Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Органу управления культурой Ставрополя-Тольятти 45 лет

ОРГАНУ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ 45 ЛЕТ

Жизнь моя – культура!

В июне 2008 года исполнится 35 лет  с того момента, когда в моей трудовой книжке появилась запись: «Принят во Дворец культуры Балахнинского бумкомбината  концертмейстером». Это был 1973 год. Позади остались два года службы в Советской Армии (1970 – 1972 гг.), где радистом проехал Литву, Латвию и Эстонию вместе с гитарой и баяном, впереди –  любимая работа и учеба в училище культуры г. Бор Горьковской области на дирижерско-хоровом отделении.

Так продолжалось до августа 1974 года, пока вместе с молодой женой не приехал в Тольятти и, конечно, на ВАЗ – а куда еще, если нужна квартира, а потом и садик, а еще и интересная работа. Строилось производство технологического оборудования, туда я и направил свои стопы вместе с женой. Сотрудники отдела кадров, взглянув в мою трудовую книжку с записью «концертмейстер», предложили мне возглавить культурно-массовую комиссию строящегося производства, а жене – работу архивариусом. Но оказалось – не судьба: на другой день, придя для оформления, мы узнали, что «клеточка» архивариуса уже занята другим и жене придется чуть-чуть подождать. Но – молодо-зелено: в общем, высказав им свое «фи», я ушел вместе с женой в самое крупное производство на заводе – СКП, сборочно-кузовное. А там все закрутилось: работа электриком 4 разряда, занятия в ансамбле баянистов под руководством Альфреда Михайлова, победы на конкурсах и фестивалях, затем – квартет баянистов. Это все было при ДК ВАЗа, который размещался тогда во втором комплексном общежитии.

Так продолжалось в течение трех лет, пока не создал в цехе 48 СКП сначала агитбригаду «Ремонтники», затем ВИА «Романтики», а потом ВИА «Автоград», которые просуществовали до 1981года. Это был год моего поступления в Высшую профсоюзную школу культуры по настоянию моих старших товарищей Н.Д. Скоробогатова и В.П. Полякова. С 1977 года я не только занимался агитбригадой и ВИА, но и писал сценарии, сам их режиссировал, был ведущим на крупных производственных и заводских мероприятиях – таких, как Слет женщин, Слет ударников коммунистического труда и других. По прошествии времени и смены страны многое кажется смешным и нелепым, но это только если смотреть на это поверхностно: требовалось много творческой энергии и мастерства, чтобы все это не только воспринималось людьми, но еще и укладывалось в отведенное время. Для этого надо было учиться, учиться и учиться.

Ленинград, ВПШК. Сколько вазовцев и тольяттинцев прошли эту замечательную школу и стали настоящими профессионалами: организаторами-методистами, управленцами!

В 1983 году, когда я учился на 2 курсе ВПШК, мне предлагают возглавить культурно-массовую комиссию профкома объединения АвтоВАЗ. Я принял это предложение, потому что до мозга костей тогда любил и сейчас люблю заниматься творчеством. С 6 лет я играл на гармошке, а поступив в школу, выступал с ней на сцене. Любимым занятием  также  был хор, куда я с 8 лет ходил заниматься со своей сестрой, а с 10 лет – музыкальная школа по классу баяна и семиструнная гитара во дворе. Шестиструнная появилась уже потом, в армии.

Итак, в 1983 – 1987 годах я – председатель КМК АвтоВАЗа. КМК тогда, в отсутствие отдела культуры в районе и в силу особой специфики Автозаводского района, выполняла функции отдела культуры с вытекающими отсюда делами: заводскими и районными фестивалями, конкурсами, выставками. Фестивали ВИА «Автоград», фестивали самодеятельного народного творчества, выставки и концерты коллективов народного творчества проводились именно во Дворце спорта «Волгарь». Это было время, когда с городом у Союза композиторов СССР во главе с Тихоном Николаевичем Хренниковым был заключен договор на организацию Университета музыкальной культуры. Лучшие композиторы СССР выступали в залах ВАЗа, каких во всем Союзе, ни на каких предприятиях не сыскать. Внутри завода, на базе профкомов производств, при поддержке администрации работали настоящие клубы, с профессиональными работниками культуры, но только все они имели другую запись в трудовой книжке. Мне повезло заниматься выбиванием штатов для организации производственных клубов и совершить немало поездок не только в обком профсоюзов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, но и в ЦК Профсоюзов и ВЦСПС. В ВЦСПС мне помог проникнуть мой сокурсник по ВПШК, где я был старостой группы и курса. 1987 год был годом победы, когда я «привез» аж 40 штатных единиц, с чего и начали создавать клубы в производствах: СКП, МСП, КВЦ и других.

