Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Театры Ставрополя

ТЕАТРЫ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ

Немного истории

Городская
культура

Глава из книги
В.А. Овсянникова
«Ставрополь-Тольятти:
страницы истории»


В сложное и непростое время мы с вами живем. Долгие годы мы вполне обоснованно гордились огромными сдвигами в области развития культуры. Вместе с тем за победными рапортами мы немало упустили и даже потеряли из-за административно-командных методов руководства духовной сферой, «остаточного» принципа руководства культурой. В результате культурная жизнь усреднялась и обеднялась, теряла связи с духовным наследием прошлого и общемировыми традициями, резко снизились культурные запросы населения.

В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать все условия для подъема культурной сферы, для всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала. Никакая демократизация и никакие экономические преобразования в обществе не приведут нас к успеху без прогресса в области культуры.

Важная роль в этом принадлежит истории культуры, без знания которой трудно рассчитывать на эффективность современной культурной политики, на коренное улучшение нравственного и эстетического воспитания людей – в конечном счете, на формирование патриотизма.

За свой многовековой путь развития русская культура накопила непреходящие духовные ценности, громадные идейно-художественные сокровища. В произведениях поэтов, художников, писателей, тесно связанных с творчеством народных масс, отразилась многообразная жизнь народа, его радости и горести, его освободительная борьба, его ратные подвиги и трудовые будни.

Значительное место в истории культуры XVIII века занимало творчество крепостных. Во второй половине века получают большое распространение крепостные театры. В Ставропольском уезде крепостные театры были в имении екатерининского бригадира Н.А. Дурасова (умер в 1818 г.) и в имении другого екатерининского бригадира – Петра Петровича Тургенева. Последний в 1809 г. избирался предводителем ставропольского дворянства. Многое в организации подобных театров было от тщеславия, от стремления следовать моде. Актеры, декораторы, костюмеры, музыканты в крепостных театрах состояли из крепостных крестьян. Но вместе с тем надо признать, что все крепостные театры сыграли свою роль в развитии театральной культуры и, в частности, способствовали выявлению множества актерских дарований.

Конечно, крепостные театры служили небольшому кругу дворянства, а для широких народных масс были шумные, яркие ярмарочные представления, в которых петрушечный театр занимал центральное место, оставаясь, как и встарь, одним из наиболее любимых народных развлечений. Любимыми зрелищами и потехами горожан и сельских жителей были пляски дрессированных медведей, петушиные бои, игры и гулянья. 

По мере обострения крепостнической системы происходило постепенное отмирание крепостного театра, и впоследствии общественно-культурная миссия театра проявилась в любительских самодеятельных театральных кружках.

У истоков самодеятельного театрального искусства в Ставрополе стоял врач кумысолечебницы Петров Павел Васильевич, выпускник Казанского университета. Приехав на работу в Ставрополь, он собрал вокруг себя любителей театра. Первым спектаклем, который поставил врач Петров в качестве режиссера, была пьеса Н.В. Гоголя «Женитьба». Произошло это 10 июля 1886 г.
Ставропольчане тепло отозвались на рождение своего самодеятельного театра, и кружок вскоре поставил водевиль «Муж, жена и друг дома». В этих первых спектаклях были заняты самодеятельные артисты: Никольский, Ильинский, А. Воронцов, М. Воронцова, Шемановская. Через неделю (18 июля) они сыграли пьесу Тиханова «Через край». После того, как врач Петров покинул Ставрополь, любительский драматический кружок, лишившись своего признанного лидера и режиссера, не распался. Ядро сформировалось крепкое.

В начале века предводителем ставропольского уездного дворянства был избран молодой Александр Николаевич Наумов. При нем культурно-просветительная работа в городе резко шагнула вперед, в основном за счет массовости. В практику деятельности городской интеллигенции прочно вошли литературно-музыкальные вечера.

Первый общегородской подобный вечер состоялся 4 января 1901 г., впоследствии вечера проводились еженедельно. Основываясь на газетном отчете, можно представить себе программу второго литературно-музыкального вечера, проходившего 21 января 1901 г. Вечер состоял из двух отделений. В первом выступила Софья Иосифовна Сосновская, она сыграла на рояле «Соловья» Алябьева, чтец-декламатор Волков прочитал рассказ А. Толстого «Василий Шабанов», А.К. Мясникова исполнила песню Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Ее меццо-сопрано, как всегда, доставило всем огромное удовольствие. Второе отделение открыл чтением отрывка из поэмы  Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» господин Ершов. Господин Л-ков сыграл на скрипке «Вечернюю серенаду» Шуберта. Цена билетов на подобные литературно-музыкальные вечера колебалась от 5 до 50 копеек.

Часто в подобных концертах участвовали и другие представители городской интеллигенции. Учитель Симаков читал рассказ «Забытый рудник» Немировича-Данченко, другой учитель, Осиповский, выступал с чтением отрывка из рассказа «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского. Учитель Г.С. Москалев любил читать рассказы А.П. Чехова, в частности, его «Ваньку». Известно, что на этих вечерах представитель местной интеллигенции госпожа С.А. Иванова читала рассказ А.М. Горького «В степи». Госпожа Капустянская читала рассказ «Старый звонарь» В.Г. Короленко. Всегда желанным для зрителя участником концерта был Ермилов, его прекрасный баритон нравился многим, а он любил исполнять романс П.И. Чайковского на слова А. Толстого «Благословляю вас, леса». Иногда вместе с Сосновской принимал участие в концертах Трамболини, виртуозно игравший на мандолине ряд этюдов Листа и других известных композиторов.

Музыкальные силы города окрепли настолько, что 27 июля 1909 г. самодеятельные артисты поставили оперу П.И. Чайковского «Чародейка» - далеко не самое удачное произведение великого композитора, но самодеятельных артистов привлекла эта реалистическая народно-бытовая трагедия. Зрители с большим интересом следили за разворачивающимся сюжетом из русского народного быта, за судьбой Настасьи.

