Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Нужна ли художнику школа?

Не правда ли, было бы обидно, если бы Моцарт не знал нот, а Пушкин был неграмотным? Что бы было, если  бы Микеланджело учился бы не у Даменита Гирландайо, а был, как его отец, чиновником? Странно подумать, каких бы радостей мы лишились!

Талант, гениальность – редкий и великий дар, но он бессилен без грамоты, без школы. Только фундамент специальных знаний дает возможность реализовать природные данные. Только опираясь на него, художник может обрести свободу, уверенность и пуститься в творческий путь. Очень важно в начале творчества не сломать светлое восприятие мира и непосредственное, ведь то, что подмечают дети, – особый взгляд на мир. Дети видят очень остро, и тот наив, который мы иногда считаем несовершенством, важно сохранить.

Работая в организационных комитетах различных выставок, иногда ощутимо чувствуешь явное вмешательство педагогов. Они, естественно, хотят помочь своим воспитанникам, но тут важна мера. И когда взрослый помогает, начинает править, то лишает детскую работу той непосредственности, которой она ценна.

Вообще в искусстве нет предела совершенству. Дали сказал: «В каждой ошибке есть что-то от Бога! Не спешите ее исправлять». Тем более это относится к детским работам.

Важно отметить, что общий уровень на протяжении нескольких лет снижается. Дети учатся рисовать. Получают призы. Но важно отметить провал в общей культуре. Ремеслу научить можно, но художник не может быть без культурного багажа. Просматривая конкурсные работы, часто видишь очень низкий уровень. Это телевизионные Покемоны, гламурные девицы и т.д. Это не вина детей, вина педагогов. Работы отбирают на конкурс учителя, значит – это их непрофессионализм. Дети у них не получают художественных навыков, они получают вредное образование. Копирование прививает детям прочное отвращение к творчеству. Занятия становятся обузой.

Для успешного образования нужен хороший ученик и хороший учитель. Учителю должно быть что сказать. Методики могут быть разные. Главное – чтобы учитель знал, к чему он ведет. Важны духовные и профессиональные категории. Вроде бы, очевидны достоинство и недостатки композиции, рисунка или колорита, но грамотно направить ученика в правильном направлении удается далеко не каждому преподавателю. Все это требует очень многих качеств от педагога.

Проблема кадров в школе, пожалуй, основная. Все упомянутые задачи плюс более чем скромная зарплата, да еще вынужденное сокращение времени на собственное творчество скорее отталкивают, а не привлекают многих художников. К тому же, не каждый художник способен стать педагогом, и даже те, у кого есть к этому призвание, поначалу элементарно не имеют навыка. Он приходит лишь с опытом работы. Важно развивать наставничество опытных педагогов над молодыми преподавателями. Сотрудничество многих школ с художественными отделениями институтов города дает хорошие результаты. Очень часто, еще, будучи студентами, ребята уже совершают свои первые шаги педагогов – и порой весьма успешно.

В городе начала свою реализацию специальная программа президента по поддержки молодых специалистов, в рамках которой в течение трех лет оказывается финансовая поддержка молодому педагогу. Сохранить и дать дальнейшее развитие преподавательскому составу художественных школ помогают такие городские проекты, как «Летняя творческая школа», «Педагогические ассамблеи» и ежегодная городская выставка педагогов «Волшебная кисть». Необходимо внедрить проект «Мастер-классы для педагогов» (двухнедельная пленэрная практика для преподавателей с приглашением ведущих специалистов в области изобразительного искусства). Опыт Уфы, где такой проект проводится уже много лет, показал высокие результаты. Подобный проект был бы очень полезен как для опытных педагогов, так и для молодых. В такой форме творчества и учебы развивается цеховая солидарность, появляется возможность для творческого роста, для освоения новых приемов и техник в изобразительном искусстве.

Большую роль в работе школы играет выставочная деятельность. С детства ребенок привыкает видеть рядом со своими работы других учеников, получает возможность сопоставить свое раннее творчество с возможностями других детей, научиться радоваться чужому успеху и заодно анализировать, что ему самому следует развивать, чтобы достичь высокого результата. Наконец, проще прийти к выводу, почему и в чем нужно прислушиваться к педагогу – не каждый ребенок сразу будет следовать назиданиям учителя, в ком-то слишком развит дух противоречия, озорного неповиновения, которое мешает сосредоточиться. Большинство опрошенных педагогов полагают, что участие ребенка с раннего возраста в выставках (школьных городских, областных и т.д.) оказывает большое влияние и стимулирует творческий рост ребенка.

Удачным опытом в Тольятти являются конкурсы городского рисунка «Радужка», «Детские ассамблеи искусств» и передвижные выставки различных школ. Конечно, в городе не хватает выставочных залов, которые необходимы при каждой художественной школе – такие, как при Лицее искусств и Художественной школе имени И.Е. Репина, а также необходимо  финансирование для издания каталогов и альбомов по детскому творчеству.

Главная задача в художественном образовании на сегодня – сохранение традиций и духовных уставов нашего национального изобразительного искусства. Сегодня нередко можно услышать, что реализм отжил свой век, жизнь диктует новые правила не только в науке и технике, но и в изобразительном искусстве. Что ответить на это ученику? Необходимо объяснить, что великие художники авангарда 1910 – 1920-х годов были, прежде всего, великолепными мастерами, умели все, владели всем: рисунком, формой, цветом, пластикой, и это отлично просматривается во всех их «беспредметных» вещах. Ученик должен понять, что, только овладев профессиональным академическим мастерством, которым владели и Татлин, и Малевич, и Пикассо, можно творить что хочешь. Поэтому так своевременно в нашем городе появился конкурс по изобразительному искусству имени И.Е. Репина, который не только выявляет все проблемы методики преподавания изобразительного искусства, но и служат повышением профессионального уровня педагогов благодаря курсам повышения квалификации, проводимым в рамках данного конкурса.

Наше искусство многонационально и многогранно. В этом его сила и духовное могущество. Это обязывает нас сохранять традиции и развивать перспективные ростки нового. Ученикам необходимо сначала открыть традицию. Они должны изучать историю искусств России, Европы, мира. И только после этого мы сможем помочь им выразить свое отношение к миру. Мы часто оказывается свидетелями того, как в головы молодых художников сразу пытаются заложить так называемую «современность», игнорируя изучение традиций. Что может быть страшнее самовыражения пустого безграмотного художника?

Марина Александровна  Фрейдлина,
директор МОУ ДОД  «Детская художественная школа «Керамика»,
руководитель проекта «Летняя творческая школа»,
методист научно-методического центра художественного образования 
МОУ ВПО «Тольяттинский институт искусств»

Содержание