Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Искусство ХХ века: основные тенденции и мастера
(по материалам дипломных работ студентов ТГУ)

Еще не забыто время, когда студенты художественных отделений завершали изучение истории искусства реалистической школой XIX века. На языке искусствоведов хронологические рамки курса обозначались так: «От бизонов до барбизонцев» (напомню, что Барбизон – название деревушки под Парижем, где обосновалась группа французских художников –  основоположников реалистического пейзажа). Современное европейское искусство тогда ассоциировалось с импрессионизмом и постимпрессионизмом – художественными течениями конца XIX века. Собственно XX  век  в учебных программах (и музейных экспозициях) представляли отечественные мастера соцреализма и близкие к нему  «прогрессивные» западные художники. 

Сегодня ситуация, как известно, изменилась. Новые возможности – не только социально-политические, но и информационные – позволяют представить студентам картину развития культуры и искусства XX столетия  многогранно и полно. Отмечу, что меняется сама концепция изучения истории культуры: не «от прошлого к настоящему», а «в прошлое из настоящего посредством  диалога».  

В Тольяттинском госуниверситете история искусств изучается студентами трех специальностей: «Изобразительное искусство», «Дизайн (графический, интерьер)», «Декоративно-прикладное искусство (ювелирный дизайн)».  Кроме аудиторных занятий – лекций и семинаров – предусмотрены подготовка курсовых и дипломных проектов, написание рефератов, выполнение различных творческих заданий;  участие в проведении выездных музейных практик (Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Самара, города Золотого кольца России и др.). 

Курс «Искусство ХХ века» является завершающим и включает четыре тематических раздела, которые отражают наиболее характерные явления и тенденции  в развитии художественной культуры столетия: 

  1. Искусство конца XIX – начала XX вв.  Символизм и модерн.
  2. Авангард как феномен культуры XX века. Основные направления художественного авангарда.
  3. Искусство советской эпохи. 
  4. Искусство конца XX века. Постмодернизм.

Попытаюсь кратко охарактеризовать содержание курса по разделам и  одновременно представить вам лучшие дипломные работы наших студентов, посвященные  искусству XX века.

1. Искусство конца XIX – начала XX века. Символизм и модерн.
 «Рубеж веков» – эпоха кардинальных изменений во всех сферах жизни, в том числе в искусстве. На смену реализму с его ориентацией на натуру приходит символизм, продолжающий традиции средневекового идеализма и романтизма начала XIX века.

Историю символизма студенты изучают на примере творчества таких европейских художников, как Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Эжен Карриер, Морис Дени,  Джеймс Энсор, Арнольд Беклин, Франц Штук, Густав Климт и др.; русских живописцев – М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, художников объединения  «Голубая роза» и др.

Пластическую форму дух символизма обрел в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве модерна. Стиль «модерн» отразил в себе противоречия переходной эпохи: с одной стороны, в нем ощущается растерянность и усталость (кто-то из критиков назвал этот стиль  «вздохом умирающего столетия»), с другой – он ознаменовал собой начало нового искусства.  Главным принципом модерна стала декоративная стилизация,  чаще всего это какой-либо растительный мотив, основывающийся на асимметрии удлиненных причудливых линий. Получив необыкновенное распространение на «рубеже веков», к двадцатым-тридцатым годам XX века модерн был вытеснен функционализмом и надолго забыт. И лишь с конца XX века  вновь переживает свое второе рождение.  

Общение со студентами показывает, что искусство эпохи символизма и модерна привлекает их своей загадочностью, изяществом форм, декоративностью, хотя является довольно трудным для понимания.
Хочу представить три дипломные работы по искусству этого периода, выполненные  в разные годы нашими студентами.   

Елесина Анастасия. «Символизм в европейском искусстве конца XIX – начала XX века» (2000 г.). Дипломная работа интересна попыткой рассмотреть символизм как целостное художественное явление, выявить и проанализировать связь разных видов искусств – живописи, поэзии, музыки, театра. Как известно, идея внутреннего единства  разных искусств была одной из главных в эстетике символизма. «Так запах, цвет и звук между собой согласны…» – писал в программном стихотворении «Соответствия» Шарль Бодлер. Мечта о единении (синтезе) искусств вдохновляла всех символистов, особенно М. Чюрлениса, А. Скрябина, А. Белого, В. Борисова-Мусатова, А. Блока и др. В методической части предлагается разработка интегрированного учебного занятия «Образ женщины в искусстве символизма (поэзия, музыка, живопись)». 

Мацевич Дарья. «М.А. Волошин: лики творчества» (2000 г.). Цель исследования – раскрыть феномен уникальной личности Максимилиана Волошина – яркого представителя Серебряного века русской культуры.  Творческий универсализм Волошина поражает: поэт, переводчик, художественный критик,  живописец и график, историк, библиофил,  лингвист, археолог, геолог, организатор-просветитель (создал Дом творчества в Коктебеле). Но все же главный его талант – «человеческий». «Макс сам был миф», – писала Марина Цветаева. С помощью художественных произведений, дневников, писем, мемуаров современников дипломница стремится воссоздать облик Волошина-человека, раскрыть его жизненную философию. Текст работы содержит множество иллюстраций, в том  числе авторские фото, выполненные в Коктебеле.

