Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Стратегии современного искусства
(Презентация проектов Самарского регионального отдела Приволжского филиала Государственного центра современного искусства)

Стратегия и реалии Ширяевской биеннале современного искусства. Тема 2007 года – «Дом: между Европой и Азией». «Номадическое шоу, или Что делать, когда никто не виноват». В этом году Ширяевская биеннале современного искусства «Между Европой и Азией» проходит в пятый раз, как всегда – в августе по нечетным годам в волжском селе Ширяево и арт-площадках Самары. Темы предшествующих лет: «Провинция», «Тактильность», «Еда», «Любовь».

Биеннальская тема 2007 года – «Дом»: как способ проживания, как суверенное пространство художника. Очерчивание контуров этого самого суверенного пространства позволило обозначить концептуальные приоритеты события. Стало понятно, почему это мероприятие до сих пор живо и актуально. Скорее всего, это происходит потому, что Ширяевская биеннале является противовесом общей доктрине «белого куба», к пониманию необходимости которого склоняется художественное сообщество.

В принципе, эта эстетическая доктрина, захватившая все пространство современного искусства, устраивала всех: покупателя, галериста, музейное сообщество и зрителя. И есть только одна проблема – она перестала устраивать художника, потому что эта теория заставляет весь художественный процесс ориентироваться только на рынок. Конечно, это было бы прекрасно, если бы все могли постоянно черпать вдохновение и выдавать «новый» художественный продукт, один лучше другого…

И тогда  «белый куб» воспринимался бы как желанный чистый лист, а не как бланк о приеме ХП (художественных произведений). Да и нет этих самых «ХП», способных потрясти мир – все художественное комьюнити замкнулось само на себя. Художник находится все время «между» – между институциями и грантами, галеристами и покупателями, измученный вопросом: «Что делать, когда никто не виноват?» 

Может быть, попытаться расслабить ситуацию, создать условия, когда метод проживания является художественной ценностью, сократить разрыв между созданием произведения и его экспонированием, чтобы докопаться до сущности художника: что он такое? что он внутри себя? нужен ли он кому-либо и самому себе прежде всего? Вспомнить забытые слова о «самости творца, неравного самому себе», поскольку без них невозможно существование художника как такового.

Активную позицию относительно места художника в реалиях современной жизни озвучил на Ширяевской биеннале московский концептуалист Дмитрий Гутов, организовавший дискуссию-перформанс «Выпрямила» по одноименному рассказу писателя-демократа Глеба Успенского. В частности, он говорил о том, что беда состоит в отсутствии реальных «звезд» в современном искусстве, в отсутствии имен, которые будут подобны божеству. По мнению художника, это должен быть один «демиург», которому должны поклоняться все. Он будет духовным лидером, за которым можно пойти, и эта система будет противостоять рынку, поскольку мы уйдем от отношений купли-продажи и будем работать с принципиально другими ценностями.

Эта точка зрения была также подкреплена московским художником Юрием Альбертом, который реализовал в Самарском художественном музее перформативный проект «Экскурсия с завязанными глазами».

Противоположную идею высказали художники из Германии и Австрии Ханнс-Михаель Руппрехтер, Геро Гётце, Кришна Субрамания, Иохан Герберт Шледер и др., проповедующие независимое позиционирование каждого. Эта  точка зрения предполагает, что все художники нуждаются в свободном выражении, что художественная практика – это, прежде всего, визуальное воздействие, «картинка». И то впечатление, которое она производит, будь то фото, перформанс или инсталляция, может «сказать» больше, чем слова. «Очень важно все фиксировать, снимать видео, фотографировать, – говорит, например, куратор немецкой группы художников Ханс-Михаель Руппрехтер, – и тогда мы будем свободны. Свободны от слов». Это была их последовательная позиция, которая выражалась в произведениях – как рамированных финальным показом, так и нет.

На наш взгляд, тема «Дом» актуальна еще и потому, что современные художники хотят некоего убежища, дающего свободу от ярлыков и рангов. Все хотят, чтобы настали времена свободы – может быть, в духе 60-х. Сейчас все оснастились средствами коммуникации, но эта коммуникация никоим  образом не может заменить энергию общения, она лишь фиксирует ее. Для нас это важно. Именно поэтому основным событием нашей биеннале является «номадическое шоу», которое происходит в финале двухнедельного проживания в селе. Это такой «трип», который выстраивается совместно, и каждый участник может в той или иной мере выразить себя. Последнее зависит не только от того, насколько ты подготовлен. Скорее – от того, насколько ты энергетически заряжен в это время и готов зарядить других. «Номадическое шоу» начинается от пристани Ширяево с прибытием утреннего корабля из Самары. Толпа, состоящая из публики, прессы, художников и местных жителей, движется по селу от произведения к произведению и заканчивает свой путь вечером наверху в горных штольнях.

