Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Современное искусство тольяттинских художников
в фондах  Тольяттинского художественного музея

Термин «Современное искусство» – довольно условное понятие и может быть обозначен как искусство, созвучное, соотносимое со своим временем. В этом смысле любое подлинное искусство всегда современно, поскольку так или иначе отражает в художественно-образной форме содержание своей эпохи. Поэтому понятие «современное искусство» не несет в себе специфических конкретно-исторических характеристик и, следовательно, не является научной категорией. Если же понимать под современным искусством и современным стилем характерные черты искусства ХХ – начала ХХI века, то вопрос становится еще более сложным.

Во-первых, потому, что не может быть какого-либо одного «стиля эпохи», полностью отражающего все ее содержание. В каждую эпоху всегда существует множество стилей, зарождающихся и уходящих, «новых» и «старых». Во-вторых, при оценке качеств того или иного художественного произведения необходима достаточная историческая дистанция, в данном случае отсутствующая. Поэтому современное искусство – это не то, что ново. Новым является по существу всякое искусство, поскольку именно новизна, уникальность и неповторимость образа и делает его художественным.

Историческое развитие привело к усложненности и раздробленности художественной картины мира до такой степени, что ни о какой картине мира в искусстве вообще говорить не приходится. Не эпоха, не направление, не школа, а главным образом личность художника, его индивидуальное, часто крайне субъективное, произвольное восприятие стали определять стилистику художественного произведения. В искусстве ХХ, а теперь уже, можно говорить,  и в искусстве начала XXI века – что ни художник, то стиль. И характерный признак «современного стиля» – это «цитаты» и «повторения». «Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны» (С. Аверинцев), поэтому каждая фраза, слово, тема, мотив воспринимаются как цитаты прошлого.

Идя вслед за высказыванием романтиков о том, что классика всегда ретроспективна, а романтизм современен, мы можем говорить о тех тольяттинских художниках, которые работают в нетрадиционной художественной манере. Многие картины этих художников попали в музей вследствие закупки или дарения авторами.

Выставки художников, работающих нетрадиционно, проводились в нашем музее, начиная с 1990-х годов. В городе тогда работала известная молодежная организация «Планета ЖурМаРин» во главе с Юрием Лесничим. Художники группы принимали мир таким, каков он есть, но с болезненной остротой переживали его проблемы. Создавая обобщенные образы, художники концентрировали в них свое сочувствие происходящему, тосковали или радовались. В манере письма художников было что-то общее: краски ложились на холст экспрессивно, запечатлевая пронзившее автора ощущение момента жизни. В группу входили помимо Ю. Лесничего Жанна Исаева, Ренат Хакимов  и другие. В произведениях Жанны Исаевой («Птичка») есть игра и сказка, жестокость и обреченность, стылая тоска, схватка и тишина пустыни… Как говорила искусствовед А.В. Павельева, для всех членов этого объединения «общим было то, что молодые художники не ставили своей целью прямое отражение предметов и явлений окружающего мира. Не отрываясь от реальности, используя методы фигуративного искусства, они свободно компоновали свои картины для того, чтобы было возможно по-своему интерпретировать действительность и, отбросив сиюминутное, создавать обобщенные произведения, полные общечеловеческого значения».

Единственная выставка, прошедшая в музее группы «ЖурМаРин», называлась «Дом для души» и представляла собой не только живописные произведения, но и действующую инсталляцию «Дом для души» – настоящий дом в экспозиции, куда можно было зайти, присесть, отдохнуть, послушать музыку, освободиться от ненужных мыслей. К сожалению, этого творческого объединения в городе уже нет.