За эту победу была и награда – приглашение возглавить отдел культуры тольяттинского горисполкома. Рекомендовал меня туда Л.С. Пахута, а также бывший председатель профкома ВАЗа В.Г. Горшков, с которым проработал 5 лет. В это время заместителем председателя горисполкома была бывшая работник парткома ВАЗа Г.Н. Афанасьева, что тоже повлияло на мое назначение. В отделе культуры, который находился тогда на площади Свободы, 4 в кабинетах 105 и 106 работали Л.И. Павлова, З.И. Никашина, В.А. Бобнева. С ними я и начал свою работу, стал учиться постигать новую науку чиновника.

Председателем горисполкома был Анатолий Дмитриевич Дубцов, человек крутого нрава и характера, не любивший, когда ему перечат. А, собственно, кто любит? Уже через два месяца я предъявил претензии по поводу зарплаты и отсутствия телефона, который обещали мне поставить для оперативной работы. Он, конечно, был поражен моим заявлением: с ним никто так не смел разговаривать, но все-таки обещание сдержал быстро. На очередном совещании он поднял товарища Быкова – руководителя Горптус – и спросил, почему не поставлен Колосову телефон. Не услышав внятного ответа, он так грохнул по столу своим кулачищем, что в зале наступила мертвая тишина. Когда после работы я пришел домой, на столе стоял телефонный аппарат с номером 32-51-03, который долго еще служил мне и напоминал о начале моей чиновничьей карьеры.

На новой работе – новые заботы, шире круг творческих людей, больше обязанностей, больше ответственности. Ремонтировался ДК имени 50-летия Октября, директором которого был Александр Юрьевич Брусникин, тоже бывший вазовец, бывший заместитель председателя профкома КВЦ. Активно шло строительство картинной галереи, открытия которой ждали художники города, объединившиеся вокруг ПХМ (Производственно-художественных мастерских, директором которых был Сергей Галета). И, конечно, с приходом нового директора началось хождение художников во власть. Активными художниками были Шандор Зихерман, скульптор Лев Мартынов, Арсений Корж, Алексей Кузнецов, Николай Шумкин. Запомнились обращения ко мне художника Михаила Зотова с его картинами о строительстве ГЭС, где было множество черепов, картины о правде жизни. Конечно, его никак не признавали профессиональные художники, а он очень хотел, чтобы его поняли.

Не надо забывать о том, что это был второй год перестройки, объявленной Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. Думал ли кто тогда, что всего через 4 года государства СССР не станет. Но это будет потом. А пока получено задание на создание в городе своего профессионального музыкально-драматического театра. Конечно же, это не вдруг и не из-за приезда М.С. Горбачева – все просто назрело, накопилось, да и под боком был уже детский театр кукол, поэтому и горком партии во главе с Сергеем Ивановичем Туркиным и горисполком во главе с председателем Анатолием Дмитриевичем Дубцовым, принимая во внимание общественное мнение, приняли решение. И уже в декабре 1987 года появилось постановление горисполкома об открытии в городе музыкально-драматического театра, а 2 марта 1988 года в кабинете заместителя министра культуры Костюченкова я получил приказ Министерства культуры РФ об открытии в городе Государственного экспериментального театра, который стал носить название «Колесо», а сегодня носит имя основателя театра,  народного артиста РСФСР Г.Б. Дроздова.

