Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. «Проблемы, тенденции и перспективы развития современного искусства в городском округе Тольятти» По материалам научно-творческой конференции 29 февраля 2008 года Журнал

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:
«ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ»

Презентация проекта
«Региональный центр развития художественного образования»

Уважаемые друзья! Когда нам предложили поучаствовать в данной конференции, мы собрались в университете коллективом и решили, что  это как раз то место, где можно задать вопросы, попытаться решить проблемы, которые существуют в городе. Понятно, что каждый художник как-то работает в одиночку и остается один на один со своими проблемами. В городе не строятся мастерские, и нехватка эта ощущается, нет возможности  активнее участвовать в выставках, потому что площадок не так много и там очередь на несколько лет вперед. Кроме того, достаточно проблем и в учебных  заведениях, которые надо решать. Необходимо новое здание для музея, об этом давно говорят, но все так и остается. Поэтому эти вопросы необходимо обсудить на конференции и на «круглом столе» и обозначить в нашем решении, так как собралось много солидных людей, руководство города, области, и будут какие-то  подвижки.

И вот в качестве конкретного предложения мы сегодня предлагаем  вашему вниманию проект «Центр развития художественного образования». На каком языке должны говорить взрослые, чтобы молодежь научилась слышать голос разума и добра, слышать, видеть и понимать мир прекрасного? Какими должны быть условия эффективного управления развитием подрастающего поколения в современной социокультурной  среде? Вот для ответа на эти вопросы мы провели анализ современного состояния деятельности образовательных учреждений, когда был выявлен ряд существенных противоречий.

Первое: противоречие между имеющимся научно-теоретическим потенциалом  современной педагогической науки и его невостребованностью в практике научных образовательных учреждений. Понятно, что школа  всегда с настороженностью относится  к тем людям, которые занимаются  наукой.  Вот поэтому, естественно, проблема  существует.

И второе: противоречие между сложившейся системой  художественно-эстетического образования и недостаточной  эффективностью использования этого образовательного пространства.  Решение поставленных  вопросов и выявленных  противоречий  заложено  в разработке системы непрерывного художественного образования как основной национальной доктрины образования и концепции  художественного образования в России. Мы уже давно говорим о том, что необходимо выстраивать вот эту непрерывную систему образования, но, тем не менее, как-то всегда получается, что каждое учреждение  работает само по себе и связи практически не наблюдаются. Основным этапом непрерывного художественного образования является довузовская, вузовская и поствузовская  система повышения  квалификации кадров.

В связи с этим возникает задача создания инновационного учреждения, которое координировало бы художественно-образовательную и просветительскую  деятельность всей многоуровневой системы и входящих в нее учреждений культуры. Таким учреждением может выступить  Региональный центр развития художественного образования.

Довузовское развитие и воспитание детей и юношества в
образовательных учреждениях различного типа
Вузовское профессиональное становление личности
Поствузовское система повышения квалификации кадров

Базовый раздел работы - научно-методическое сопровождение художественного образования в регионе:
- научно-исследовательская деятельность;
- программно-методическое обеспечение учебного процесса;
- система непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
- организация выставок, конкурсов, конференций.

Цель проекта: 
- создание необходимых организационных, методических, научных и творческих условий ресурсного обеспечения устойчивого развития художественного образования в городе и регионе, координация действия органов культуры и образования в вопросах развития Российской изобразительной школы;
- объединение педагогической общественности для определения стратегии развития художественного образования в регионе;
создание координационного совета по художественному образованию;
- инициирование проектной деятельности по разработке и внедрению современных подходов художественной педагогики, способствующей сохранению уникальной системы художественного образования в России;
- организация научной, методической, выставочной, издательской,  экспериментальной и просветительской работы;
создание непрерывной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

СОВЕТ СОУЧРЕДИТЕЛЕЙ
ТГУ Администрация
г. о. Тольятти
Министерство
образования
Самарской обл. 
Министерство
культуры
и молодежной
политики
Самарской обл. 
Тольяттинские
союзы
художников
  Департамент
образования
Департамент
культуры
 

 

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
Разрабатывает рекомендации и предложения, направленные на совершенствование
системы взаимодействия учреждений и ведомств образования и культуры, определяет
единый план перспективного развития художественного образования в регионе.
Директор
РЦРХО 
Научный
руководитель 
Руководители
подразделений

Учебно-выставочный комплекс.

Цель: создать место, объединяющее профессионалов изобразительного искусства (художников,  учителей и преподавателей общеобразовательных и художественных школ).

Детская картинная галерея – это многофункциональное учреждение инновационного типа, формирующее единое образовательное пространство города в системе непрерывного художественного образования. Будучи  центром художественно-эстетического воспитания детей, реализует как образовательно-воспитательную, так и социально-педагогическую функции.

Цель: достижение качественного уровня художественного образования и обеспечение образовательных траекторий взаимодействия с учреждениями культуры и образования в процессе реализации открытой художественно-образовательной программы.

В структуре учреждения предусмотрены методический, художественно-образовательный, выставочный и информационно-издательский отделы.