Также не существует сейчас другая, довольно-таки интересная и неоднозначная группа «Пантеон». Художественная система многозначительных произведений художников этой группы включала в себя некоторые элементы авангардистского искусства ХХ века и основывалась на определенной мировоззренческой программе. В их творчестве были формальные поиски и усложненная символика, игровое начало, попытки постичь философию жизни и ее хаос. Наиболее яркие представители этой группы – Александр Кремнев, Сергей Пылаев, Геннадий Гостин. Многозначная символика в творчестве Александра Кремнева соединяется с игровым началом. Художник пытается постичь философию жизни, остро ощущая ее проблемы. Произведения А. Кремнева можно было бы назвать фантазиями, порожденными реальностью. В картинах, приглашающих к размышлению, затрагиваются значимые для людей темы. Форма, условность языка живописи соединяются зачастую с парадоксальностью решения. Условность пейзажа и цветового решения в картине «Ждущая» (1994 г.) не умаляет ее психологической сути, а даже наоборот – возводит ее в символический образ ожидания.

Музей всегда с готовностью откликался на желание молодых художников показать свое творчество. Так, в начале 90-х с успехом прошла выставка тольяттинского художника Павла Лилы. Его светооптические композиции, мерцающие в затемненных залах музея, были своего рода открытием для неискушенной тольяттинской публики.

Плодотворно работал в середине 90-х гг. преподаватель детской художественной школы № 1 Сергей Попов. Его интересные инсталляции, перформансы и живописный своеобразный ремейк, воплощенный в проекте «Сны об Италии», до сих пор вспоминаются с ностальгией.

Говоря о выставочной деятельности музея в рамках современного искусства, стоит отметить выставку из Москвы в 2002 г., представленную отделом современного искусства Государственной Третьяковской галереи «Искусство в актуальных контекстах» (куратор – Андрей Ерофеев); выставки немецких художников из г. Вольфсбурга – города-побратима Тольятти Марека Беньшевски, Ангелики Бухер, Хайко Таппенбек, Рози Маркс, Хельги Кальферсберг Ирены Хаймш и других. Эти выставки, проходившие в 2001 – 2006 гг., конечно же, внесли свой определенный вклад не только в плане ознакомления с современным искусством Германии, но и в плане расширения собственного художественного кругозора.

Также на памяти у многих выставки 2007 г.: это выставка молодых художников из Сербии и выставка, проводимая в рамках Международного форума архитектуры и дизайна «New City»; выставка голландских художников Инне Ламерс и Роба де Фрея «Портрет города», включающая в себя  фотографии и видеоинсталляции.

Выставки современных зарубежных и отечественных художников с нетрадиционным подходом к искусству по большей части вызывают у тольяттинских зрителей неоднозначные мнения – от полного восторга до глубокого непонимания, что связано, по-нашему мнению, с общей неподготовленностью нашего зрителя к восприятию непривычного и непонятного и недостатком художественного воспитания. И, что более странно, – эти интереснейшие выставки мало посещаются студентами наших ведущих университетов ТГУ и ТГУСа, которым сам Бог велел использовать любую возможность пополнять свою осведомленность в плане современного  искусства.

В музее есть свой фонд современного искусства – произведения тольяттинских художников, работающих в нетрадиционной манере. Назовем лишь некоторых ярких представителей из общего числа. В музейном фонде есть несколько работ Татьяны Чириковой и Татьяны Минсафиной. Они не только художники, но также дизайнеры и педагоги. Обе – участницы многочисленных выставок в России и за рубежом, биеннале, обе успешно занимаются проектной деятельностью. 

Произведения Татьяны Минсафиной несут на себе смысловую и символическую нагрузку. Для нее выход на картину – это возможность высказаться, показать свой внутренний мир через представленный образ. В ее картине «Свет» (1997 г.) показан образ молодой женщины, сидящей в темной комнате, взгляд ее устремлен в окно и в то же время внутрь себя. Время остановилось на мгновение, на ту долю секунды, когда вдруг кажется, что проходит вечность… Татьяна любит включать в свои работы стеклянные поверхности, которые помогают ей раздвинуть пространство картины, разбить ее однообразие («Старый Новый год. Автопортрет», 2000 г.).