Была в городе своеобразная музыкальная среда, в которой находили отклики происходящие музыкальные события. В начале века служил акцизным чиновником некий Николай Осипович Цвилинев. «Среднего роста, тщедушный, сильно сутулый, с серым цветом лица, почти без всякой растительности на нем, Николай Осипович был существом необычайно желчным, раздражительным... Однако дома он преображался, часами играл на виолончели, фисгармонии. Не было в городе музыкального концерта, на котором бы он не присутствовал, строго следя за малейшей фальшивой нотой. Фальши в музыке, как и в жизни, он не терпел». В городе много лет говорили о хорошем оркестре для курзала. В мае 1900 г. владелец курзала А.С. Борисов поехал в Казань и привез оттуда оркестр, по воспоминаниям ставропольчан, «более похожий на крыловский квартет». Однажды этот оркестр во время игры на танцах (оркестр располагался на хорах) устроил между собой такую потасовку, что доигрывать вечер пришлось под присмотром полицейского. Конечно, подобная музыка никого не удовлетворяла. Весьма авторитетный в Ставрополе врач Иван Гаврилович Хлебников в заметках о 1904 годе писал: «Мы встречаем в Ставропольском курзале, гостеприимно приютившем городской клуб с полным буфетом горячительных и прохладительных напитков, имеющем танцевальный зал со сценой, ежегодно приглашающем недешевый оркестр (1.000 рублей) и гостеприимно распахивающем двери всякому, имеющему сезонный билет, почти ежедневно с 7 часов вечера и до 1/2 часов ночи с открытием сезона до 1 августа, одни и те же избитые мотивы. Такая музыка через день собирает в залу молодежь для танцев. Правда, глухому Ставрополю в продолжение 9 месяцев не слышавшему у себя дома и шарманщика и не имеющему помещения для устройства спектаклей и танцевальных вечеров, должна нравиться и такая кричащая музыка».

Лишь только в 1909 г. с оркестром городу повезло. Городская дума заключила договор с оркестром «духовой музыки» под руководством дирижера Григория Леонидовича Смирнова. Оркестр в составе 12 музыкантов был нанят с оплатой за сезон 1300 рублей. Более трех лет ежегодно этот оркестр в летнее время постоянно играл в Ставрополе.

Одной из особенностей городской культуры в дореволюционное время следует отметить активное участие в ней первых лиц города. Нередко в благотворительных концертах, проводимых в городе, с сольным пением выступал предводитель ставропольского дворянства, почетный гражданин Ставрополя А.Н. Наумов. Еще учась в Московском университете, он серьезно занимался пением, брал уроки у известных музыкантов.

Другой предводитель дворянства, сменивший на этом посту Наумова, – Сергей Александрович Сосновский - сам не выступал в концертах, но его жена Софья Иосифовна была непременной участницей почти каждого благотворительного концерта. Более активному участию в концертной деятельности мешало состояние ее здоровья. Жена председателя уездной Управы Тресвятского Вера Ивановна также была не только участницей подобных концертов, но всегда душой и организатором их.

Вообще следует заметить, что своих местных исполнителей встречали тепло – может быть, потому что свои? Или настолько плохи были заезжие гастролеры? Как-то раз в 1909 г. группа молодежи устроила в курзале спектакль, сбор от которого предназначался в пользу «недостаточно» обеспеченных учениц женской гимназии. В рецензии на этот спектакль говорилось: «На публику, измученную различными инвалидами сцены, подвизавшимися все лето на сцене курзала, этот спектакль произвел освежающее впечатление».

С постройкой неплохого концертного зала в дачном клубе в летнее время всегда в городе гастролировали передвижные драматические и оперные труппы. К сожалению, пока мы мало о них знаем, известно, что летом 1904 г. в городе два месяца продолжались гастроли украинской труппы под руководством режиссера Ф.Ф. Кириленко. Эта труппа ставила и драматические, и музыкальные спектакли. В частности, они показали ставропольчанам оперетты «Грешница», «Наталка Полтавка», «Шельменко-денщик» и некоторые другие. Особенно горожанам полюбились артисты из этой труппы: Рашимова, Наронович, Черемных, Соколова и Лобаненко.

Гастролировал в Ставрополе Александр Петрович Карагеоргиевич - известный тогда исполнитель русских народных песен. Конечно, заезжали в город и такие бродячие труппы, которых в большие города не пускали, поскольку у них не было ни декораций, ни музыкального сопровождения. Да и среди актеров была только половина действующих лиц пьесы.

В середине XIX века провинцию обслуживали главным образом частные театральные труппы, т. е. антрепризы. Артистов нанимали на определенный срок или на определенные спектакли. Антрепренер возил эту труппу по провинциальным городам – в Москве и Петербурге частным труппам не разрешали играть, столицы обслуживались исключительно императорскими театрами. «Королем» провинциальной антрепризы по праву считался Петр Михайлович Медведев - личность весьма примечательная в театральной истории России. Он окончил Московское театральное училище, был режиссером, прекрасным актером, но прославился как организатор театрального дела.

Он любил актеров, заботился о них, но ни в коем случае не позволял снижать планку художественного уровня. Его по праву можно назвать воспитателем и поставщиком талантов на главные российские сцены. В его антрепризе работали ведущие российские актеры: П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов, А.П. Ленский, М.И. Писарев и другие. В 1880 г. Петр Михайлович привозил на гастроли в Ставрополь актеров Большого театра, которые исполняли сцены из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» и «Опричника» П.И. Чайковского. В 1887 г. актеры старейшего российского драматического театра - прославленной Александринки – показывали в Ставрополе спектакль «Завоеванное счастье» по пьесе немецкого автора Э. Бауэрфельда. Это была комедия в 3-х действиях, переделанная с немецкого. В Санкт-Петербурге эта пьеса не пошла, было всего два представления: одно в 1874, а второе – в 1886 г. Шумного успеха она не получила и в Ставрополе, хотя рассчитывали на провинциальность зрителя.

На следующий год группа драматических актеров из Нижнего Новгорода под руководством Д.К. Вельского показывала в городе сцены из разных спектаклей. В частности, сцены из пьесы А.С. Суворина «Татьяна Репина». Это была комедия в 4-х действиях знаменитого петербургского писателя и книгоиздателя. К сожалению, ее только что готовили к постановке в Петербурге, а в отрывках показали в Ставрополе. Эта труппа показала и отрывок из исторической драмы Петра Николаевича Полевого «Правительница Софья» и никому не известной пьесы Крылова «Пережитое горе».