Мне опять повезло стоять у истоков и не стороны наблюдать, а самому активно участвовать в создании нового театра. Это было начало 1988 года, но с июля по декабрь было немало интересных событий, среди которых – открытие картинной галереи, ставшей теперь Художественным музеем, и смена руководителей в музыкальной школе № 1, которую возглавил молодой завуч музыкальной школы № 3 Евгений Николаевич Прасолов. Лихорадило музыкальное училище, шли жалобы на его директора, уже и не припомню причин, но причин часто у творческих людей и нет, они их порой придумывают. Уже в конце 1987 года был избран, на волне перестройки, новый директор Александр Николаевич Леонтьев, который работает и доныне. А Е.Н. Прасолов от директора школы вырос до ректора Тольяттинского института искусств, стал заслуженным деятелем искусств, профессором.

До сих пор помню и с уважением отношусь к человеку, который в те годы строил Краеведческий музей, – Валентине Ивановне Гаврюшиной. К моей радости, и по прошествии времени она остается в строю историков, музейщиков и краеведов. Все это говорит о настоящей любви к своей профессии и профессионализме. Это человек, имеющий твердый характер и свою позицию. Все я это еще больше увидел, когда по моей идее мы вместе стали создавать ассоциацию «Движение за Культуру». И во многом благодаря ее настойчивости и целеустремленности мы эту ассоциацию в 1989 году создали. Правда, мой уход в июне 1989 года из горисполкома сначала на должность директора Молодежного центра, а потом – в депутаты горсовета, где я был избран председателем по культуре и искусству, не дал по-настоящему развернуть тогда эту ассоциацию, против которой с самого начала выступала и заместитель председателя горисполкома Г.Н. Афанасьева, и некоторые наши коллеги, зато поддержал секретарь по идеологии Игорь Германович Антонов. Нет, года два она точно работала, ее председателем стал народный артист России Г.Б. Дроздов, а я стал сопредседателем. Это особая история, но это тоже часть интересной творческой работы.

Я ушел из горисполкома в июне 1989 года, оставив заявление в приемной у председателя горисполкома Бориса Мирославовича Микеля, который к этому времени успел проработать несколько месяцев. Мне нужна была поддержка в моих позициях: с моим руководителем, зам. председателя горисполкома, мы уже не понимали друг друга. Документы, которые я не хотел подписывать, стали подписывать мои инспектора,  передавая их для работы Г.Н.  Афанасьевой. Она не понимала меня, когда я ей говорил: «У меня есть своя позиция и свои принципы, которым я не могу изменить». На прощание я написал:

«Отпустите меня в чисто поле
Сбросьте сбрую с меня и седло,
Вы не верьте, что все это просто
Вы не верьте, что мне повезло.
Целый день только скачешь и скачешь,
Стремена подпирают бока.
Ах, как тяжко бывает порою,
Так и сбросил бы седока.
Оглядеться бы, осмотреться,
Только снова скакать в галоп.
Так загонят, поставят в стойло,
Или пустят вам пулю в лоб».

Когда вместе с Б.М. Микелем мы стали депутатами и я возглавил комиссию по культуре, у нас состоялся вопрос на тему, почему я ушел. Я лишь задал один вопрос, почему он тогда не поинтересовался моим уходом. Ответа его я не помню. Но он явно лежал в плоскости загруженности работой. Возвращаться в горисполком я уже не хотел, да и думал, что уже никогда не вернусь в эти стены. Но через 12 лет я повторил вхождение в эту же воду. Нет, конечно, она уже была все-таки другая. И я это сделал.

