Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Органу управления культурой Ставрополя-Тольятти 45 лет

ОРГАНУ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ СТАВРОПОЛЯ-ТОЛЬЯТТИ 45 ЛЕТ

Моя работа в культуре

Когда меня представили начальнику управления культуры Куйбышевского облисполкома Борису Ивановичу Шаркунову, работавшему в этой должности со дня образования данной структуры, – уже, наверное, лет тридцать (а привела меня инспектор по кадрам управления Розова Лидия Владимировна со словами: «Вот, Шигонский райисполком просит согласовать назначение Трофимова И.С. на должность зав. райотделом культуры») – Борис Иванович, просмотрев личное дело, сказал: «Ну что же, кандидатура неплохая, но есть один недостаток – молод». Затем, подумав, произнес: «Но это пройдет!». Так с мая 1985 года я начал свою «номенклатурную» деятельность. В апреле мне тогда исполнилось 27 лет. За плечами было Тольяттинское музыкальное училище, служба в армии (где, наряду со служебными задачами, играл на тубе в нештатном оркестре, активно участвовал в художественной самодеятельности), три курса исторического факультета  Куйбышевского пединститута заочно. Опыт работы: учитель музыки в общеобразовательной школе, директор сельского дома культуры в Подмосковье, ведущий дискотеки в молодежном центре в Тольятти; два сезона работал культоргом на базе отдыха соцкультбыта ВАЗа,  был преподавателем музыкальной школы в «Волжском утесе» и параллельно – руководителем хора преподавателей и духового оркестра в сельхозтехникуме в с. Усолье Шигонского района.

Начало моей работы в райисполкоме совпало с выходом постановления ЦК КПСС о борьбе с пьянством, поэтому  отделу культуры были поставлены задачи – организация досуга населения без алкоголя. До этого любые мероприятия от партсобрания до выступления художественной самодеятельности всегда заканчивались застольем. Но, несмотря на все недостатки данного постановления, приведшего к явным курьезам, о которых я расскажу ниже, для учреждений культуры оно давало явные плюсы, которыми можно было воспользоваться. Во-первых, вышло постановление о создании культурно-спортивных комплексов, которое давало возможность привлечения дополнительных средств на проведение массовых праздников, а во-вторых – вышло постановление об укреплении материально-технической базы учреждений культуры.

А материально-техническую базу учреждений культуры Шигонского района в то время составляли 36 домов культуры, примерно столько же библиотек, две музыкальные школы, районная библиотека (расположенная в спортзале), районный Дом культуры (находившийся в ветхом срубовом здании, который постоянно закрывали пожарные), два автоклуба (один сломанный) и строящийся музей-школа И. Ульянова в с. Усолье (где по распоряжению отца Ленина была построена начальная школа для сельских детей). Многие сельские клубы и библиотеки отапливались дровами, зарплаты у работников были невысокие, в связи с чем не все учреждения были укомплектованы кадрами. Через некоторое время я понял, что кроме культпросветработы я отвечаю еще и за физическое состояние учреждений культуры на местах, хотя средств на ремонт и оснащение их практически не было. У управленцев того времени была такая поговорка: «Из полной пачки и дурак закурит – ты из пустой закури!» Приходилось этому учиться!

И вот, получив от ЦК партии документ об улучшении материально технической базы учреждений культуры, я подготовил одноименное постановление райисполкома (а в то время на директивы из центра нужно было готовить постановление  соответствующего уровня применительно к местным условиям), одним из пунктов которого было  создание комиссии по проверке состояния зданий учреждений культуры в районе. В комиссию я включил руководителей проверяющих служб: пожарной, санэпидемстанции, ну, конечно же, себя и еще кого-то – уже не помню. В результате данного мероприятия я ближе познакомился с руководителями данных служб, показал им свою заинтересованность в наведении порядка, собрал объективную информацию по объектам, затем доложил на исполкоме – и… получил, что называется, «по шапке» – ведь в то время было принято  все приукрашать, а здесь было представлено все как есть. Но зато появилась возможность реально требовать средства для приведения в порядок зданий. И руководители проверяющих служб уже не «доставали» меня, как прежде. (Кстати, данный метод я  затем использовал, работая в Ставропольском райисполкоме и в горисполкоме г. Тольятти.)