В этих сценах были задействованы только две актрисы, известные российскому театралу: Журавлева Ю.П., в свое время начавшая играть в Москве в театре знаменитого Корша, а потом надолго застрявшая в Нижнем Новгороде. Выходила вместе с ней на сцену и известная многим актерам Малиновская 3.А. Известна она была тем, что держала собственную антрепризу и с ней гастролировала в Поволжье. По отзывам современников, «...Малиновская, женщина умная, не лишенная вкуса, но очень практичная. Она умела гладко вести дело, ладила и с труппой, и с публикой». Но доля антрепренера была нелегкой, частенько и эта практичная женщина впадала в долги. Тогда она нанималась сама в какую-нибудь труппу и играла ведущие роли, так как прекрасно знала репертуар провинциальных антреприз.

Между прочим, хороший антрепренер просто обязан был знать весь текст пьесы, ибо ему частенько приходилось самому играть за отсутствующего актера. Нередко актерский состав в антрепризе подбирался случайно, за мизерное жалованье. Поэтому в актерской среде было немало людей случайных, прибившихся к искусству в надежде на легкий успех и беззаботную жизнь, немало было и слабых, безвольных, бесталанных неудачников, навсегда отравленных закулисной атмосферой. Артисты в своем большинстве текст роли не учили, поскольку подчинялись маске своего амплуа и так чувствовали себя свободнее, а главная надежда была на суфлера. Некоторые актеры, исполнявшие комедийные роли в водевилях, видели свою задачу в том, чтобы обязательно вызвать смех у зрителей, поэтому в текст автора пьесы вносили столько чудовищной отсебятины, что терялся порой смысл пьесы. Не случайно такой знаток театра, как А.Н. Островский, писал: «В провинции пьесы не повторяются, т. е. ставятся только один раз...

Каждый день надо играть что-то новое или из старого то, что успели забыть и публика и артисты. Поэтому пьесы играют экспромтом, не уча ролей и без репетиций; сладят кое-как места, чтобы не путаться, и играют по суфлеру». В большинстве антреприз оформление спектаклей было очень бедное, кое-какие универсальные декорации, которые можно было использовать при самых разных постановках.

На следующий год в Ставрополь приехала с концертом драматическая труппа из Казани под руководством А.А. Орлова-Соколовского. Это был директор казанского отделения Русского музыкального общества, человек очень уважаемый в Казани как «ставящий искусство выше коммерческих расчетов». Он имел небольшую драматическую труппу, громадную оперную и, пригласив в нее «непомерно большое количество оперных артистов», сразу «выказал себя вполне неумелым и непрактичным в ведении театрального дела». Сам он занимался оперой, а драматической группой руководил А.Н. Кремлев. Вместе с ними в Ставрополь приехали драматическая актриса Н.П. Анненкова-Бернар, комик-буфф Сашин, «безупречный в водевилях, но положительно слабый в серьезных комедиях», и А.А. Фадеев, занимавший амплуа резонера. В Казани долго помнили об этой печальной антрепризе «честного, идеально чистого артиста/человека, но, к глубокому сожалению, и несчастливца/неудачника», который был «совсем музыкант, а нисколько не хозяин», и «со здоровьем, надорванным непосильными трудами, удрученный массою долгов по театру, безвременно погибший» - он умер через пять лет после концерта в Ставрополе.

В 1890 г. товарищество драматических актеров под управлением П.О. Солонина из Саратова дало в нашем городе несколько концертов, в том числе показало пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума». В этой пьесе выделялись артисты Волгина, М.В. Лентовский и Лентовская. В практике гастролирующих групп существовала устойчивая традиция: на ведущие роли привозили своих звезд, но на второстепенные роли – каких-нибудь любителей из студентов, а то и вообще набирали на месте. Вот в этом спектакле «премьером» был М.В. Лентовский.

Это был колоритнейший режиссер и актер. В историю русского театра он вошел в первую очередь как режиссер. Он мог ставить и серьезную драму, и легкий водевиль, и народное представление. Он был большой выдумщик по части сценических трюков, причем масштабных. То развернет на сцене «бой в Крыму, все в дыму», то затапливает подземелье с сокровищами. Он сам держал антрепризу, но часто прогорал, так как слишком был занят творческой стороной дела и совершенно недостаточно – коммерческой. В провинциальных газетах нередко можно было читать его объявления: «Господа антрепренеры! В этом сезоне я свободен. Если кто пожелает воспользоваться моим актерским трудом, я готов к услугам». Скорее всего, после очередного подобного объявления М.В. Лентовский и оказался на гастролях в Ставрополе.

Нередко привозили свои спектакли и театральные труппы из Самары. В начале века державший антрепризу в Самаре Николай Дмитриевич Кручинин (настоящая фамилия - Тиллинг) нередко привозил своих питомцев. На профессиональной сцене он появился из любительских спектаклей, играл в провинциальных театрах и держал антрепризу. По свидетельству Г.А. Шебуева, «дело Кручинина отличалось отсутствием настоящей культуры и производственной дисциплины», но в то же время он набирал в труппу сильных актеров, среди которых были Е.Н. Рощина-Инсарова, М.А. Саблина/Дольская, И. Жвирблис, А.И. Каширин, Л.К. Людвигов, А.А. Агарев.

Ставропольчанам они показывали пьесу М.Н. Бухарина «Измаил». Еще в 90-х годах, когда говорили о репертуаре, употребляли выражение «гвоздь сезона» – вот к такому «гвоздю сезона» и относилась пьеса «Измаил». Критика высмеивала автора пьесы за то, что по ходу действия Суворов и Потемкин сами рассказывали со сцены про себя старые анекдоты. В этом и крылось решающее условие успеха: исторические персонажи заимствованы одновременно и из официозной историографии, и из расхожих анекдотов.

