Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Современное искусство: опыт Тольятти

В первую очередь, я хочу поблагодарить оргкомитет, наши творческие союзы, наши вузы, непосредственно Александра Яковлевича Козлякова, декана Тольяттинского государственного университета; Марину Викторовну Баранову, руководителя  Художественного музея; Олега Владимировича Березина, президента автономной некоммерческой организации «Солярис» за активную  работу по организации  сегодняшней  конференции. Ну и, безусловно, наших друзей самарцев, которые  приехали рассказать о галерее современного искусства, о тех направлениях, течениях современного искусства, которыми они серьезно занимаются.

Хочу сказать, что идея проведения этой конференции  назрела очень давно. Журналисты, которые  здесь сегодня присутствуют, может, и те, кто выходят на сайт департамента культуры, помнят информацию, которую год назад мы разместили по конференции «Власть. Культура. Общество». Была у меня такая идея – провести очень серьезную конференцию, представить населению нашего города то, чем занимается сегодня департамент культуры, чем занимаются его учреждения, какие направления представлены в нашем городе. Это и о тенденциях изобразительного искусства: рассказать, в каком направлении работают  литераторы, драматурги и т.д. Когда мы стали  заниматься  организацией этой конференции, мы поняли, как это все сложно и решили разделить работу на несколько конференций. В прошлом году прошла конференция по развитию художественного образования в нашем городе. Вот здесь присутствует руководитель  научно-методического центра В.В. Ходырева, мы проводим серьезную работу по реформированию системы  художественного образования. Мы определили вторую тему – это развитие изобразительного искусства в городе, третья тема – развитие литературы  и драматургии. На оргкомитете, где присутствовали представители департамента, художники, преподаватели, состоялся очень серьезный  разговор. Как можно сегодня говорить о развитии изобразительного искусства, не говоря в целом о развитии современного искусства? Мы с этим согласились, и вот появилась такая тема. Действительно, как показывает время, никогда в одном течении или направлении не было представлено только изобразительное искусство, только музыкальное или литература, драматургия. Часто эти течения объединялись и были представлены  различными видами искусств. И это правильно, сегодня  мы  будем говорить о развитии в целом современного искусства и обозначим данную конференцию  как первую.

Хочу сказать, что для развития изобразительного искусства  в нашем городе созданы, на мой взгляд, достаточно неплохие  условия: для этого  у нас работают 4 художественные школы, отделения  в 8 школах  искусств, в которых обучается на сегодняшний день 1600 человек – а это достаточно серьезная сила, которая потом идет в ССУЗы, вузы. У нас есть среднеспециальное учебное заведение – Колледж искусств. У нас три  высших учебных заведения: ТГУ, ТГУС, ТАУ. Все это показывает, что в городе есть все возможности для развития этого направления. Если продолжать дальше эту тему, я хочу сказать, что в городе работают 3 творческих союза. Это отделение Союза художников России, которое возглавляет хорошо известный в городе скульптор А.М. Кузнецов. К сожалению, я никого из представителей этого союза, могу ошибаться, не вижу. И пассивную позицию они в последнее время занимают, представляя  реалистическое, академическое в большей степени направление. Дальше  говоря о современном искусстве, мы  будем сталкиваться и говорить  о том течении, которое так или иначе в России превалирует. Второй – это творческий союз художников России, который  возглавляет Б.В. Кунин, и третья организация – АНО «Творческий союз художников «Солярис», о котором я только что сказал, его возглавляет О.В. Березин. Также у нас есть союз дизайнеров, который возглавляет Н.И. Кузнецов. Объединяют творческие союзы  более 200 человек. 

И если говорить об отношении власти к художникам города, надо сказать, что на протяжении последних 40 лет город выделил 55 мастерских, более 3,5 тысяч квадратных метров для 55  профессиональных художников. При этом затраты города ежегодно составляют около полутора миллионов рублей, и это из расчета льготных ставок, а если посчитать по коммерческой стоимости, то следует добавить значительную  сумму. Я помню: несколько лет назад у нас в мэрии проходил круглый стол с делегацией из города Лос-Анджелес, где были и представители от культуры. Я им задавал вопрос, есть ли у них мастерские для художников, дают ли им их бесплатно. Этот вопрос затем я задавал в Вольфсбурге, будучи в Кольмаре во Франции. И этот вопрос вызывал везде недоумение. Ну, в России такая традиция и она поддерживается, так как власть заинтересована в развитии творческих организаций и в развитии искусства и культуры. Наш город особенный, не областной центр, но если этого не будет в нашем городе, то город наш по-прежнему, с точки зрения Глазычева, останется  рабочей слободой. А мы в это не хотим верить и  в общем-то делаем все для того, чтобы действительно наш город был творческим, креативным.