Но сначала были замечательные творческие годы жизни и борьбы. Сначала – за здание Молодежного центра под названием «Рыбий глаз», где разместили по распоряжению В.В. Каданникова кабельное телевидение, потом – за здание для Дворца молодежи «Мир», которое щедро передал тот же Каданников. Сегодня ТВ ВАЗа находится в другом месте – там, где я сразу предлагал его разместить, в пустующем тогда детском садике. Как сейчас помню первые мероприятия после капитального ремонта в «Молодежке», который осуществляла бригада под руководством известного теперь бизнесмена Владимира Кожухова, а проект осуществил Виктор Макаренко с супругой. Сила победила, все  пришлось рушить и строить заново. Через преодоление и боль – к победе. Полгода в больнице и дома, срыв позвоночника. Выстоял и получил в награду здание строящегося кинотеатра, который так и назвали – Дворец молодежи «Мир», Дворец, который стал для многих творческих коллективов настоящим домом. Его любили, его помнят и сейчас. Коллектив авангардного танца «Дэнс-колледж», студия эстрадного искусства, «Утренняя звезда» с Юрием Николаевым, парады дискотек – все это было создано за счет заработанных средств. Все, что было создано и перестроено внутри, – все делалось только силами самих ребят, которые дневали и ночевали во Дворце.

2001 год стал новым этапом в моей жизни. Я был приглашен на работу в мэрию, сначала в должности заместителя и с перспективой на должность директора департамента культуры. С 25 января 2002 года стал во главе департамента культуры мэрии городского округа Тольятти.

На дворе 2008 год – год празднования 45-летия со дня создания отдела культуры, который вместе с городом вырос в Департамент. Своим рождением он обязан, конечно, Тамаре Владимировне Киршиной. Признаюсь, что я встречался с Т.В. Киршиной в период подготовки создания департамента и предлагал не рушить созданную систему управления, при которой были отделы культуры в районах и управление культуры в Автозаводском районе, но не мог убедить. Я видел, как переживает эти изменения начальник управления культуры города Н.В. Горковенко, и мне хотелось ей в этом помочь. Здесь я могу сказать, что у нас с Киршиной есть одна общая черта характера – мы не пасуем перед трудностями и доводим дело до логического конца.

По жизни я считаю себя созидателем и реформатором, и вся моя работа строится на этом. Делать эту работу сложно, поскольку приходится не только строить, но и что-то перестраивать, а значит – ломать. Для этой работы нужна сила воли, четкое понимание того, чего хочешь добиться. Оппозиция здесь неизбежна, грязь и жертвы тоже.

За шесть лет на этой должности добился:

  1. Создания Научно-методического центра по развитию художественного образования. Результаты: три научно-практические конференции, выпуск сборников научных трудов и методических материалов, каких нет даже на кафедре в ТГУ. А какое было непонимание со стороны и школ искусств и музыкального училища, где меня явно пытались воспитывать и говорить о моем дилетантстве.
  2. Объединения ДИ «Юбилейный» и филармонии, где при объединении предпочтение было отдано филармонии, и сегодня можно только радоваться, что не каждый город может похвастаться такими условиями для развития музыкального искусства.
  3. Реформа в художественном образовании по оптимизации сети, где поставлена задача улучшения качества образования, образование на результат, через создание творческих коллективов учащихся школ искусств
    За 3 года оптимизировано 23 учебных заведения в 16, при этом сохранены лучшие кадры, МТБ, контингент учащихся, созданы новые коллективы: хоры, оркестры народных инструментов, духовые оркестры.
  4. Проводится в течение 5 лет модернизация и автоматизация библиотек и музеев города, и по результатам этой работы мы впереди других городов Самарской области.
  5. За 5 лет за счет внутренних финансовых ресурсов в отрасли мы увеличили заработную плату работникам театра «Колесо», филармонии, библиотекам, музеям – от 50 % и выше. Такого в Самарской области нет.
  6. За 5 лет провели работы по капитальному ремонту филармонии, ТИИ, Театра кукол «Пилигрим», МДТ, ДК «Русич», библиотек и музеев.
  7. Создали трехгодичную просветительскую программу «Мастера культуры и искусства – городу» с целью пропаганды лучших профессиональных, любительских и самодеятельных коллективов, с целью вовлечения в эту программу дополнительно каждый год минимум 100 тысяч слушателей и зрителей.

Я остановлюсь на цифре «семь». Она мне нравится своей магичностью, да и в череде простых чисел есть еще куда стремиться. Будем надеяться, что силы физические и душевные позволят сделать еще один шаг к победе!

Владимир Аркадьевич Колосов,
руководитель департамента культуры мэрии
городского округа Тольятти

Содержание