Гаврилова Татьяна. «Графика модерна» (2001 г.) Графика занимала особое место в искусстве модерна, в отличие от реализма XIX века, где безраздельно господствовала живопись. Модерн графичен по своей природе, так как главным выразительным средством здесь является линия. Графическое искусство модерна достигло высочайшего уровня и может служить сегодня настоящей школой мастерства для современных художников. В дипломной  работе Т. Гавриловой собран и систематизирован значительный материал, касающийся истории книжно-журнальной, плакатной, прикладной графики. Особое место уделено характеристике творчества Обри Бердслея, книжные иллюстрации которого признаны «квинтэссенцией стиля модерн». «Изюминкой» работы можно считать комплект фотокопий оригинальных номеров английского журнала начала XX века «THE SAVOY», который являлся в то время  одним из проводников нового стиля в Европе.

2. Авангард как феномен культуры XX века. Основные направления художественного авангарда.
Второй раздел посвящен авангарду – наиболее характерному явлению истории культуры прошлого столетия. Его цель – дать представление о смысле авангарда как социокультурного феномена; познакомить с историей европейского и русского авангарда в его основных направления (фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.); особое внимание уделить характеристике творчества мастеров русского и европейского авангарда (Матисс, Пикассо, Кандинский, Малевич, Татлин, Филонов,  Шагал и др.).   

Различные проблемы художественного авангарда стали предметом исследования в дипломных работах наших студентов.

Киреев Алексей. «Эстетические принципы сюрреализма» (2000 г.). Автор раскрывает философско-эстетические истоки сюрреализма. В  работе подробно проанализирована связь мировоззрения сюрреалистов и психоанализа Фрейда, рассмотрены разнообразные новаторские приемы художественной техники. Теория и практика сюрреалистов прослеживается в тесной связи с творчеством его наиболее значительных представителей: М. Эрнста, Р. Магритта, С. Дали и др. Достоинством работы является подборка текстов манифестов адептов сюрреализма.

Анисимов Алексей. «Художественные традиции прошлого в живописи европейского авангарда» (2000 г.). Сущность искусства авангарда – радикальное новаторство, разрушение традиций. Такова общепринятая точка зрения. Но можно ли с ней согласиться? Рассматривая большой и сложный материал живописи мастеров авангарда (Пикассо, Дали и др.), автор показывает, что, напротив, именно художники ХХ века сумели по достоинству оценить все богатство и разнообразие традиций мировой культуры: от академизма до «примитивов» Африки и Океании. В тексте выявляется связь сюжетов, образов, композиционных приемов конкретных работ художников-авангардистов с произведениями искусства прошлого: реминисценции древнеегипетского, африканского, античного искусства, академической классики в картинах Пикассо; традиции испанского искусства, мотивы и образы Босха, Вермеера, Альтдорфера, Милле, Леонардо да Винчи в произведениях С. Дали и др.

Расторгуева Светлана. «Архитектурные утопии ХХ века» (2003 г.)  Характерной чертой авангардного мышления является  утопизм – вера в то, что с помощью искусства, художественных форм можно преобразовать человека и мир. Особенно утопизм был свойственен архитекторам ХХ века – таким, как А. Гауди, Ле Корбюзье, Ф. Райт, К. Танге, Л. Крие и др. Основоположник «современной архитектуры» Ле Корбюзье мечтал построить «веселый радостный как рай  город», в котором гармония архитектурных форм определит гармонию социальной жизни. Дипломная работа раскрывает природу и истоки архитектурных утопий, демонстрирует многообразие их проявлений в градостроении и отдельных сооружениях ХХ столетия.

Шкильменская Марина. «Европейская скульптура ХХ века: тенденции, направления, мастера (первая половина века)» (2003 г.) В работе характеризуются основные направления развития европейской модернистской скульптуры первой половины XX века, анализируется творчество скульпторов – основоположников нового пластического языка: Э. Барлаха, К. Бранкуси, А. Джакометти, Г. Арпа, В. Лембрука, О. Цадкина, Н. Габо и др. 

Прыгунова Лилия. «Философско-эстетические основы творчества К. Малевича» (2003 г.). «Супрематизм» Малевича – яркий пример концептуального искусства, необходимым условием понимания и оценок которого является знакомство с философскими воззрениями художника. Автор обращается к анализу теоретических сочинений Малевича, к исследованиям современных  искусствоведов, философов, культурологов. Дипломная работа позволяет проследить эволюцию философско-эстетического мировоззрения Малевича от фигуративной живописи к абстрактной, раскрывает смысл и цель его исканий.
Охлопков Руслан. «Аналитический метод Павла Филонова»  (2004 г.). 

