Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Органу управления культурой Ставрополя-Тольятти 45 лет

ОРГАНУ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ 45 ЛЕТ

Культурные стратегии Тольятти

Наш город возник в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и ресурсов в 60-е годы минувшего века,  когда происходил рост городского населения.  Такие молодые города участвовали в формировании той новой генерации людей, того типа культуры, которые сегодня все активнее определяют современный облик горожанина.

Городское начало должно было с трудом пробивать себе дорогу, доказывать свой приоритет, внедряться в общественное сознание как бы извне. Все эти трудности развития городов были в дальнейшем усугублены идеологией «человека при производстве» и, как следствие, – «города при заводе».

Развитие культурных процессов молодых городов включает новые слои общества, которые непосредственно влияют на характер и темпы продвижения государственных реформ, на весь процесс демократических преобразований.

Более того, сама постановка проблемы культуры молодых городов в ее широком понимании в условиях российской действительности еще не стала предметом активного общественного интереса. А в результате – не осмыслены в социально-культурном аспекте те шаги, которые следует предпринять для разрешения возникших проблем и противоречий, не просчитаны их экономические и политические последствия.

Тольятти – молодой город, отличающийся интеллектуальным потенциалом и многообразием культурных процессов. В них скрыты огромные возможности культурной среды. Выявление этих возможностей предполагает гармоническое развития культурных процессов и определяющую роль культурных стратегий.

Так или иначе, все культурные процессы города представляют собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей и являются осмыслением людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами, разработкой способов удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизацией уже имеющихся технологий под новые задачи), оценкой эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям.

Особенность молодого города Тольятти, крупного промышленного центра Поволжья – в том, что в нем нет глубоких культурных корней, в связи с тем, что его «предок» Ставрополь остался на дне водохранилища, безвозвратно утрачен целый пласт культуры старинного волжского города, которому исполнилось бы 270 лет. Именно с этой точки зрения справедливо суждение об отсутствии в Тольятти культурных традиций. И все же мы готовы уже сегодня поговорить об этом.

«Большой город» – понятие сугубо условное. Без большой культуры  не бывает больших городов» (1).
Когда-то Тольятти, возникший на волне технического прогресса, нам представляли как образцовый социалистический город. Однако с самого начала его бурного роста, связанного со строительством ГЭС, а затем Волжского автозавода, сфере культуры уделялось совершенно недостаточное внимание. В результате сотни тысяч горожан – население Тольятти превышает сегодня 700 тысяч человек – превратились, по существу в обитателей громадных «спальных» микрорайонов, в которых отсутствовала развитая социальная инфраструктура (2).

Население молодого города состояло из коренных ставропольчан,  переселившихся из зоны затопления старого города, сельских жителей окрестных деревень, мобилизованных по заданию правительства на строительство ГЭС, а неквалифицированную черновую работу выполняла  сила заключенных. Использование труда заключенных на важнейших стройках было характерной чертой многих десятилетий «социалистического строительства».

Современный город Тольятти исторически сложился как объединение трех территориально разобщенных районов: Комсомольского, Центрального и Автозаводского, возникновение которых связано с тремя этапами становления производственной базы города. Технократическая идея, лежащая в ее основе, когда город рассматривался как вторичный элемент по отношению к производству, изначально ставила на второй план вопросы его социокультурного обустройства и градостроительной целостности. Фактически в современном Тольятти есть три города, связь между которыми весьма условна. В сознании граждан сильны тенденции обособленности, не позволяющие им воспринимать город как целое. Разнообразие, которое представляют собой объекты и явления культуры Тольятти, не составляет единого целого, и, следовательно, невозможно искусственно создать единую, законченную картину культуры «раздробленного» временем города.