За время моей работы в Шигонах я привел в некоторое соответствие сеть, сократив в вымерших селах единицы учреждений, а где-то введя вновь. В самом райцентре перевел районную библиотеку в теплое здание сбербанка, использовав то же постановление ЦК. Об этом расскажу поподробнее. С первого дня моей работы в отделе культуры  ко мне пришли на прием  работники центральной библиотеки с жалобой на то, что они постоянно мерзнут, часто болеют оттого, что в здании библиотеки холодно (библиотека располагалась в светлом, просторном спортивном зале), что предыдущий заведующий не решал их проблемы. (Но спортзал есть спортзал, он и не должен сильно отапливаться!) Этот вопрос не давал мне покоя. Я обратился к заместителю председателя райисполкома Г.И. Шишигину. На что получил ответ вроде того, что «не бери  сильно в голову, библиотекари всегда чем-нибудь недовольны, а переселить их все равно некуда». Понимая, что напрямую я помочь людям ничем не смогу, я придумал обходной маневр. При удобном случае я посетовал первому секретарю райкома комсомола (я в то время еще был членом ВЛКСМ и с секретарем райкома мы были почти ровесники и неплохо относились друг к другу): дескать, вот было постановление партии о создании спортивно-культурного комплекса, строительстве новых спортивных сооружений, а у нас спортзал занят библиотекой! Через некоторое время меня вызвал  секретарь райкома партии с вопросом: «Как вы смотрите на то, чтобы центральную библиотеку перевести в другое помещение?»  Я, конечно, не был против. Библиотеку перевели в теплое здание сбербанка, который выехал в новое помещение. Кстати, благодаря заинтересованному отношению райкома комсомола к проблемам молодежного досуга мне удалось организовать молодежное кафе – дискотеку на базе Шигонской столовой. Здесь я начал с того, что написал в районную газету «Коммунист» статью о том, что неплохо было бы отдохнуть вечером молодежи в кафе с дискотекой – в общем, расписал все в художественной форме. На следующий день после выхода газеты меня вызывает председатель райисполкома: «Ну что, «писатель», не живется тебе спокойно! Раз написал – так вот тебе и выполнять!»  Так в скором времени кафе появилось в райцентре.

По работе я много и плодотворно общался с руководителями отделов областного управления культуры, которые всегда старались оказать мне помощь. Я с теплыми чувствами вспоминаю Розову Л.В., Бевзенко С.А., Миронову И.В., Хумарьян С.П., Петрищева П.В., Земскову Г.И.,  Андрееву Т., Терехину О.В. К концу второго года моей деятельности в Шигонском районе я уже знал все нормативные документы, которыми руководствовались отделы культуры, готовил вопросы на исполком, знал всех работников учреждений на местах, составлял проекты бюджета (оказывается, зачастую культуре не выделялись деньги из-за того, что не были подкреплены проектной документацией требуемые затраты). Знал, где искать кадры для работы на местах и как их удержать. Поэтому, когда я узнал, что в Ставропольском районе ищут заведующего отделом культуры, я обратился за поддержкой в управление культуры и получил «добро». После собеседования с председателем Ставропольского райисполкома через две недели я был переведен в г. Тольятти.

Городской отдел культуры Тольятти я возглавил как-то неожиданно, даже, можно сказать, случайно, вопреки желанию председателя горисполкома (в то время им был Б.М. Микель).