Автор пьесы Бухарин чуть ли не простодушно скрестил в своей нескладной мелодраме казенный патриотизм с пошлостью мещанского псевдофольклора и тем пробуждал бурю энтузиазма. По окончании спектакля из зала слышались выкрики «Ура!». Но не надо забывать, что спектакль у нас шел после бездарно проигранной русско/японской войны 1904 г. и поднять патриотическое настроение пытались и таким способом.

Из Саратова к нам приезжали на гастроли и оперные труппы. В частности, в 1893 г. гастролировала труппа под руководством Николая Владимировича Унковского - одного из известнейших российских певцов (драматический баритон). Он учился в Московской консерватории, а в Саратове организовал большую оперную студию из 70 артистов. Сам он был артистом яркого драматического дарования. Превосходно владел голосом, особенно мощно звучащим в среднем регистре. По словам режиссера Н.Н. Боголюбова, «... в ту пору Унковский был одним из немногих певцов, которые в опере утверждали искусство драматической сцены». На концерте в Ставрополе он исполнял свои любимые партии: Евгения Онегина, Демона, Владимира из «Рогнеды», Петра из «Вражьей силы».
Вместе с Унковским в концерте принимал участие и Дмитрий Андреевич Усатов - прекрасный певец (лирический тенор). Но к нам он приезжал уже после многолетней службы в Большом театре. Исполнял он русские романсы и песни. Зарабатывал на хлеб участием в сборных труппах по русской провинции. Примерно же в это время он давал уроки пения Ф.И. Шаляпину. Н.В. Унковский приезжал к нам и позднее, когда в 1899 г. он организовал «оперный плавучий театр Н.В. Унковского», останавливавшийся практически на всех волжских пристанях.

С постройкой в городе в конце XIX века купцом Иваном Степановичем Борисовым здания курзала с приличной сценой число гастролирующих трупп увеличилось, появилась возможность ставить не только отдельные концертные номера, а целые спектакли. В партере зрительного зала установили 14 рядов по 12 стульев в каждом, и в ложах было устроено 50 мест – всего 218 зрительских мест.
Установившиеся постоянные связи городских властей с музыкальными кругами Казани, Саратова, Самары позволяли практически ежегодно устраивать гастроли артистов из этих городов. Любопытный концерт в 1899 г. привезли в город актеры Казанско-Саратовского общества оперных артистов. Они в этом году собирались впервые поставить «Садко», «Снегурочку», «Бориса Годунова». Концертные номера готовящихся к постановке спектаклей привез в Ставрополь известный антрепренер М.М. Бородай. Его антреприза была, пожалуй, одной из лучших в русской провинции.

Приезжали с концертами и отдельные «звезды» русской сцены. Так, в 1907 г. в курзале был концерт солиста Большого театра Богдановича. О его блистательном дебюте в партии Синодала на сцене Большого театра городские любители музыки знали. Лирический тенор Александра Владимировича был в самом расцвете своего дарования, но, тем не менее, певец продолжал брать эпизодические уроки вокала у Леонида Собинова. Любимыми партиями Богдановича, которые он исполнял и в Ставрополе, были партии Берендея, Финна, Фауста, Лоэнгрина, Альфреда. У зрителей от него остались прекрасные впечатления. Уже при Советской власти он одним из первых стал заслуженным артистом республики и более 30 лет прослужил в Большом театре.

Успешно выступала перед ставропольчанами и солистка Мариинского театра Аделаида Юлиановна Больска (по мужу – графиня Диенгейм-Брохоца). Ее отточенное в «Ла Скала» лирико/колоратурное сопрано звучало изумительно. Широко известный в оперном мире критик Э. Старк вспоминал о ней: «Ее голос... был отделан до предельного совершенства. Ее гаммы, трели, стаккато казались по своей свободе, легкости, чистоте и четкости настоящими перлами высокоразвитого вокального искусства. Все это струилось у нее каким-то каскадом жемчужных брызг, вызывая невольное восхищение». Публике ее представляли весьма скромно – «солистка Его Величества». В ее выступлении всегда присутствовала партия Татьяны из «Евгения Онегина», Марфы из «Царской невесты» (эту партию она, кстати, первой исполняла в Мариинском театре). Любила она включать в репертуар и романсы русских композиторов, особенно П.И. Чайковского. Хорошо пела Рахманинова («Здесь хорошо», «У моего окна»), Гречанинова («Солнце праздник свой кончает»). Зрители убеждались, что дарование этой певицы не зря высоко ценили Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев, А.К. Глазунов.

Приезжали с гастрольными спектаклями не только отдельные, пусть даже и прославленные, исполнители, но и целые коллективы. Так, в 1912 г. ставил в Ставрополе оперу Чайковского «Евгений Онегин» лучший в России частный оперный театр С.И. Зимина. Он всегда славился постановкой русских опер и грамотным режиссерским прочтением произведения. Наши земляки смогли в этом убедиться. Таким образом, еще в дореволюционное время в городе были заложены определенные театрально/музыкальные традиции.

В первые годы Советской власти в городе стало заметно массовое увлечение театром. Уже в ноябре 1918 г. на заседании горисполкома было решено: «Считать необходимым в городе Ставрополе открытие театра. Поручить тов. Курочкину таковой открыть, приспособив для этого бывший мучной склад Малюшкина».

Каменное одноэтажное здание склада Малюшкина располагалось на Посадской улице. Устроенное под театр помещение было рассчитано на 500-600 человек, но очень часто посетителей бывало гораздо больше. Пол в зрительном зале был каменный, а потолок сводчатый, поддерживаемый деревянной балкой на двух деревянных колоннах. Вместо стульев были поставлены деревянные скамьи. Зал имел три выхода: на улицу, во двор и в каменный пристрой, где помещалась касса и фойе. Кроме этих выходов были боковые выходы за кулисы. В стенах под потолком были устроены 3 вентиляционных отверстия. Сцена была небольшого размера с незначительным количеством декораций, со сцены в задней стене можно было перейти в бутафорский склад, артистические уборные и выйти во двор театра.

