», тем более для автокросса. Но через год приглашение повторилось. И руководство ВАЗа приняло решение участвовать в гонках.

Первая спортивная «НИВА» была создана на базе автомобиля конвейерной сборки. Вазовцы Юрий Кошелев и Андрей Рублёв приняли участие в этапе чемпионата СССР по автокроссу. Гонка была тяжелейшая - дождь и мокрая глина. Но результат был неплохой. Вазовские внедорожники пришли к финишу гонки на 14-й и 15-й позициях. Руководство сочло, что есть смысл продолжать «карьеру» спортивной «НИВЫ».

В существовавшем в УГК ВАЗа бюро 4x4, которым руководил Евгений Малянов, была создана специальная группа, начавшая готовить «НИВЫ» к спортивным стартам. К следующей гонке стали готовить автомобиль буквально с нуля. Начали в 062-м корпусе варить усиленные кузова. Если серийного автомобиля хватало на одну гонку, то «НИВА» с усиленным кузовом выдерживала более 10 гонок.

В начале 1979 года на ВАЗе сформировалась спортивная команда: Валерий Карабанов, Сергей Зараменский, Валерий Гусев и Александр Рублёв. Команда выступала на «Нивах» по всему СССР.

Это были и традиционные гонки, и чемпионаты республики, и чемпионаты Советского Союза - причем боролись только за призовые места. В 1981 году Александр Рублёв стал вице-чемпионом Союза, спустя год его результат повторил Валерий Карабанов, а в 1983-м на чемпионате Советского Союза в городе Нуйя (Эстония) вазовская команда заняла весь пьедестал.

После блистательных побед команда стала котироваться в России и возникла идея выставить советскую команду на «Нивах» за рубежом.

В 1984-м «Автоэкспорт» обратился на ВАЗ с предложением представить «Ниву» для международных автогонок в Новой Зеландии и в Австралии. В Новой Зеландии готовился ралли-триал, а в Австралии - ралли-рейд. По условиям австралийской гонки в день нужно было проходить 1000 километров.

«Фактически это была «разведка боем». Мы попали совершенно на другую гонку. Судя по рекламным проспектам, думали, что будем участвовать в обычном ралли. А попали на самый настоящий триал, то есть «ползание» по каньонам и грязи» – вспоминает Александр Рублев.

В новозеландском ралли-триале выступали двумя экипажами. Экипаж Валерия Гусева и Валерия Кольчугина вышел на четвёртое место, а Александр Рублёв и Сергей Гогунов стали в своём классе победителями!

Это был триумф для нашей команды, тем более выступавшей на автомобилях, которые не предназначены для этой гонки. Пресса писала о нас превосходно - и это была прекрасная реклама для «НИВЫ».

Следом состоялся австралийский ралли-рейд «Маквей-1000». Там участвовали уже четыре экипажа (были еще два местных гонщика на «Нивах»). Советские гонщики выступали под флагом команды «Луиз Дрейфус» - фирмы, которая занималась продажей наших автомобилей на австралийском рынке. Все машины финишировали. Валера Гусев занял четвертое место, Александр Рублёв - восьмое. Австралийцы - 6-е и 3-е в своем классе, что вывело «Нивы» на первое командное место.

В 1986-м наш экипаж повторил успех в Австралии, преодолев 6000 километров от Сиднея до Дарвина, с юга до севера Австралии и приехав в своем классе первым.

В 19 году, одна из четырех машин, принимавшая участие в двух престижных состязаниях в Новой Зеландии и Австралии, была передана в музей АВТОВАЗа.

Из фонда Библиотеки

обложка книги
Дороги есть везде : 40 Lada 4x4 / [автор текста Станислав Березий ; разработчики книги: Александр Бредихин, Алексей Шишкин, Татьяна Ралка и др.]. - Тольятти : Двор печатный АВТОВАЗ, 2017. - 154 с. : ил. - Книга посвящена 40-летию ВАЗ 2121 НИВА. - Текст : непосредственный.
ОЛ;
обложка книги
История скорости - автоспорт LADA, 1970-2020 / [автор текста: Иннокентий Кишкурно ; подбор фото: Андрей Холмов, Ольга Тихова ; фото: Станислав Казаков, Владимир Самоквасов и др.]. - Тольятти : АО "АВТОВАЗ", 2020. - 275 с. : ил. - Проект: Дирекция по маркетингу АО "АВТОВАЗ", ООО "ЛАДА Спорт". - Текст : непосредственный.
КХ;
Издание полностью посвящено автоспорту на Волжском автозаводе, а также моделям ЛАДА в мировом автомобильном спорте. При этом авторы охватили 50-летний период, когда на заводе выпускались спортивные LADA и когда такие машины участвовали в различных состязаниях. Книга объемом в 275 страниц содержит несколько глав и 39 разделов. Каждая глава – это история автоспорта на примере спортивных LADA за одно десятилетие. В разделах приводятся самые значимые модели спортивных моделей LADA. Причем в книге собрали как автомобили, которые собирались как АВТОВАЗом и его дочерними компаниями, так и сторонними тюнинговыми ателье. Читатели найдут в книге интересные факты, исторические данные, техническую информацию и особенности конструкции практически обо всех известных спортивных моделях АВТОВАЗа. В их числе ВАЗ-2101 "Ралли", который появился в начале 70-х годов, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101, которые участвовали в кольцевых гонках, ВАЗ-2108 ЛГСА и LADA Samara Cross для автокросса, LADA Vesta TCR, участвующая в российском "туринге". Примечательно, что в книге представлены модели, которые были созданы для основных дисциплин в автоспорте, а именно для раллийных гонок, кросс и ралли-кросса, а также для кольцевых и трековых автосостязаний. Книга "История скорости" качественно иллюстрирована: авторы использовали свыше 400 фотографий. Часть из них очень редкие, а некоторые вообще были опубликованы впервые. С фотографиями к изданию работал известный вазовский фотограф Андрей Холмов. Автором текстовой части книги стал Иннокентий Кишкурно, получивший известность как журналист в автомобильных СМИ. К работе над книгой также привлекли технических консультантов и известных автоспортсменов. Причем консультантом в том числе выступил Андрей Гущин – историк, специализирующийся на истории автоспорта.
СТУКАНОВА Д. Нива : Хроника спортивных этапов автомобиля : история ралли-марафонов. - Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. - 2002. - 17 августа (N 150). - С.1,3.