Шенталинский район расположен на северо-востоке Самарской области в 188 км от Самары. Освоение района началось в XVI в. после присоединения Казани. Заселение происходило постепенно и в постоянной борьбе с кочевниками. В 1731-1736 гг. через территорию района была проведена Ново-Закамская черта. Возводили её крестьяне, служивые и посадские люди Казанской губернии. Были основаны две крепости - Черемшанская и Кондурчинская. Сёла Аксаково и Туарма были основаны в 1756 году. Землю крестьянам этих сел уступил башкирский хан Надыр. В XIX в. образовалось село Старая Шентала. Первоначальное её название - Богоявлинское. Село было центром Шенталинской волости. В 1935 году был образован Денискинский район (по названию первоначального райцентра), а в 1940 году район был переименован в Шенталинский.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
КРЕПОСТЬ КОНДУРЧА: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЗЪЕЗД КОНДУРЧА
Это сооружение было частью Ново-Закамской оборонительной линии. Линия должна была защитить жителей европейской части России от набегов кочевников – калмыков и башкир. Укрепления возводились в 1731-1736 гг.
На Кондурче была сооружена собственно не крепость, а фельдшанец - оборонительное земляное укрепление. Интересно, что селение Кондурча спряталось за линией укреплений и до сих пор не вышло за их, теперь уже почти стертые с лица земли, границы.
Ново-Закамская линия вскоре утратила свое значение – южнее была оборудована Оренбургская пограничная линия. К 1747 году гарнизоны, в том числе Кондурчинского фельдшанца, были переселены на новые укрепления. Поселение же Кондурча сохранилось.
Очертания земляных валов крепости в форме квадрата хорошо видно на Яндекс или Гугл картах.
http://libavtograd.ru/bibl-turizm-chentalinskii-raion#sigProGalleria610ffd4b99
МЕЧЕТЬ: СЕЛО ДЕНИСКИНО
Село Денискино – один из старейших населённый пунктов Шенталинского района. Здесь находится мечеть, отметившая в 2009 году свой вековой юбилей. Архитектурное решение мечети выполнено в традициях татарского деревянного культового зодчества.
Одно время при мечети действовало медресе, в нём обучали грамоте, основам религии, латыни, арабскому и русскому языкам. Даже когда в стране были годы атеизма, и в селе закрылись шесть мечетей, эта мечеть оставалась действующей благодаря имамам, уважаемым людям, которые уделяли большое внимание сохранению объекта. Поэтому и до наших дней сохранился деревянный сруб здания. Его внутренние помещения и наружные стены были отреставрированы к празднованию юбилея, возвели новый минарет.
http://libavtograd.ru/bibl-turizm-chentalinskii-raion#sigProGalleria613dca7c4b
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА: СЕЛО НОВЫЙ КУВАК
Родилось село в конце XVIII века на берегу реки Колна, у подножья горы, и дали этому селу название Новый Кувак. Село было большое. В 1910 году в нем проживали 2115 человек. В селе находились земская станция, три водяные мельницы, по средам устраивались базары, а в день Святой Тройцы - ярмарки. Село состояло из необычных улиц - это Конопляная, Большая-Центральная, Заречная, Поперечная, Оторвановка, Забегаловка.
В 1828 году на средства прихожан была построена каменная церковь в честь Рождества Христова, вмещала она до 300 богомольцев. Облик церкви соответствовал архитектуре классицизма начала XIX в. Церковь была единственной на всю волость.
Вскоре после революции 1917 года церковь была закрыта, здание заброшено, колокольня разрушена. Восстановление храма началось в 2006 году. Отремонтирован фасад, дальнейшие работы проводятся по мере поступления средств. Богослужения проводятся по расписанию.
http://libavtograd.ru/bibl-turizm-chentalinskii-raion#sigProGalleria041a04cb2c
ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ИСТОЧНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ НА ГОРЕ ВАРГА
Казанско-Богородицкий родник находится на лесной горе Варга, расположенной в глухих местах - на стыке Шенталинского и Челно-Вершинского районов у опустевшей деревни с хищным названием Волчья.
В 1870-е гг. бабы из села Токмакла, собиравшие ягоды, нашли на дне ручья икону Богородицы. Они продали ее набожной помещице Мезенцевой из деревни Волчья. Вскоре помещице было открыто во сне, что икона Богородицы - нерукотворная, а сам родник находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы, и вода его способна исцелять.
К началу 1980-х годов слава Богородицкого родника на Варге несколько поутихла. Ныне к святому источнику в основном приходят старушки и старики из ближайших окрестных мордовских сел.