Перестроенное под театр здание вскоре открылось, и ему было присвоено имя Ленина. Был у театра и свой герб, автором которого в результате конкурса стал художник Левитский. Вверху этого театрального герба был изображен герб РСФСР «с лучами, сходящими вниз на сцену», а внизу рисунка была изображена греческая маска. Труппа театра была небольшая: инструктор/организатор, 3 профессиональных актера и 25 любителей, из них три человека были красноармейцами. Режиссером театра был Калиновский. Вечером, когда театр был буквально забит публикой, играли пьесы Островского «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «Поздняя любовь», «Дикарка»; Андреева «Дни нашей жизни»; А. П. Чехова «Лебединая песня», «Предложение»; Корецкого «Прежде скончались, потом повенчались»; Чирикова «На дворе во флигеле»; Карпова «Вольная пташка»; Зудермана «Бой бабочек»; Потехина «Чужое добро впрок нейдет»; Черепенина «Доля батрацкая» и «Последний день Парижской коммуны» и другие. Была в репертуаре театра и пьеса «Пролетарий».

Конечно, мастерства у местных актеров не хватало, но играли с большим желанием и подъемом. Роли исполняли Дарьялова, Васильев, Мандражан, Васильева, Евгеньева, Панафидина и другие. Многие из самодеятельных актеров этого театра, например, Поликарпова, Чалыгина, Бобикова (Лесная) и другие впоследствии стали профессиональными актерами театра. Зрители восторженно принимали своих любимцев. Из зала неслись советы, подсказки, а то и крики негодования в адрес персонажей спектакля. В антракте каждому зрителю хотелось высказать свое отношение к игре актера, многие пытались пройти за кулисы, причем последних было так много, что ставропольский отдел управления вынужден был издать приказ от 15 ноября 1921 г., где говорилось: «...запретить хождение посторонних лиц за кулисы. За нарушение штраф до 25 тысяч рублей или 7 суток ареста».

Шел в Ставрополе и спектакль по пьесе местного автора Романова. Мы не знаем, что это была за пьеса, но если верить рецензенту, то в «первой картине изображена наша «мертвая жизнь» города Ставрополя с его ожиданием антихриста и прочей чушью. На фоне этой обывательщины с ее интересами желудка приятно выделяется фигура Бориса».

Постановки театра пользовались у жителей Ставрополя большим успехом. Достаточно сказать, что с 1 августа по 27 октября 1919 г. театр имени Ленина дал 40 спектаклей и 7 концертов. Были у театра и гастроли по селам Ставропольского уезда. Для организации этих гастролей была допущена неслыханная роскошь – выделен пуд керосина для освещения сцены и дан наказ: «...театральным инструкторам говорить перед каждым спектаклем вступительное слово о значении народного театра вообще и, в частности, о значении ставящейся пьесы и ее авторе».

Обязательно раз в месяц для красноармейцев и учащихся по очереди ставился бесплатный спектакль. Никакого материального вознаграждения актерам не выплачивалось, за исключением разве одного: актерам, занятым в спектакле, по окончании выдавался бесплатный чай. Иногда, правда, им помогали материально. Успешное существование нашего ставропольского театра было весьма характерным явлением для первых послереволюционных лет. Никогда в последующие годы не отмечалось такого бурного роста театральной самодеятельности. Специалисты до сих пор спорят о феномене этого явления.

Театр имени Ленина строил всю свою работу как серьезный профессиональный коллектив, широко используя традиции русского театра. В частности, 23 июля 1920 г. в театре был устроен бенефис артиста Н.П. Дубенского. В помещении театра в 1919 г. проходили гастроли оперного коллектива Реввоенсовета Южного фронта. Программа деятельности театра местными властями Ставрополя была определена следующим образом: «Принимая во внимание в данный момент задачу пролетарского театра как долженствующего художественными образами лучших произведений искусства поддерживать революционный энтузиазм масс, ...чутко и осторожно относиться к выбору пьес для постановок, не пропуская к представлению пьесы, не отвечающие духу времени, больные своей психологической конструкцией и пьесы легкого бульварного жанра. Внимательно относиться к постановкам пьес и пускать таковые только вполне обработанными и законченными, дабы путем небрежного отношения к делу не отбить у масс стремления к театру и не компрометировать имени пролетарского театра. Сила театра не в количестве пьес, в их качестве и обработке».

Последующая деятельность театра имени Ленина проходила при активном участии Пантелеймона Александровича Светлаева, некоторые спектакли он ставил сам. Появился он в Ставрополе в октябрьские дни 1918 г. Будучи моряком Волжской военной флотилии, он участвовал в освобождении города от белочехов, был ранен. Существовавшая в те годы практика позволяла местным властям оставлять необходимых городу специалистов для работы. П.А. Светлаев был оставлен в Ставрополе. Несмотря на огромную занятость (он заведовал уездным отделом народного образования), Светлаев много занимался в театре имени Ленина. Сохранилась афиша о его бенефисе в этом театре. Недолго он проработал в Ставрополе, так как был переведен на работу в Самару и там вскоре в возрасте 27 лет скончался.

2 октября 1921 г. ввиду отсутствия средств постоянная труппа театра имени Ленина была распущена. Театральные постановки стали осуществляться исключительно любителями и только в пользу голодающих. Труппа фактически распалась, хотя любители драмы стали играть в других драматических коллективах. В частности, драмколлектив горкома комсомола ставил пьесы «Антихрист» (революционная шутка), «На пороге к делу», «В сумасшедшем доме» Гарина, «Деньги», «Праздничный сон до обеда», «Дорогой поцелуй», «Богомолы» своего земляка А.С. Неверова. Известно, что они просили репертуарную комиссию разрешить им поставить пьесу «День и ночь» с условием что, «весь сбор поступит в пользу красного Флота».

Драмколлектив ставропольского военкомата поставил пьесу «Боевые соколы». Ставили они пьесу Горького «На дне», инсценировали А.Ф. Писемского. В годовщину Кровавого воскресенья 9 января этот драмколлектив поставил пьесу «Дурные пастыри». Одно время этот коллектив набрал такой состав, что поставил оперу «Иванов Павел». Свой драмколлектив имелся и при уездной милиции. В их репертуаре значились: «Юбилей» Чехова, «На большой дороге» и «Душа проснулась» Найхина. В этих пропагандистских постановках со слабой литературной базой серьезные самодеятельные любители театра не задерживались. Небольшие драмкружки имелись и в школах Ставрополя. Они ставили «Женитьбу» Гоголя, «Снежную королеву» Г.X. Андерсена.

