9 ноября - «Давайте вспомним про войну»

«Давайте вспомним про войну»

Вряд ли кто из самарцев, особенно из старшего поколения, ни разу в жизни не видел исторические кинокадры парада на площади Куйбышева 7 ноября 1941 года. Но мало кому известно, кто именно снял на кинокамеру эти бесценные кадры, на которых мир увидел мощь Красной Армии и её военной техники.

remember1 20201109Автором той уникальной плёнки был оператор Куйбышевской студии кинохроники Николая Порфирьевич Киселёв. Он родился 29 ноября 1912 года в Туле и там же в возрасте 17 лет устроился киномехаником в местный заводской клуб. Впоследствии парень поступил во ВГИК на операторский факультет, который окончил в 1937 году. Вскоре он уже работал на Куйбышевской студии кинохроники. С того времени у Николая Киселёва в трудовой книжке было сделано всего две записи: первая о том, что он пришел сюда работать в 1938 году, и вторая о том, что в 1972 году он со студии кинохроники ушёл на пенсию.

remember2 20201109В начале Великой Отечественной войны Киселёв был одним из самых опытных кинооператоров в запасной столице, и потому неудивительно, что именно ему руководство доверило снимать историческое событие - парад на площади Куйбышева. Перед его камерой маршировали бойцы-пехотинцы, пулемётчики, автоматчики и военные моряки, проходили танки, бронемашины и тягачи прожекторного батальона. Затем в небе над площадью пролетели самолёты Ил-2, СБ, ДБ-3, И-16 и другие. И, конечно же, Киселёв запечатлел на плёнку стоящих на трибуне деятелей партии и правительства страны, руководителей Куйбышевской области.

Впоследствии вплоть до 1943 года он снимал кинохронику о трудовых буднях в Поволжье, а затем его направили в действующую армию в качестве фронтового кинооператора. В составе 5-й ударной армии Николай Порфирьевич прошёл Белоруссию, Польшу, Правобережную Германию. Снятые им документальные фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «От Вислы до Одера», «Освобождение Варшавы» вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной войны. Позже он снимал форсирование Одера советскими войсками, подробно запечатлел штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхсканцелярии.

remember3 20201109Во время взятия Берлина Киселев спас от бомбежки знаменитую актрису Марику Рекк. Она была главной звездой гитлеровского кино, фильм «Девушка моей мечты» с ее участием фашистское руководство смотрело в бункере до самого последнего дня. Во время взятия Берлина актриса спасалась в бомбоубежище. Отвоеванные территории тщательно проверялись советскими войсками. Зачистки подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселева. Николаю Порфирьевичу принадлежат уникальные кадры, как гитлеровца в пилотке за шкирку вытаскивают из канализационного люка. Это видео обошло весь мир. Тогда же, при освобождении простых жителей из бомбоубежища кинооператор случайно встретил немецкую кинозвезду.

Николаю Порфирьевичу довелось провести историческую съёмку - подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Фрагмент из фронтового дневника Николая Киселева: «8 мая мне довелось снимать событие, поставившее логическую точку в Великой Отечественной войне, в разгроме фашизма – подписание капитуляции. Утром этого дня я по распоряжению члена военного совета армии, генерал лейтенанта Букова, отправился на Темпельхофский аэродром. Мне было сказано, что предстоит очень важное мероприятие. Оказалось, что это и было приготовление к подписанию капитуляции. На аэродроме мы снимали прибытие военных делегаций союзников. Не оставили без внимания и представителей гитлеровского командования во главе с фельдмаршалом Кейтелем. Когда я снимал Кейтеля в машине, читающего декларацию о капитуляции, видно было, что ему очень не хочется заполучить всемирную «известность» такого рода. Но что делать! За преступления перед человечеством и перед своим немецким народом надо расплачиваться. Как происходило подписание капитуляции в зале военно-инженерного училища в Карлхорсте, какую войну за место, с которого можно было сделать интересный кадр устроили фото и кинокорреспонденты разных стран, об этом писали много! Все экраны мира обошли наши святые советские кинооператорские кадры!»

И после окончания войны именно Киселёву доверяли самые ответственные съемки. Так, он был специальным корреспондентом на строительстве ГЭС у Жигулёвских гор. За ленту «Куйбышевский гидроузел» его наградили дипломом международного кинофестиваля документальных фильмов в ГДР.

Самарские судьбы, 2020,№ 3

Рубрика «Давайте вспомним про войну»