Среди мастеров российского авангарда Филонов – явление уникальное. Личность художника интригует не менее, чем его картины. Филонов разработал оригинальный живописный метод, который назвал «аналитическим» и фанатически верил в его будущее. Дипломник стремится «найти ключ» к пониманию художественного метода Филонова, выявить его философские, научные и художественные истоки (творчество мастеров северного Возрождения, кубофутуризм, символизм и модерн, примитив и др.).  Дипломная работа Р. Охлопкова содержит ценные учебно-методические разработки: словарь терминов аналитического искусства, хрестоматию с фрагментами теоретических сочинений, дневников и писем П. Филонова; анализ наиболее трудных для понимания картин, структурно-логические таблицы, обширную библиографию по творчеству художника. 

3. Искусство советской эпохи.  Соцреализм. 
Советское искусство – особый феномен в мировом  художественном процессе XX века, подлинное осмысление которого, по сути дела, только начинается. В разговоре со студентами важно вывести эту тему из сферы идеологической полемики. Необходимо сосредоточить внимание на выявлении   ментальных оснований советской культуры, ее архетипов; раскрыть своеобразие социальной и эстетической доктрины социалистического реализма, показать эволюцию и внутренне противоречивый характер этого метода; познакомить студентов с творчеством наиболее значительных художников советского времени, в том числе официально не признанных («другое искусство», «андеграунд»).

Представлю несколько дипломных проектов, отражающих разные периоды  истории русского искусства советской эпохи.

Новикова Елена. «Образ мира и человека в советском искусстве 30-50-х годов» (2002 г.)  Дипломная работа обращается к «сталинской эпохе», создает достаточно полную картину развития искусства этого периода, характеризует содержание понятия «социалистический реализм» в интерпретации  официальной эстетики того времени и с позиций сегодняшнего дня. Полнотой и высоким качеством исполнения отличается иллюстративный ряд. Особо следует отметить высокий художественный уровень фотоматериалов, выполненных автором лично в Москве (станции метро, ВДНХ).

Новикова Ирина «Своеобразие русской живописи 70-х годов XX века. На примере творчества Т. Назаренко и Н. Нестеровой» (2007 г.)

Семидесятые годы вошли в нашу историю как «эпоха застоя». Но по отношению к искусству эта метафора вряд ли применима. Более того, анализируя ситуацию в живописи, искусствоведы характеризуют ее как «тихую революцию». В чем проявилось новаторство художников-«семидесятников», в числе которых крупнейшие мастера Т. Назаренко и Н. Нестерова (а также А. Ситников, О. Булгакова, Е. Струлев, А. Петров, К. Нечитайло, Е. Романова и др.)? Как показано в дипломной работе, эта плеяда художников впервые в официальном советском искусстве делает попытку осмыслить мир и человека не столько в социально-политическом контексте, сколько в экзистенциально- метафизическом. Семидесятники размышляют о «вечных» вопросах бытия, темы и сюжеты их картин выходят в большой исторический контекст, в пространство мировой культуры, обращаются к различных художественным традициям. Новое содержание  требовало адекватного художественного языка, которым становится язык притчи, метафоры, иносказания, цитаты.   

Жученко Инна. «Страницы истории русского неофициального искусства 60-80-х годов» (2003 г.). Цель исследования – проследить тридцатилетнюю историю российского андеграунда. В работе характеризуется социально-культурная ситуация в советской России 60-80-х годов, выявляются предпосылки появления «другого искусства»; рассматривается деятельность наиболее значительных представителей российского андеграунда: Элия Белютина и его учеников, которым принадлежит важная роль в возрождении абстрактной живописи в России; история «Лианозовской группы»; группы «Движение», утверждавшей в России кинетическое искусство; петербургской группы «Метафизический синтетизм» во главе с М. Шемякиным; история соц-арта. Особое внимание уделено творчеству уникального художника Анатолия Зверева. 

4. Искусство конца XX века. Постмодернизм.
Штубова Наталья. «Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн» (2004 г.). «Постмодернизм» – термин, характеризующий магистральную тенденцию в развитии культуры и искусства конца XX века.  Этот термин появился на Западе в конце 60-х годов, в России – в 90-е. Сегодня о постмодернизме написано огромное количество разного рода философско-культурологических и искусствоведческих исследований. Но противоречивость суждений и мнений часто не проясняет, а запутывает понимание этого явления. Дипломница взяла на себя смелость осмыслить и систематизировать материалы  наиболее значительных современных исследований  по данной проблеме.

Завершая обзор, хочу отметить следующее: актуальной задачей на сегодняшний день является разработка раздела «Современный художественный процесс». Необходимо знакомить студентов с тем, что происходит в искусстве непосредственно в наши дни, с новыми формами художественной активности,  в том числе в Тольятти и Самаре. Материалы нашей конференции будут в данном случае очень полезны.

Ольга  Васильевна  Сямина,
канд. культурологии,
доцент кафедры  изобразительного искусства
Тольяттинского государственного университета

Содержание