Повлияло на упадок драмкружков и отсутствие сцены для выступления. Даже когда в июне 1933 г. в Ставрополь приехал на гастроли Первый государственный драмтеатр, он выступал на сцене городского парка им. Воровского. Но и под открытым небом жители города посмотрели спектакли этого театра: «Князь Мстислав Удалой», «Похождения бравого Швейка», «Свои люди - сочтемся», «Дети Ванюшина» и другие. Наивно было ожидать мастерства актеров на неподготовленной сцене и под открытым небом, но, тем не менее, оживление среди любителей театра было заметно.

Театральные постановки стали ставиться чаще всего к памятным датам. Так, драматический коллектив районного Дома культуры (тогда он назывался Дом социалистической культуры) 17 января 1937 г. принял активное участие в торжественном вечере, посвященном А.П. Чехову. После доклада В.А. Григорьевой самодеятельные артисты сыграли пьесы Чехова «Ведьма», «Хористка», «Предложение». В этих постановках запомнились Самородская, Никонова, Нарбекова. На следующий год 9 февраля 1938 г. этот же коллектив поставил пьесу Островского «Без вины виноватые».

Событием в культурной жизни города явилась постановка 18 марта 1941 г. силами драмкружка Дома культуры пьесы Тренева «Любовь Яровая». Ставил этот спектакль организатор драмкружка Павел Михайлович Пряничников. В пьесе основные роли сыграли сам Павел Пряничников, Мила Макарова, Александр Сидоров, Александр Еремин, Тамара Воробьева. Осложнило работу драмкружка то обстоятельство, что здание районного Дома культуры в 1940 г. сгорело, и лишь 31 декабря 1948 г. здание вновь было построено со зрительным залом на 300 мест.

С началом строительства Куйбышевской ГЭС активизировали свою работу все учреждения культуры. Ведущим в это время был клуб поселка Комсомольский (в 1958 г. получивший название Дом культуры «40 лет ВЛКСМ»). Возглавляла работу клуба неутомимая Клавдия Иосифовна Темкина. «Благодаря рабочему клубу, – говорила она, – люди становятся душевно лучше, добрее, нравственно чище. Клуб воспитывает культуру общения. Он увлекает, помогает выявиться и развиться художественным вкусам и наклонностям. Незаметна на первый взгляд эта кропотливая облагораживающая человека работа. Буквально «по кирпичику» строится и ведется она, но из этих скромных кирпичиков вырастает с годами большое и светлое здание человеческой культуры».

Вместе с Клавдией Иосифовной помогали приобщиться к искусству руководитель хора П.Н. Серебряков, хореограф И.Г. Феррари, концертмейстер Э. Флитцер, руководитель ансамбля баянистов А. Райнер, руководитель духового оркестра А. Шебаршов.

Уже в 1951 г. при клубе поселка Комсомольский режиссером Надеждой Кирилловной Зябликовой организуется драматический коллектив. В эти годы в драмколлективе играли самодеятельные артисты А.С. Мурадович, А.Ф. Курдюмова, В.И. Цецулина, В.А. Овчинникова, Н. Федотина, М. Николаева, Г. Апресов, В. Павлов, Горожанкины, М. Авдяшин, В. Шестаков, Е. Киселева, Р. Кошкина.
Любители драматического искусства Ставрополя в 1953 г. объединились в новый театральный коллектив при Доме культуры поселка Комсомольский. Произошло это во многом благодаря Юрию Михайловичу Клавдиеву, много сделавшему для городского самодеятельного театра. Примечательная и непростая судьба у этого человека. Он уроженец нашего края, в 1937 г. окончил театральное училище, но поработать на сцене ему не удалось, так как был репрессирован весной 1938 г. Наказание отбывал на Соловках. После освобождения несколько лет работал актером в знаменитом Норильском драматическом театре, где в ту пору работали будущие корифеи русской сцены Георгий Степанович Жженов и Иннокентий Михайлович Смоктуновский. В 1955 г. после окончания режиссерского факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии возглавил народный театр в Доме культуры поселка Комсомольский, затем – в Доме культуры имени Ленинского комсомола и Доме культуры «50 лет Октября».

В 1957 г. коллектив под руководством Ю.М. Клавдиева поставил популярную тогда пьесу А.Е. Корнейчука «Платон Кречет». В нем были заняты: художник В. Павлов, бухгалтер Р. Гусева, крановщик М. Авдяшин, работница поликлиники А. Булавская. Этот спектакль из Ставрополя на областном смотре театральных коллективов занял первое место. Затем были осуществлены постановки: «Дуэнья» Шеридана, «Мещане» и «Васса Железнова» А.М. Горького. Была осуществлена постановка водевиля «Первая встреча», которую написал техник/нормировщик В.В. Белоусов на музыку местного композитора Э. Флицлера.

Двадцать лет до своей кончины Ю.М. Клавдиев был бесспорным лидером городского народного театра. Он ставил как русскую классику, так и пьесы зарубежных авторов, много уделял внимания современной советской пьесе, современному человеку. Говоря об очередной своей постановке, Ю.М. Клавдиев писал: «Нас всех объединяет одно – стремление глубоко понять литературное произведение и замысел автора, полнее передать его зрителю. Не изменим мы этому правилу и при подготовке «Королевского гамбита» белорусского драматурга Е. Василенка. Пьеса привлекла нас большой любовью к людям, заботой и даже тревогой за их судьбы. Были споры в процессе подготовки спектакля, ценными оказались советы автора. На
премьере все неясные вопросы разрешились. Спектакль получил путевку в жизнь».