В Тольятти более двадцати лет практикуется разработка моделей  развития городской  культуры. Впервые городская стратегия регулирования культурных процессов Тольятти была предпринята администрацией города в 1985 году в виде проекта «Программы эстетического воспитания населения на период 1985 – 1990 гг.», основанием для разработки которой было Решение VI сессии Тольяттинского городского Совета народных депутатов восемнадцатого созыва от 22.09.1983 г. «О задачах местных Советов народных депутатов, коллективов предприятий, организаций и учреждений города по повышению роли учреждений культуры и искусства в коммунистическом воспитании населения г. Тольятти в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС». Работу осуществляла комиссия по разработке проекта при участии Всесоюзного научно-методического центра народного творчества и культурно-просве¬титель¬ской работы Министерства культуры СССР и проблемной лаборатории по всестороннему развитию личности при кафедре научного коммунизма Горьковского инженерно-строительного института имени В.П. Чкалова, а также при участии видных ученых-консультантов: Разумного В.А. – доктора философских наук, профессора НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР и Зеленова Л.А. – доктора философских наук, профессора, зав. кафедрой научного коммунизма ГИСИ.

Проект определял цели и задачи Государственной комплексной целевой программы эстетического воспитания подрастающего поколения. При этом учитывался всесторонний и многообразный опыт эстетического воспитания в республиках и регионах страны, опыт стран социалистического содружества. Проектировщики отмечали актуальность для крупных промышленных городов-новостроек, к которым относится Тольятти, комплексного подхода к вопросу воспитания гармонически развитой и общественно активной личности.

В основе проекта программы лежало представление о том, что всякий организованный процесс развития личности должен иметь конечной целью реализацию личности в деятельности. Эстетическое развитие понималось как процесс формирования определенной эстетической культуры личности, которая должна быть реализована в ее эстетической деятельности.

Проект опирался на серьезную научную базу и использование системного подхода к анализу программы, который позволил всесторонне рассмотреть возможности работы секций и на этой основе разработать рекомендации по организации их деятельности.

Одним из недостатков разработки данного фундаментального проекта было то, что задачи инкультурации личности сводились  преимущественно к эстетическому развитию.  В стороне осталась  борьба с антисоциальными явлениями, общегуманитарное развитие: любовь и интерес к истории, памятникам наследия и т.п.

Позднее была предпринята попытка разработки локальной стратегии в одном из районов города («Культура Автограда»), но проект был направлен в основном на решение проблем развития культуры Автозаводского района и предпочтению инновационным начинаниям. Проект был разработан специалистами-управленцами управления культуры администрации Автозаводского района,  при участии консультантов: Катковой Л.Г. – главного эксперта Министерства культуры Российской Федерации, Чириковой А.Е. – члена научно-экспертного Совета по культурным инновациям Министерства культуры Российской Федерации, кандидата психологических наук.

Несмотря на то, что программа не имела под собой серьезной научной и методологической обоснованности (как комплексная программа эстетического воспитания), ее безусловным достоинством является создание работающего механизма реализации предложенных проектов, а также системы фандрайзинга (сбора финансовых средств) в сфере культуры. Как опережающая модель, опробованная в действии, проект «Культура Автограда» имеет ценность для развития программного метода в городе. Ее появление дало импульс к разработке общегородской программы развития культуры города Тольятти «Мозаичная культура», в которую входили программа развития культуры «Я – человек» Комсомольского района, программы развития культуры Центрального района города Тольятти, заказчиком которых явилась администрация города и администрации районов. Разработчиками программы являлись: управление культуры администрации города Тольятти, специалисты управлений и отделов культуры районов, при участии экспертов проектного научно-консультативного бюро «Архитектура и культурная политика», экспертов Министерства культуры РФ, ведущих ученых проектировщиков Института культурологии: Дукельского В., Адасинского С., Шишкина С. Документ свидетельствовал о значительной аналитической работе группы высокопрофессиональных социальных проектировщиков, достаточно полно и глубоко изучивших состояние и тенденции культурного строительства в городе Тольятти в 1990-е годы. Программа «Мозаичная культура» отличалась ясностью и последовательностью аргументации в пользу авторской концепции, образно представляющей культуру Тольятти как мозаичную, многокрасочную и разнообразную.