В этом году шоу начинал французский художник Эммануель Родореда проектом «Внутри/Снаружи». На пристани он представил объект – деревянную дверь величиной с чемодан, которую можно носить с собой, открывая в любом месте. Эта сюрреалистичная вещь, играющая с пространством, навевала воспоминания о страшноватом сне, в конце которого все-таки нашелся выход.

Несколько минут пути – и нас ждал роскошный проект питерско-немецкого художника Алексея Костромы «Оперение». Неумолимо-жаркое солнце, сельская дорога, а на месте обычной автобусной остановки – неожиданный парадиз – пушистый объем белейших перьев. И как продолжение нереальной истории – напротив, в светлых каменных развалинах, автор устроил игру-развенчание в гольф. Первые имена современного мирового искусства, написанные на презервативах, разлетались в клочья при метком попадании зрителей.

Толпа двигалась к Дому-музею И.Е. Репина.
На полпути публику остановила фото-инсталляция Сабины Пфайстерер «Русская эволюция». Проект, разместившийся на заборе дома № 6 по ул. Библиотечной, фиксировал хрестоматийные истины русской реальности: маленькие снимки свидетельствовали о жизни «маленьких людей», большие – о «новорусском» бытие.

На музейных подмостках нас ждал немецкий перформанс Элен Рейн и Ирис Хельригель «Дом...звериная культура повседневности» в неоновых тонах фуксии и лазури. Необыкновенно важно позиционирование этих художниц для Ширяевской биеннале. Их концепт строится на том, что «современный танец (современное искусство) может возникнуть только в демократических сообществах, тоталитаризм же чреват – фольклором, маршами и парадами». Их проект выражает идею свободы, заложенную в формате «номадического шоу». Элен и Ирис не вступали в прямую дискуссию с представителями московского концептуализма, но это идеологическое противостояние было очевидно, когда идее вертикали власти в искусстве противопоставляется свобода индивидуальности. В принципе, и те, и другие авторы – против капиталистической кабалы художника, но одни видят выход в построении иерархической вертикали  со «звездным» лидером на вершине, другие – в идее внесистемного жеста каждого. Спонтанная пластика противостоит протокольным движениям, как «рок-н-ролл» – хороводам и полонезам.

В продолжение дискуссии за поворотом зрителей ждала безупречная работа Дианы Мачулиной «Русское». В бревенчатом пространстве деревенского новодела московская художница сделала «живую скульптуру» из 7 мужчин: «…зрителю предлагается оценить композиционное построение почти реального закона жизни. Вертикальная ось, выстроена из торцов лежащих друг на друге бревен, горизонтальная ось – из затылков мужиков, сидящих рядом». Калька имперской иерархии власти была наложена на деревенский домострой. Но так и не стало ясно: художница критикует эту систему или восхищена ею?

Одним из лучших проектов стал перформанс Маре Тралла и Мари Картау (Сирам) «Мое тело – моя крепость». На берегу реки два брутально обнаженных женских тела, используя в качестве ассистентов 3 мужчин «различных национальностей», облаченных в колготки, читают инструкции на тему интимной гигиены в аспекте «нельзя». Например: месячные без тампакса – «нельзя», секс без презерватива – «нельзя» и т.д. Чтение сопровождается  «примитивным» пантонимо, как в самолете. Параллельно, европейские мужчины, «вставленные» в русские наличники, читают выдержки из конституций на эстонском, французском и немецком. В конце речитатива одна из девушек оказывается опутана ватой с головы до ног. Идея защиты оборачивается ловушкой. Сбросив кокон, девушки уплывают в волжские дали. Получается ироническая картинка откровенной телесности, «родной природы» и «сложностей перевода».
Пустующая Ширяевская школа с давних пор была облюбована участниками биеннале как эстетское пространство с аутентичными сталкеровскими лакунами. И внутри, и снаружи постройка аккумулировала вокруг себя бурную художественную жизнь.

«Французский павильон» на лужайке под кураторством Марлен Перроне свидетельствовал о «мега-артистическом» аспекте существования произведения до того, как автора начинает преследовать патология, названная «синдром Стендаля».