На волне расцвета самодеятельного любительского театра возник в Тольятти летом 1973 г. и народный театр оперетты. Начинал он с классического репертуара: «Поцелуй Чаниты», «Сильва», «Черный дракон». Душой театра и его режиссером был Яков Семенович Каневский. Постановки этого театра оперетты - кстати, единственного тогда в области, в городе пользовались большой популярностью. Вот как рассказывали о постановке «Сильвы» местные газеты: «Действие спектакля идет легко, с юмором и светлой лирикой. Самодеятельный коллектив театра - единственный в области. Перед ним сейчас большие задачи – продолжить работу над поставленными спектаклями, отшлифовать их и приступить к новому спектаклю. Видимо, это будет современная оперетта». 28 октября 1969 г. в театре был устроен творческий вечер актрисы Народного театра оперетты Марии Ивановны Николаевой, отметившей тогда 25-летие своей сценической деятельности.

В 1973 г. состоялось открытие первого в городе профессионального театра кукол. Большая заслуга в организации этого театра принадлежит тогдашнему главному режиссеру Куйбышевского театра кукол, народному артисту России Роману Борисовичу Ренцу. По его инициативе на работу в открываемый театр были приглашены опытные кукольники Савелий и Зинаиды Ураловы из Омска, из Оренбурга приехали выпускники театральной студии Н. Никулина, Н. Вакс, Ю. Твердышев, Л. Деменьева, Т. Гиникова, из Саратова – В. Афанасьева. Из Куйбышева в Тольятти приехали главный художник В. Хохлов и конструктор кукол П. Нилов, из Новокуйбышевска – специалист по костюму Г. Яковлева.

25 октября 1973 г. премьерой спектакля «Ты для меня» Г. Сапгира тольяттинский театр кукол начал свою деятельность. Поставил спектакль Савелий Уралов. Театру выделили несколько помещений в жилом доме по Новозаводской улице. Своей сцены у театра не было, поэтому все спектакли были выездными. В школах, детсадах, домах культуры шли его спектакли.

С неизменным успехом театр гастролировал и по стране. Он давал свои представления в Бухаре, Самарканде, Москве, Ижевске, Пензе, Нижнем Новгороде, Волгограде, Ульяновске и других городах. Непросто дался этому коллективу период становления, так как отсутствовал лидер театра. Вскоре в театр пришел главным режиссером Александр Исаакович Розенгартен. Мечтой этого, несомненно, талантливого человека было создание детского культурного комплекса, в который должны были войти «...музыкальная школа, детская библиотека, студия юных художников и детского технического творчества, театральная студия». Александр Розенгартен считал, что театр кукол - «искусство, вбирающее в себя все лучшее, что дает нам драматический и музыкальный театры, кино, радио». «Я представляю себе спектакли, – говорил он, – где наряду с куклами существует живой актер, где можно было бы использовать песни, танцы, пантомиму».

Особой любовью у зрителей пользовались спектакли этого театра «Куда ты, жеребенок?», «Пушок-волшебник», «Сказка про бедняка Мурада, который уничтожил зло», «Баллада о Мальчише-Кибальчише», «Былина о солдате», «Лиса, Заяц и Петух», «Привидение старой мельницы». За 9 лет работы в тольяттинском театре кукол Александр Исаакович Розенгартен поставил 15 спектаклей, получивших заслуженное признание зрителей и театральных специалистов. К сожалению, после раннего ухода из жизни в 1989 г. талантливого А.И. Розенгартена для театра наступила нелегкая пора. С 1991 г. Тольяттинский театр кукол «Пилигрим» стал муниципальным, а в 1996 г. его возглавила бывшая ведущая актриса Самарского театра кукол И. Прянишникова.

С ростом города совершенствовалась материальная база для занятий театральным искусством. 30 апреля открылся клуб «Гидростроитель», 20 сентября 1958 г. - Дом культуры имени Ленинского комсомола на площади Свободы, еще раньше активно работал клуб поселка Комсомольский во главе со своим директором К.И. Темкиной. Драмколлектив этого клуба 12 мая 1962 г. поставил пьесу А.Н. Островского «Без вины виноватые». Их коллеги из драмкружка Дома культуры имени Ленинского комсомола во главе с режиссером Н.К. Зябликовой 6 июля 1962 г. сыграли премьеру спектакля по пьесе «Деньги». В этом спектакле запомнились самодеятельные актеры Мария Николаева, Юрий Девятериков, Сергей Верин и другие.

С организацией Дома культуры Волжского автозавода стал складываться самодеятельный театральный коллектив «Товарищ». Он открылся 14 ноября 1974 г. премьерой спектакля «Заступница» по пьесе В.С. Розова. Поставил этот спектакль главный режиссер Дмитрий Краснов. Характерной особенностью этого коллектива было ярко выраженное стремление к современной советской пьесе. Режиссер Д. Краснов так определял свое кредо: «Для нас театр – это, прежде всего, гражданский подход к теме. Вы найдете точки соприкосновения с действительностью в любой из наших постановок». И эти слова подкреплялись действующим репертуаром: «Мужчина и женщина» Л. Зорина, «Вечно живые» В. Розова, «Дуэль» М. Байджиева, «Разные люди» И. Ракши. Поиски организационных форм существования этого коллектива (слияние с «Ровесником» и т. д.) привели к прекращению работы этого коллектива в 1995 г.

Немного раньше «Товарища» в Доме культуры ВАЗа открылся подростковый народный театр «Ровесник». Его премьера состоялась 28 декабря 1972 г. спектаклем по пьесе С.В. Михалкова «Смех и слезы». Организатором этого театрального коллектива была режиссер Наталья Сергеевна Ходова. Ей удалось объединить вокруг себя талантливую, ищущую молодежь, привить ей устойчивый вкус к театральному действию. Не случайно, что многие участники «Ровесника» стали профессиональными актерами в различных театрах страны: А. Зибров и А. Арсентьев в Москве, И. Федорова в Санкт-Петербурге, О. Калинина в Нижнем Новгороде, О. Терентьев в Рязани, А. Зиновьев в Тольятти. В репертуаре театра были «Голубое и розовое» А. Бруштейна, «Дети войны» А. Платонова, «Золушка» и «Свинопас» Е. Шварца, «Сказки по телефону» Д. Родари.