Методическая деятельность.

Цель – развитие непрерывной системы художественного образования в городе в процессе развертывания социально-педагогических инициатив на основе повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников, учителей ИЗО, ДПИ, МХК, графики, дизайна.

Задачи:
- организация непрерывности и преемственности художественного образования;
- разработка и внедрение национально-регионального компонента в художественном образовании;
- возрождение национально-культурных традиций народов Поволжья и России;
- внедрение комплексно-интегрированного подхода и современных технологий преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

Мероприятия и формы реализации:
- организация семинаров по проблемам преподавания изобразительного и  декоративно-прикладного искусства;
- обмен опытом (мастер-классы);
- привлечение учителей к исследовательской деятельности (помощь в написание авторской программы, работа над диссертационным исследованием);
- совместная разработка новых инновационных проектов.

Образовательная деятельность.

Цель – обеспечение целостного развития и саморазвития личности воспитанника.

Задачи:
- организация занятий в студиях по 4 направлениям (художественное, культурологическое, техническое, профессионально-ориентационное);
- подготовка и организация региональных, городских олимпиад и конкурсов творческих работ учащихся;
- функционирование подготовительной школы для поступления в вуз;
- проведение педагогической практики студентов факультета ИЗО и ДПИ.

Мероприятия и формы реализации:
- занятия в студиях и мастерских (индивидуальные занятия в детских художественных мастерских);
- участие в выставках-конкурсах, олимпиадах и других социальных проектах;
- обучение в подготовительной школе при ТГУ и высшем учебном заведении.

Выставочная деятельность.

Цель – моделирование системы художественного образования детей посредством приобщения их к культурным, эстетическим и художественным ценностям. 

Задачи:
- вовлечение всех учащихся процесса непрерывного художественного образования в выставочную деятельность;
- диалогическое взаимодействие между педагогом, учащимся и произведением искусства;
- организация культурно-просветительской деятельности в рамках города;
- проведение художественно-оформительской практики студентов факультета ИЗО и ДПИ.

Мероприятия и формы реализации: выставки творческих работ учащихся ДХШ, ДШИ и общеобразовательных учреждений; мастер-классы; передвижные выставки.

Информационно-издательская деятельность.

Цель – создание открытого информационного пространства в системе непрерывного художественного образования региона для детей, родителей, педагогов и общественности.

Задачи:
- формирование информационной базы деятельности (нормативно-правовое обеспечение, научно-методическое);
- работа над изданием программ, сборников открытых занятий, методических рекомендаций, каталогов, буклетов, информационных писем;
- комплектование фондов: библиотеки, видеотеки, медиатеки, аудиотеки;
- создание музея изделий декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.

Мероприятия и формы реализации: массовые (конференции, семинары, лектории, курсы); групповые (творческие лаборатории, педагогические мастерские, творческие группы, МО, посещение музея); индивидуальные (консультации, беседы); работа сайта.

ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ

Цель: организация комплексных культурологических исследований, направленных на изучение и актуализацию отечественного духовного наследия и введения его в современное культурное пространство; консолидация интеллектуальных сил специалистов-культурологов города и региона.

Задачи:
- осуществление теоретических исследований в рамках проблемы  «Базовые смыслы и ценности отечественной культуры: изучение, интерпретация, трансляция»;
- организация прикладных исследований по проблемам региональной культуры;
- создание справочно-информационной базы (и соответствующей службы) по культурологической проблематике;
- организация издательской деятельности;
- привлечение студентов и учащихся к исследовательской деятельности по изучению отечественной (в первую очередь региональной) культуры.

В И Р Т У А Л Ь Н Ы Й  М У З Е Й – новая современная, особо значимая для молодых, не имеющих развитой традиционной музейной инфраструктуры городов форма осуществления образовательной и просветительской деятельности, основанная на использовании мультимедийных технологий.
Создание виртуального музея поможет обеспечить качественно новый уровень гуманитарного образования студентов,  музей  может стать одним из важных, притягательных культурно-просветительских центров города и региона.

Цель: изучение художественных коллекций музеев мира, различных памятников искусства, приобщение к духовному наследию отечественной и мировой культуры.

Задачи:
- создание максимально полной и содержательной медиатеки по искусствоведческой и культурологической тематике с учетом содержания учебных программ гуманитарного цикла;
- интегрирование  деятельности музея в учебный процесс, проведение на базе музея учебных занятий;  
организация просветительской деятельности в рамках университета, города и региона (тематические просмотры, лекции, семинары для учащихся школ, студентов вузов и др.);
- создание учебных и тематических видеофильмов, программ, презентаций и др., посвященных проблемам освоения историко-культурного наследия – в первую очередь регионального, а также проблемам современной культуры и искусства;
- создание виртуальной галереи современного искусства в сети Интернет как экспозиционной площадки творчества молодых художников и электронного сопровождения выставок-конкурсов детского и юношеского творчества.
Александр Яковлевич

Козляков,
к.п.н., доцент, декан факультета изобразительного
и декоративно-прикладного искусства
Тольяттинского государственного университета

Содержание