Джони Вокер заигрывал с коровой, Ромен Жибер в спортзале обнажил двойственность реальности, представив фотосерию с неуловимо удвоенными объектами. Йохан Герберт Шледер повесил на дверях медкабинета «Лихорадочный бред» – ироничный пассаж на тему вживания в другую культуру. Анна Броше изящно инсталлировала «Школьный пантеон. Связи» – череду портретов великих людей школьной программы, переосмысленных в духе клипового сознания современных учеников. Ната Морозова в перформансе «Под юбкой» представила свою машинерию мироздания, когда под трехметровым каркасом женского кринолина нашлось место для всех или просто зашедших на чай.

И, как всегда, всем «дал оторваться» король живого искусства Ханс-Михаель Руппрехтер. В память о погибших друзьях он разбил о свою грудь огромную помидорину и, разложив на старом синтезаторе камни, исполнил саркастическую песню «Дом пиарщика-бизнесмена», в которой перечисление «за что угодно» сменялось готовностью «на что угодно».

В этой перверсии ощущался сильный заряд свободы – когда происходит смена позиций и художник из ранга «примечаний на полях рынка и геополитики» превращается в саму жизнь. В тот самый источник, из которого подпитывается весь прицепной состав фэшн, дизайна, политического имидж-мейкерства. 
Утомленная солнцем публика поднялась в горы – посмотреть на пожар в доме, устроенный художником Баландиным, а также впасть в транс в прохладных штольнях рядом с шаманским проектом Германа Виноградова. И хеппининговые пляски Кришны Субрамания завершали общий рисунок «номадического шоу».

Тема Ширяевской биеннале 2009 года – «Америка: между Европой и Азией», в октябре 2008 года планируется проведение семинара, организаторы открыты к предложениям партнеров.
 
Презентация Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (Самарский отдел)
В 2007 году Нижегородский центр современного искусства был реформирован в Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, в Самаре создан региональный отдел. Это структура Федерального агентства по культуре и кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций. Реорганизация произведена с целью построения сети взаимодействия профильных организаций и расширения зоны их влияния. Подробную информацию можно узнать на сайте www.artnnov.ru

В настоящий момент Приволжский филиал Государственного центра современного искусства объявляет о просветительской программе «Арсенал современного искусства» для зрителей в российских городах. Программа предполагает шесть встреч в течение 2008 года для молодежной аудитории (от 20 до 100 человек), во время которых будут продемонстрированы видеоматериалы (телепередачи, видео-сборники, видео-лекции), подготовленные Лабораторией визуальных коммуникаций ПФ ГЦСИ. Материалы будут сгруппированы таким образом, чтобы дать зрителям представление об основных понятиях, терминах и явлениях современного искусства, познакомить с основными международными художественными событиями, музеями, ведущими авторами и кураторами.

Современное искусство мало известно широкому российскому зрителю, поэтому вызывает, как правило, множество вопросов и требует изучения общего контекста современной культуры. Поэтому ПФ ГЦСИ планирует подготовить «дистрибьютеров» своей программы, которые станут ее организаторами в каждом городе, смогут комментировать видеоматериалы и помогать зрителю самостоятельно находить  источники информации.

С этой целью 10-11 апреля 2008 года в Нижнем Новгороде будет проведен семинар, на котором слушатели познакомятся с выставкой современного искусства из коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), видео-артом молодых художников из Швеции, а главное – примут участие в мастер-классе по работе с пакетом видеоматериалов «Арсенал современного искусства».

По окончании семинара с каждым его участником будет заключен договор, регламентирующий порядок демонстрации и использования видеоматериалов, и выданы диски для проведения просмотров в каждом из городов.

ПФ ГЦСИ заинтересован в установлении обратной связи с новыми региональными партнерами и аудиториями.  При успешном течении данного проекта мы готовы осуществлять с его участниками сотрудничество в различных направлениях деятельности, связанных с современным искусством.

Презентация проекта «Экология восприятия»
Приволжский филиал Государственного центра современного искусства (Самарский отдел), Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства» с 1 февраля по 30 марта объявляют о приеме работ для участия в международном выставочном проекте «Экология восприятия-2». «Экология восприятия-2» является продолжением одноименного проекта, который проходил в Самаре с 1998 по 1999 год. Проект предполагает вторжение в ландшафт массового сознания, высказывание вне традиционной ситуации «белого куба». Тема проекта свободная, это возможность увидеть ответы на незаданные вопросы, очертить круг идей, интересующих современного художника.

