Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Презентации  программ современного искусства

Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр Современного Искусства» организован в 1997 году. Основной целью деятельности фонда является формирование новой концепции открытых взаимоотношений личности с культурными инициативами сегодняшнего дня.

Приоритеты фонда:
- поддержка существующих и нарождающихся перспективных тенденций в визуальном искусстве;
- поиск новых форм коммуникации и функционирования современного искусства в социальной среде;
- создание условий для развития современного искусства в Самарском регионе;
- развитие международного диалога в области современного искусства.

За время существования фонда были реализованы более 20 проектов, 5 международных биеннале «Между Европой и Азией»; программа «Паблик арт» – искусство в публичных пространствах и «Визиология» – программа о феномене зрения.

«Независимая художественная стипендия» – программа СРОБФ «ЦСИ» и Приволжского филиала ГЦСИ (Самарский отдел)

Программа «Независимая художественная стипендия», организованная  в 2004 году, направлена на репрезентацию актуальных художественных тенденций с помощью реализации проектов современного искусства, литературы и кинематографии в городе Самаре. Основная цель программы – расширение и обогащение культурного пространства нашего города, а также международный художественный обмен.
Отбор стипендиатов и присуждение стипендий осуществляется институционально независимым советом, состоящим из общественных деятелей, специалистов и профессионалов в области культуры и искусства. Стипендиатами могут быть как российские, так и международные деятели искусств. Программа для художников предполагает резиденцию стипендиата в течение месяца с последующей реализацией проекта на музейных или галерейных площадках.

С 2004 по 2007 год программа реализуется при поддержке Самарской городской администрации, администрации города Штутгарта, фонда имени Роберта Боша и посольства Федеративной Республики Германия в Москве, Самарского художественного музея, Областного историко-краеведческого музея имени П.А. Алабина, Самарского литературного музея, Самарского католического костела. С 2007 года «Независимая художественная стипендия» реализуется при поддержке Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (Самарский отдел).

Презентация стипендиата 2006 года. Герт Видмаер – проект «Другой вид». Это впечатления Штутгартского художника о современной Самаре, о менталитете ее жителей, об особенностях градостроения, о ритме крупного российского города глазами  европейского чужестранца. Проект состоит из 2 частей и предполагает перемещение зрителя из одного арт-пункта в другой, как экскурсия, когда художественное видение автора микшируется с картинками из реальной жизни. Такой ракурс экспонирования позволяет увидеть больше слоев в оболочке повседневности. Слоистость жизни, множество ее фактур, неоднозначность в оценке руин и парадных фасадов преломляются в работах художника в ту самую искомую контемпоральность – соответствие времени. 

Другие выставки: «Новое место для взгляда» – Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.А. Алабина; «Процесс исчезновения» – Самарский областной художественный музей.
 
Международная Ширяевская биеннале современного искусства «Между Европой и Азией» – история и приоритеты Международная биеннале «Между Европой и Азией» организована Самарским региональным общественным благотворительным фондом «Центр Современного Искусства». С 2007 года биеннале проводится при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства по культуре и кинематографии,  Государственного центра современного искусства.
Биеннале проводится каждый август нечетного года, начиная с 1999, в селе Ширяево, расположенном  на берегу реки Волга, и Самаре.

1999 год - «Провинция: между Европой и Азией».
2001 год - «Тактильность: между Европой и Азией».
2003 год - «Еда: между Европой и Азией».
2005 год - «Любовь: между Европой и Азией».
2007 год - «Дом: между Европой и Азией».

В биеннале принимали участие художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Литвы и Армении. Опубликованы каталоги 1999, 2001, 2003 гг., CD (2005 г.), каталог 2007 года. Каждая биеннале посвящена исследованию актуализированной темы года в ситуации «между Европой и Азией». Подвергая артистической инвентаризации один и тот же «предмет», «тему», «понятие» с точки зрения различных ментальных и культурных стратегий, можно представить не только авторские дискурсы, но и зафиксировать существующие тенденции в диалоге искусств между Европой и Азией.

Важной составляющей структуры биеннале является творческий практикум (workshop), который проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента – дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт-рынка.

Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации – «Номадическое шоу». Таким образом, Ширяевская биеннале предлагает альтернативу традиционному функционированию искусства в рамках концепции «белого куба» музейного пространства.

«Номадическое шоу» – это симбиоз двух понятий:  европейского – «шоу» и азиатского – «номадического», кочевого принципа жизни для освоения новых «территорий». «Номадическое шоу» – центральное событие биеннале. Действие происходит только один день в течение 8-9 часов и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет личное время для презентации. Чтобы стать свидетелями этого события, большинство зрителей приезжают из Самары специальным кораблем. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, СМИ и местными жителями, осваивая все новые очаги искусства и вовлекая в свое шествие все новых участников.

Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом культуры, пристань и т.д. Маршрут выстраивается по возрастающей – начинается от пристани и заканчивается в горах.

Село Ширяево привлекательно для широкой зрительской аудитории как одно из красивейших мест Самарской Луки. Это можно сравнить с феноменом Венецианской биеннале, когда помимо искусственных форм красоты (то есть самого искусства) притягивает природная и историческая красота самого места. В селе, основанном в XVII веке, последние 200 лет велась активная добыча известняка, вследствие чего обступающие его горы все изрыты штольнями, соединяющимися с природными пещерами, характерными для этих мест, что весьма интересно для туристов и аутентично используется художниками. 

В Ширяево легче всего добраться водным транспортом, и эта особенность используется устроителями мероприятия как особый вид водного хеппенинга – пролог и эпилог «Номадического шоу».

В Ширяево работали художники Репин, Васильев (существует дом-музей Репина), в советское время это было известное место проведения пленэров. В этом аспекте биеннале интересна как внедрение актуального искусства в сложившуюся ситуацию волжского села с вековой традицией реалистической живописной школы.

Первое упоминание о селении «Ширяево» в исторических документах относится к 1643-1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина, увидевшего эти места в мае 1703 года. В его книге есть строки: «В 9 часов, поворотив к юго-западу, заметили справа равнину между высоких гор, а затем селение, лежащее в 20 верстах от Самары. Наши люди выходили туда за продовольствием, и река в этом месте была очень широка».

В последние годы возникла потребность показывать часть проектов биеннале на выставочных площадках Самары, поскольку мероприятия, реализуемые в селе Ширяево, не могут принять всех желающих. Это позволяет расширить структуру биеннале яркими художественными событиями и более полно удовлетворить зрительский интерес.

ПРОГРАММА БИЕННАЛЕ  2007 ГОДА
Творческий практикум в Ширяево
Номадическое шоу

Выставки
«Германия. Взгляд с неба»
Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.А. Алабина.
 «Как если бы мы жили вместе» – выставка молодых самарских художников (Дом кино).
«Самара – Штутгарт» (Самарский художественный музей).
«ROMA PUNTO UNO» – выставка итальянского современного искусства (Самарский художественный музей).

Программа  видео-арта.
«Home video» (Самарский государственный университет, улица Потапова).

Коллоквиум на темы: «Стратегия развития Ширяевской биеннале», «Биеннальское движение в мире» «Современный перформанс», видео-программа «Мультивитамин».
Комиссар биеннале – Роман Коржов
Куратор биеннале – Неля Коржова
Роман  Валентинович Коржов, 
председатель  совета самарского регионального общественного
благотворительного фонда «Центр Современного Искусства»,
старший научный сотрудник Приволжского филиала Государственного
центра современного искусства, куратор, художник

Содержание