В 1993 году источник был освящен. С тех пор на церковные праздники сюда приезжает священник и служит водосвятный молебен. У родника верующие установили дубовый крест, оборудовали колодец, обустроили купальню.
http://libavtograd.ru/bibl-turizm-chentalinskii-raion#sigProGalleria4d57fdeaf9
КОНДУРЧИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Кондурчинское водохранилище - достаточно «молодой» искусственный водоем, созданный в 1981 году, чтобы обеспечивать водой орошаемые земли. Однако сейчас для этой цели он уже не используется. Его главные задачи - пропуск паводковых вод и повышение водности реки Кондурча и малых рек ниже по течению.
Кондурчинское водохранилище - единственный крупный водоем для Сергиевского, Шенталинского и Челно-Вершинского района (находится почти на стыке их границ) и поэтому популярен как место отдыха.
Водохранилище окружено невысокими живописными холмами, которые спускаются к воде. Оно привлекает не только любителей отдыха на природе, но и рыбаков. Здесь обитают лещ, щука, плотва, карась, карп, окунь, сазан.
http://libavtograd.ru/bibl-turizm-chentalinskii-raion#sigProGalleriaf6494868a2
ЯЗЫЧЕСКОЕ ЧУВАШСКОЕ КЛАДБИЩЕ: ДЕРЕВНЯ СТАРОЕ АФОНЬКИНО
Языческое чувашское кладбище представляет собой место захоронения некрещеных чувашей. На входной калитке вывешена табличка, что данное кладбище является объектом культурного наследия.
Деревня Старое Афонькино (Ухинккель) основана в 1750 г. служивыми и ясачными чувашами – выходцами из Симбирского, Казанского и Цивилского уездов.
В 1870-х годах часть чувашей (род Ишмакаевых) под влиянием татар приняла ислам, но их потомки вернулись в язычество или обратились в православие.
В нескольких километрах от села находится кладбище, поделенное на две половины - православную и языческую. В качестве надгробий на языческой части стоят пеньки и вырезанные из дерева стрелки. Они недолговечны, поэтому обычно их сейчас дублируют более современными формами памятников, а в прошлые годы просто камнями с надписями. Есть даже могилы, где есть целых три памятника - пенёк, советский металлический со звездой и современный из мраморной крошки. На могилках лежит посуда и продукты.
В языческой части кладбища имена - дохристианские. Мужские - Сендиряк, Юльдимир, Исмендей, Минюха, Тудияр, Митянк. Женские - Хрдюк, Пике, Хреслу, Эрнеби, Тайреби.
Последнее захоронение на языческой части было сделано в 2019 году.
Сохранившаяся в деревне традиционная языческая культура чувашей представляет большой интерес для научных кругов. По её материалам написаны труды, созданы 3 этнографических фильма.
http://libavtograd.ru/bibl-turizm-chentalinskii-raion#sigProGalleria5f6afe927a
Источники фото: https://yandex.ru/images, https://sobory.ru/photo/251527
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Из фонда Библиотеки МАУ КЦ «Автоград»:
Из сети Интернет:
- Культурное наследие Самарской области : [сайт]. – [Самара], [20--?] - URL: https://cultnaslediesamregion.ru (дата обращения: 25.04.2024). - Текст. Изображение : электронные.
- Официальный сайт Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области : официальный сайт. – Шентала, [20--?]. – URL: http://www.shentala.su/ (дата обращения 25.04.2024). – Текст. Изображение : электронные.
- Муниципальный район Шенталинский. - [Самара], [20--?]. – Текст. Изображение : электронные // Музей истории Самарского края и муниципальных образований в Самарской области : [сайт]. – Раздел сайта «Муниципальные районы». – URL: http://museum.samgd.ru/region/pamjatnye_daty/god_kultury_-_2014/145045/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Махова А. Шенталинский район. - Самара, 2016- . Текст. Изображение : электронные // Самарская губерния: история и культура : портал. – URL: http://gubernya63.ru/culture/national-culture/administrativno-territorialnoe-delenie-oblasti/municipalitety/shentalinskij-rajon.html (дата обращения: 25.04.2024).
Дорогая моя провинция : библио-географический указатель по Самарской области / МАУ КЦ «Автоград», библиотека ; сост.: Давыдкина И. Е., Липинская Е. Б. ; техн. сопровожд. Мищенко О. В. – Тольятти, 2021. – Текст. Изображение : электронные // Автоград. Библиотека Культурного Центра : [сайт]. – Раздел «Краеведение». – URL : https://libavtograd.ru/krai/bibl-turizm (дата обращения: 25.04.2024).