Важнейшей задачей программы «Мозаичная культура» являлось создание целостного общегородского культурного пространства, с необходимостью согласования интересов как районов города, так и других субъектов культурной деятельности, с учетом специфики районов и возможностью определения их индивидуальности в городском культурном пространстве. По мнению известного деятеля в сфере культуры города Тольятти Леонида Пахуты, программа «Мозаичная культура» выглядела «очень революционно, впечатляюще, перспективно и серьезно» (2). Стратегия же районных программ была направлена на максимальное приближение культурных ресурсов к человеку, стимулируя тем самым синергетические процессы, выдвигая на передний план личность и ее взаимодействие с окружающим миром.
Приобретенный опыт города Тольятти показал, что участие в разработке большого числа субъектов культуры города значительно повышает интерес руководителей учреждений, предприятий, населения к проблемам культуры и ее практическим результатам, предопределяет выход на уровень принятия адекватных управленческих решений. Очевидно, что и до сегодняшнего дня эти модели остаются актуальными и в дальнейшем необходимо брать  из них все лучшее.

Новая концепция культурной стратегии современного города   предполагает воздействие именно на культурное программирование, нацеливая его на различные социальные симптомы: проблемы здоровья, преступности, экологии, безработицы и т.д. Культурные программы будут в этом случае инструментом, помогающим решать задачи, лежащие за пределами самой сферы культуры. В рамках этого подхода преимущество будет за разнообразием художественных и культурно-просветительских  проектов  местных сообществ.

Это закономерный процесс в динамике городской культуры, который определит начало решения такой сложной проблемы, как влияние культурных процессов на человека в современном городе и ценности личности как «центра тяготения, куда тянутся нити от всех структурных единиц системы» (3).

Еще одной «приметой времени» является значительный рост рейтинга проблемы сохранения культурного наследия города. С одной стороны, это свидетельствует об обострении проблемы в связи с ухудшением ситуации в этой области, с другой стороны – это выражение позитивной тенденции к более полному осознанию горожанами общественной значимости проблем сохранения культурного наследия.

В настоящее время в связи с идущими в стране реформами и процессами разграничения прав собственности все чаще происходит изъятие ресурсов (земля, здания, творческие силы, финансы) из отрасли культуры в другие сферы. В связи с этим одной из актуальных проблем становится защита собственности в сфере культуры.

На уровне муниципальных органов власти на сегодня отсутствуют механизмы, способные предотвратить процесс изъятия ресурсов из сферы культуры.

Есть также новый вопрос о новых культурных общностях или индивидах, которые не вписываются в традиционные классификации  современного городского пространства, идут с ними вразрез, а порой и вовсе их обессмысливают.  Все больше людей живут сегодня во многих культурах сразу, впитывая, усваивая и выражая их особенности в совершенно новых  интерпретациях, претендующих нередко на роль самостоятельных и самобытных культур. 

Различие и разнообразие, так же как и диалог, становятся  ключевыми проблемами города Тольятти, и, соответственно, для культурных институтов и культурных программ становится актуальным создание пространств взаимодействия и общения различных сообществ и групп. Преодоление границ между различными социальными и национальными группами, включение маргинальных групп в поле внимания общества – эти проблемы занимают  сегодня важное место в социальной и политической повестке дня.

Примечания:

1. Астахов Е. Борис. Воспоминания о друге. – Тольятти, 2007.

2. Иванов В. Культура Тольятти: стратегия обновления и созидания // Самара и губерния. – Самара, 1999, № 2.

3. Пахута Л. Мнение о проекте программы развития культуры города Тольятти «Мозаичная культура». – Тольятти, 1996.

Ирина Александровна Скрипачева,
главный специалист отдела
социокультурной деятельности департамента культуры,
доцент кафедры социологии ТГУ, кандидат культурологии

Содержание