Выставка постеров будет экспонироваться с мая по декабрь 2008 года на рекламных носителях остановок городского транспорта Самары – city format (120х180 см). Предполагается ежемесячное изменение месторасположения экспозиции в городском пространстве. Для участия в конкурсе необходимо выслать произвольно заполненную форму, включающую в себя: Ф.И.О. автора,  контактные данные (по собственному усмотрению: e-mail, телефон, факс, почтовый адрес), Curriculum Vitae (CV) или резюме, описание проекта, вложив в письмо электронное изображение работы (для предварительного просмотра) не более 300 Кб, формат JPG на адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

«Данный проект изначально ориентирован не на замкнутую тусовку «посвященных» плюс журналисты-фуршетники и пара-тройка экзотичных городских клошаров. Он происходит на глазах «всех и каждого», случайно застигнутых на остановках: хочешь – включайся и смотри; не хочешь – «проехали». Вероятно, такой подход наиболее соответствует сегодняшнему моменту. Приблизившись к рубежу тысячелетия, все мы равно оказались у одной черты «неизвестного»: и как бы посвященные, и как бы профаны. Ушедших вперед догнали остальные. Весь эстетический опыт предшествующих десятилетий и веков на сегодняшний день отработан массовым сознанием в мельчайших подробностях. Кто не обратил внимание на «Рождение Венеры» в свои шесть и не грезил «сюрреализмом» в свои двенадцать, теперь за пару минут рекламного ролика шампуня с всплывающей дивой на фоне виртуализированного пейзажа может вполне «просечь», что же там было у Дали и Боттичелли. Особенно, если накануне побывал в «продвинутой» парикмахерской или скоротал ночку в сетевой игре.

Однако тот же самый опыт массового сознания мешает нам среди множества реакций, эмоций, взглядов распознать действительно наши жесты и наши чувства, выполненные не по типовым шаблонам цивилизации или сценариям вечных манипуляторов. Именно эта проблема, более чем актуальная для общества масс-медиа и рекламы, была определена кураторами проекта как «Экология восприятия» и нашла понимание у художников из разных уголков мира, работающих в различных жанрах и формах» (из статьи Наты Морозовой о первом проекте «Экология восприятия» 1998 года).
 
Фильм «100  дней Документы» с комментариями
Документарный фильм о выставке «documenta 12» в Касселе. Создан Нижегородским филиалом Государственного центра современного искусства при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете в Москве.

Сегодня во всем мире проводятся десятки форумов современного искусства, которые отражают основные тенденции, происходящие в художественном мире: международные биеннале (в Венеции, Сан-Паулу, Сиднее, Стамбуле и других городах), фестиваль «Манифеста», который каждые два года перемещается по разным европейским городам и т.д.

Крупнейшим международным фестивалем современных художественных инициатив сегодня считается «documenta» («Документа»), которая проходит раз в пять лет в городе Касселе и длится 100 дней. Выбор ее участников осуществляется по тематическому принципу, представляющему новейшие художественные тенденции. Инициатором первой «documenta» 1955 года стал кассельский профессор искусств Арнольд Боде (Arnold Bode). Цель этой выставки, получившей название «documenta: искусство XX века» заключалась в восстановлении нарушенной в годы  Второй мировой войны традиции авангардистских выставок в Германии. Став впоследствии крупнейшим международным фестивалем современного искусства, выставка ориентируется не только на другие художественные организации и художественный мир в целом, но и на более широкую публику – в 2002 году форум посетило свыше 600 000 человек.

16 июня 2007 г. начала отсчет своих 100 дней «documenta 12». До 23 сентября будут представлены различные художественные проекты, объединенные лозунгом: «Мы делаем выставку, чтобы что-то узнать» и связывающие друг с другом знания и опыт из различных частей света. Организаторы выставки поставили перед художниками и публикой следующие вопросы: «Модерн: является ли модерн нашей античностью?», «Жизнь: что такое – просто жизнь?»,  «Образование: что делать?».

Этим вопросам и темам, поставленным на «documenta 12», посвящен и фильм «100 дней documenta». Интернет: documenta www.documenta.de

Выводы о ситуации в Тольятти.
На наш взгляд, для развития и аккумуляции  внутреннего культурного потенциала города, поддержки имиджа передовой столицы дизайна в Тольятти могло бы быть учреждено мероприятие, аналогичное «Документе».

Например, «АРТ-ВАЗ» как крупномасштабное регулярное событие (возможно, в стиле арт-ярмарки), объединяющее имеющееся разнообразие локальных творческих ресурсов и привлекающее международные художественные сообщества. «ВАЗ» – бренд, имеющий мировую известность и близкий каждому тольяттинцу – мог бы способствовать успешному функционированию и продвижению мероприятия на рынке культурных индустрий.

Неля Геннадьевна Коржова,
начальник Самарского регионального отдела
Приволжского филиала Государственного центра
современного искусства,
арт-директор Самарского РОБФ «ЦСИ», куратор, художник

Содержание