Я, работая заместителем директора профсоюзного центра досуга ВАЗа, заехал по делам в отдел культуры, где присутствовал при разговоре его инспекторов о том, что подходят выборы заведующего, а достойных кандидатур мало. Зная, что я раньше работал зав. отделом культуры Ставропольского района, они то ли шутя, то ли всерьез предложили мне выставить свою кандидатуру. Я отшутился и уехал. Но к этому времени в ПЦД вся деятельность сводилась к банальному зарабатыванию денег силами творческих коллективов, используя возможности профкома ВАЗа, а мне казалось, что, имея определенные навыки и знания работы в госструктурах, я бы мог принести больше пользы обществу. Поэтому снова и снова в мыслях я возвращался к состоявшемуся разговору и решил посоветоваться с руководителями учреждений культуры города, которых хорошо знал, – это Е.Н. Прасолов, В.И. Гаврюшина, В.Н. Сафонов, Л.С. Мартынов. Они поддержали меня и собрали Совет директоров, на котором представили меня как кандидата на должность руководителя отделом культуры города. По положению, выбирать как раз должны были эти же самые директора, участвовавшие в Совете. Заручившись их согласием, я подал свою кандидатуру для участия в выборах.

Выборы проходили в здании горисполкома. Кандидатов по одному приглашали в кабинет, где сидели выборщики. После слушания всех (трех или четырех – точно не помню) кандидатов собирались записочки (бюллетени) с фамилиями тех, за кого проголосовали, и должен был победить тот, за кого подали большее количество голосов. После подсчета голосов нас пригласили и объявили, что большинством голосов зав. отделом культуры становится… (к сожалению, я не помню фамилию той женщины, директора кинотеатра «Ставрополь»). Сразу начался шум, директора стали возмущаться: «Для чего проводили это шоу, если назначаете не того, за кого проголосовали, а того, кого наметили сами!» Делегация директоров направилась в кабинет к Б.М. Микелю. В результате были принесены извинения и зачитали назначение, только уже с моей фамилией. Затем я был представлен в горком КПСС И.Г. Антонову – тогда секретарю по идеологии.

Я приступил к работе, и сразу на прием потянулась вереница людей. Я сейчас уже точно не помню, то ли долго пустовала эта должность, то ли еще какая-то была причина, но работа с кадрами была сильно запущена. Многие руководители, работающие в культуре, жили в стесненных условиях, почетные звания  не присваивались, зарплата библиотекарей давно не повышалась. В городском доме культуры директор постоянно задерживал зарплату и т.д. и т.п.

Понимая, что вся деятельность учреждений культуры зависит от людей, которые в них работают, я выбрал для себя приоритетное направление – это работа с кадрами. Вторым по значимости для меня было улучшение материально-технической базы подотчетных учреждений и третьим – работа по структуризации управления учреждениями культуры.

Не буду вдаваться в подробности, но хочется сказать, что мне удалось решить жилищные вопросы нескольким руководителям  (разными путями – о чем можно тоже написать много), подготовить и подать в Совет министров России список работников на звание «Ветеран труда» (по положению, его могли получить все, кто имел трудовой стаж 20 лет и более). Список получился на нескольких страницах машинописного текста. (На возражения типа: «Какие особые заслуги у этих людей?» – я отвечал: «Любой работник, проработавший на ниве культуры 20 лет, заслуживает не только звания «Ветеран труда», но и «Героя Советского Союза!»). Мне особенно приятно, что и сейчас, много лет спустя, люди получают дополнительные льготы и пособия как ветераны труда и в этом есть моя заслуга, хотя в то время «ветеранство», кроме звания, особо ничего не давало, кроме морального поощрения.

Особо расскажу о повышении зарплаты библиотечным работникам. В то время вышло постановление  правительства «О повышении зарплаты работникам библиотек»; денег, как обычно, дополнительных не дали, а сроки выполнения – в течение года. Конечно, можно было ждать до конца года и за это время, не спеша, провести аттестацию, как этого требовало постановление, и затем произвести повышение зарплаты. Но я, посоветовавшись с главбухом отдела И.И. Чеботаревой (воспользовавшись случаем, хочу отметить Инну Ивановну как умного, грамотного, думающего, не амбициозного руководителя. Я получил от нее много полезных советов по работе, и если в чем-то она и возражала, то аргументировано и спокойно; даже если ей приходилось выполнять работу вопреки своему мнению, то делала это честно, добросовестно), принял решение провести аттестацию в течение месяца – и сразу повысить зарплату.