9 сентября 1976 г. решением горисполкома в городе был создан театральный коллектив под руководством молодого режиссера Анатолия Анатольевича Берладина. Этот самодеятельный коллектив получил название «Камерный театр». Сам режиссер по этому поводу говорил: «Наш театр - камерный, небольшой, для небольшого числа зрителей. Это предполагает особые, более тесные отношения между артистами и зрителями. Мы хотим вести с ними доверительный разговор. Вот почему в нашем театре сцена располагается в центре зала, и каждый находится очень близко от нее - самый последний ряд удален не больше чем на пять метров. Весь облик театра располагает людей к общению, к разговору до и после спектакля, к встречам с его участниками. Для этого предназначены три чайные комнаты. В театре два зрительных зала: на 114 и 200 мест. В выставочном зале представлены работы местных художников, умельцев. Начинаются спектакли по призыву старинного колокола».
Открылся театр спектаклем по пьесе М.А. Зощенко «Свадьба» в ноябре 1976 г. Вскоре же был поставлен чрезвычайно популярный спектакль Александра Вампилова «История с метранпажем». За ним последовала пьеса А. Арбузова «Выбор».

Свой проект строительства театрального дома под названием «Театроград» был изложен А.А. Берладиным в самодельной брошюре и роздан заинтересованным лицам. Его читали, листали, но денег на осуществление не находилось: город, вернее – его руководители, еще не был готов к открытию профессионального театра. А.А. Берладин вскоре покинул город, переехав в г. Ульяновск.
Городские власти Тольятти неоднократно ставили вопрос об открытии в городе драматического театра на профессиональной основе, но вышестоящие органы согласия не давали. Только принципиальные изменения в политической и общественной жизни страны, начало которым положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, позволили решить этот вопрос положительно. 8 апреля 1986 г. приехавший в Тольятти Михаил Сергеевич Горбачев, выступая перед трудящимися города, сказал: «На ВАЗе, кажется в прессовом производстве, пожилая женщина передала мне записку. В ней написано карандашом: куда сходить с детьми, нет театра и один кинотеатр – вот и все. Это как раз то, о чем я говорю: нельзя, чтобы такой мощный гигант индустрии имел в своем Автозаводском районе всего один кинотеатр. На 340 тысяч жителей иметь один кинотеатр – куда это годится? Это серьезный недосмотр местных органов. Народ сюда съехался со всей страны: люди образованные, умеющие трудиться, и они хотят жить полнокровной жизнью. А это предполагает развитую социально/культурную сферу. Вот еще одно напоминание о том, что мы здесь проглядели многое и сейчас надо исправлять».

По сути дела, это явилось прологом к открытию в городе драматического театра. Рассматривались различные варианты: пригласить выпускников какого-нибудь актерского курса, но их руководитель может не захотеть ехать в провинциальный Тольятти. Собирать актеров по одному из разных театров – будет труппа, но не театр. Труппе нужно время, чтобы стать театром. Искали и руководителя театра. И, как говорится, помог случай.

Главный режиссер Ярославского театра им. Ф. Волкова народный артист РСФСР Глеб Борисович Дроздов в журнале «Театральная жизнь» (№ 8 за 1986 г.) выступил со статьей, в которой дал конкретные предложения о перестройке театрального дела в стране. Одно из предложений заключалось в том, что город заключает с театром в лице главного режиссера договор со взаимным перечнем прав и обязанностей сторон. Примечательно, что статья носила название «О мечтах, которым пора сбываться». Эта статья попалась на глаза первому секретарю Тольяттинского горкома партии Сергею Ивановичу Туркину, который и сделал предложение Дроздову «осуществить мечту». 4 декабря 1987 г. горисполком вынес решение о создании в городе драматического театра, а 18 декабря 1987 г. город заключил договор с коллективом театра в лице Дроздова Г.Б. о сотрудничестве. Здесь перечислялись права и обязанности театра и ответственность города по нормальному функционированию театра. Договор заключался на два года.

Город обязывался полностью обеспечить театр необходимой материально-технической базой для его творческой деятельности и, что чрезвычайно важно, – обеспечить весь творческий состав жильем. Было предоставлено для театра 76 квартир, полностью оборудованных всем необходимым для жилья: мебелью, холодильниками, телевизорами, посудой, бельем и т.д. Для театра устанавливалось минимальное количество спектаклей, показываемых в городе, в том числе и для детей, участие театра в общегородских мероприятиях, пропаганда театрального искусства в Тольятти, направленная на повышение уровня духовных запросов горожан. Таким образом, в Тольятти одним из первых в стране создавался театр на договоре с городом.

Поскольку в процессе формирования труппы художественный руководитель Г.Б. Дроздов привлек к работе часть коллектива театра-студии, формировавшегося им в Ярославле, это позволило в короткие сроки создать небольшой репертуар. Формально театр начал свое существование в начале 1988 г., а 30 марта уже сыграл премьеру «Спортивные сцены 1981 года» Э. Радзинского в Ярославле. И хотя костяк труппы составили ярославские актеры, но для них эти спектакли были уже гастрольными, поскольку в афише было указано – «Экспериментальный драматический театр г. Тольятти».
Руководство города настаивало на том, чтобы летом или, в крайнем случае, ранней осенью театр уже работал в Тольятти. Но театр строго придерживался своих условий: играть будем только в собственном здании. Дело в том, что для размещения театра в Тольятти было предоставлено здание Дома культуры «50 лет Октября», но оно требовало капитального ремонта. Реконструкция здания задерживалась, и театр вынужден был долго гастролировать: сначала в Ярославле, затем – в Оренбурге и Орске, Томске, Витебске, Минске. Уже в ноябре 1988 г. репетиции шли на сцене собственного реконструированного здания, а 15 декабря состоялась первая премьера в Тольятти. Играли в этот день «Рождает птица птицу» Эдуарда Пашнева. Так родился в Тольятти контрактный театр «Колесо» под руководством Г.Б. Дроздова.

Из книги Валентина Александровича Овсянникова,
«Ставрополь - Тольятти: страницы истории», 1999 г., ч. II

Содержание