В большинстве работ Татьяны Чириковой просматривается одновременно доброе и ироничное звучание. Герои Татьяны – это не совсем обычные люди, это какой-то срез человеческой массы, представленный под определенным углом. Зритель находит в этих картинах что-то знакомое, отдаленно напоминающее наши собственные ощущения, восприятия; чувства, возникающие на грани сновидений и реальности («Трио», 1998 г.).

В музее находится работа Валерия Костаринова, интереснейшего художника, работающего в абстрактной манере – «Победа Троянского коня». Композиция картины строится из разного типа поперечных линий и пятен красновато-желтого, фиолетового, лазурно-зеленого и желтого цветов. Линии очерчивают контур, сквозь который выявляется напряженный цвет огня и пепла – это символ сожженной Трои. А чуть в стороне, правее угадывается образ яблока, как символ раздора, приведший к началу Троянской войны. Картина завораживает своим постоянно меняющимся, но все равно узнаваемым образом Троянского коня – как отдельного героя, принесшего победу ахейцам.

В этой же манере работает художник Сергей Дергун. Живописные произведения Сергея Дергуна всегда поражают своей лаконичностью, цветовой интерпретацией и микроскопической точностью нанесенных на холст мазков. Картина «Венеция» (1999 г.) покоряет безукоризненной техникой исполнения, уникальностью и красочной гармонией цвета. Взяв за основу арочную конструкцию, Дергун варьирует эту форму, по-разному интерпретируя и размещая ее в различных ракурсах. Произведения С. Дергуна всегда привлекают своим нетрадиционным взглядом на окружающий мир. Предметы и события под его рукой преображаются, но все же остаются узнаваемыми, угадываются каким-то внутренним чувством. Главная тема картины художника с детским названием «Фокус-покус» (2000 г.) – магические превращения с разборными кубами, игровыми картами и другими предметами. Скрупулезная техника исполнения живописи и присущая художнику тонкая проработка деталей помогают буквально ощутить непрочную, тонкую нить, удерживающую вместе все предметы.

В фондах нашего музея находится большая коллекция произведений художника Сергея Галеты – художника, плодотворно работающего в разных стилях и жанрах. Галете свойственны творческие метания и напряженный поиск. В его работах есть уравновешенная соразмерность и порывистая динамичность, мягкие переходы и жесткие контрасты. В картине «Прогулка с Ангелом» явственно прослеживаются черты мистического символизма. В картине все зыбко и призрачно, зритель видит перед собой реальность, преобразованную сновидением: корявые деревья-оборотни, призрачные бесплотные птицы, застывшая зеркальная гладь воды, высотки блочных домов с пустыми глазницами окон…

Стабильно привлекает внимание зрителей и экспертов творчество Елены Смуровой. Елена Смурова – самый загадочный из тольяттинских художников. Сюжеты ее картин всегда неоднозначны, оригинальны, наполнены поэзией так же, как и названия ее работ. Для Елены Смуровой ее любовь к философской созерцательности находит свое отражение в картине «Красные облака» (2007 г.). Композиция с раздвинутыми стенами-кулисами показывает выход в открытый мир. Желтая извилистая дорога приглашает в путь в этот далекий незнакомый, но такой манящий мир с тревожными красными облаками.
Заканчивая свое выступление, хочется поделиться с присутствующими некоторыми соображениями по поводу дальнейшего развития современного искусства в Тольятти. Многие из вас, наверное, были участниками Международного форума New City, где в течение нескольких дней знакомились с последними мировыми достижениями в области архитектуры и дизайна. Этот великолепный проект очень многое показал его участникам, дал возможность прикоснуться к мировым идеям в этой области.

Для Тольятти было бы замечательно проведение подобного мероприятия и в области современного искусства. Мы надеемся, что это всколыхнуло бы дремлющие художественные силы, особенно среди молодых творческих людей. Будем считать, что сегодняшняя конференция – это первая ступенька для проведения более глобальных и масштабных преобразований в нашем городе.

Лариса Ивановна Москвитина,
заместитель директора по науке
муниципального учреждения культуры
«Тольяттинский художественный музей», искусствовед

Содержание