Для выставок наших художников, дизайнеров у нас есть несколько залов: залы художественного музея; используются залы краеведческого музея; зал, пусть, может быть, небольшой, в художественной школе № 2  в Комсомольском районе; в Автозаводском районе – галерея искусств и зал Лицея искусств. Также в последнее  время  все чаще стали использоваться  залы в торгово-развлекательных центрах (Аэрохолл, Вега, Парк-Хаус и др.). Появилась масса салонов по продвижению, продаже картин – как наших, так и других художников. Это радует, но огорчает то, что  при таком обилии обучающихся в наших художественных школах, ССУЗах и вузах, включая преподавателей, творческих людей, наши залы заполняются только, к сожалению, на открытии и закрытии. Залы наполнены знакомыми лицами, большинство из которых присутствуют  здесь. Другое большинство по непонятным мне причинам – видимо, эта тема их не волнует – отсутствует. А в остальное время залы пустуют. Как сказал один из организаторов выставки А. Кинчаров, посетивший недавно Бразилию, огромный выставочный комплекс также пустует. Мы тоже видим то, что восприятие любого искусства у нас происходит в полупустых залах театров, филармонии. Может быть, это и есть тонкий пласт элиты.

Мне кажется, что в первую очередь это зависит от тех, кто сегодня здесь присутствует. Поэтому нужен этот разговор, насколько мы  используем правильно творческий потенциал. Почему люди, которые обучились за эти 50 лет в системе художественного образования, с учетом членов семьи (а это огромная армия творческих людей), не приходят на выставки? Почему, став взрослыми, не приводят детей на выставки? Также много возникает «почему» о художниках, которые говорят: сколько можно довольствоваться небольшим залом художественного музея. И в этом они, наверное, правы. Музей не имеет специально оборудованного помещения для хранения  картин, не имеет системы кондиционирования. Поэтому мы не можем привезти серьезные выставки из других российских музеев. 

Мне посчастливилось в свое время  вместе с Л.С. Мартыновым в начале 90-х годов в торговом центре «Русь» строить выставочный  комплекс. Тогда бизнес делал большие вложения, я имею в виду Автозавод: был создан уникальный комплекс, была закуплена специальная машина по перевозке картин с системой кондиционирования, температурным режимом. Этот комплекс, к сожалению, при отсутствии законов, при разделении имущества потом не удалось удержать. Я наблюдал за этим комплексом в течение 5 лет, и он тоже не был заполнен людьми, туда не устремился поток людей созерцать  полотна, которые мы привозили из музеев.

Наверное, есть какие-то другие проблемы, которые,  может быть, мы будем обсуждать на этой конференции, будем говорить о субъективных и объективных причинах.  Тема  «Власть. Бизнес. Общество» так или иначе должна присутствовать при разговоре. Потому что власть инициирует эти конференции, которые, на мой взгляд, в большей степени должно инициировать само сообщество и творческие союзы. Потому что у них, на мой взгляд, уже на сегодняшний день должно было это назреть. Нам интересно услышать, что сегодня преобладает в городе, какие направления и течения. Нам не безразлична судьба союзов, отдельных художников, которые не желают вступать в союзы. И мы активно в этом направлении помогаем и вместе с художественным музеем организовали очень интересную выставку, которая в рамках оргкомитета объединила усилия. Это выставка «Художественное произведение года», которая привлекла  кроме творческих союзов и молодежь. И мы увидели, что в городе  появляются новые интересные художники. Для детей и подростков вот уже  больше 10 лет проходит выставка «Радужка», которая хорошо воспринимается, и это важно. Мы помогаем творческим союзам финансировать издание каталогов, поездки на различные выставки.

Наверное, это не много, наверное, хочется большего. К сожалению, оба союза не имеют расчетного счета, по-старому уже работать нельзя. Я буквально в январе побывал на II съезде концертных организаций. Это общественная организация, и темой разговора у них был переход от государственных учреждений в автономные учреждения, говорили о нормативах, показателях, и мне понравилось как чиновнику, что это инициирует не власть, хотя там присутствовал М.Е. Швыдкой. Сама общественная организация нанимала специалистов, вырабатывала предложения  и направила их в Правительство.

Когда я привожу эти примеры, я хочу, чтобы те организации, которые объединяют, консолидируют художников, безусловно, влияют на развитие изобразительного искусства в городе, учитывали этот опыт. Мы думали и предполагали как власть: как нам двигаться дальше в этом направлении. Когда я говорю о бизнесе, который у нас бывает немногочисленным на наших выставках, говорит о том, что в городе  пора построить музей современного изобразительного искусства, увеличить площади художественного музея, я всегда обращаюсь и к ним: а где же  ваша социальная ответственность бизнеса? И вот мне кажется, мы попытаемся на нашей конференции на эти вопросы в какой-то степени дать ответ. Я желаю всем нам плодотворной творческой работы, всем творческим людям – творческих удач и побед. 

Владимир Аркадьевич Колосов,
руководитель департамента культуры
мэрии городского округа Тольятти

Содержание