Был издан приказ, организованно аттестовали библиотекарей централизованной библиотечной системы города – и уже в следующем месяце им была начислена новая зарплата.  К концу лета мне докладывает Инна Ивановна: «Лимит первой статьи (зарплата) по всему отделу культуры  исчерпан, необходимо искать средства». Я в то время был в хороших отношениях с главбухом Автовазбанка, посоветовался с ним и он мне устроил встречу с П.А. Нахмановичем – руководителем банка. Петр Абрамович выслушал меня очень внимательно (а я просил у него финансовую помощь) и обещал мне помочь. Так как он был еще и председателем бюджетной комиссии городской думы, то помощь его заключалась в том, что он «подсказал» председателю горисполкома изыскать для отдела культуры средства. Б.М. Микель вызвал меня к себе и спросил: «А почему ты у нас не попросил денег, а сразу пошел к председателю бюджетного комитета?» Хотя я до этого обращался в горфинотдел и получил отказ. Но средства были выделены, хотя опять получилось помимо воли начальства.

Сложность моей работы в то время заключалась еще в том, что заместителя председателя райисполкома, курирующего культуру, не утвердила городская дума (а дума в то время была большая – человек двести, работали они не на постоянной основе и пройти через думу было серьезным испытанием). И я все вопросы должен был решать напрямую с председателем. У него все время расписано по минутам – в этом и заключалась трудность. Кроме того, зам. более информирован в конкретном вопросе, который ведет.

Кстати, вернусь немного назад. Когда подошло время представлять заведующих отделами горисполкома на утверждение городской думой, Микель вызвал меня и сказал: «Я с твоей кандидатурой в думу выходить не буду», а я проработал всего полтора месяца. И снова меня «продавили» директора учреждений культуры. Мне позвонил В.Н. Сафонов с каким-то вопросом, а я ответил, что, скорее всего,  решать его будет кто-нибудь другой, и рассказал все как есть. Через час в кабинет к Борису Мирославовичу пришла делегация и он объявил мне, что он представит меня городской думе, если я успешно отчитаюсь на планерке о проведении Дня города (это происходило накануне). Я одолжил машину с водителем у директора городской типографии А.Л. Мотренко (в отделе машины не было) и весь день «мотался» по городу, стараясь быть в гуще событий. В тот день, как обычно, с утра лил дождь, а после обеда распогодилось. Благодаря умелому водителю я смог лично получить информацию о происходящем и составить полный отчет. После моего доклада на оперативке Микель сказал: «Ну, хорошо, готовьтесь к представлению в думу». Дума мою кандидатуру утвердила после моего небольшого выступления перед депутатами и ответами на вопросы, которых было мало.

Я это описываю для того, чтобы передать атмосферу того времени. Все было новое: дума, выборы, финансирование и т.п. Районы требовали большей автономности. «Нащупывали» новые структуры управления отраслями.

В то время все учреждения культуры  не имели финансовой самостоятельности, все средства были сосредоточены в централизованной бухгалтерии, директора приобретали различные товары, оплачивали ремонт, а подписывался под всем зав. отделом культуры. На первом этапе  было решено разделить учреждения по районам, оставив городу лишь музучилище, ЦБС, музей, художественную галерею. Я проводил консультации с руководителями райисполкомов. Хотя из районов было встречное желание создать свои отделы культуры, нам нужно было сделать так, чтобы районные отделы имели полноценный статус, а не просто быть лишней единицей без каких бы то ни было рычагов управления. В конечном итоге в городе были образованы три районных отдела культуры. В то время я много слышал разных мнений по этому поводу, одно из наиболее распространенных среди оппонентов создания райотделов: «У города должна быть единая культура» – чистейшей воды демагогия, подмена понятий. Ведь речь шла не о культуре как таковой, а об управлении учреждениями. Ведь в целом «культурная»  политика была единой. С руководителями районных отделов еженедельно проводилась планерка, общегородские мероприятия проводились единым штабом и перспективы развития намечались совместно. В городе работал Совет директоров учреждений культуры, творческие союзы, ЦБС. Но учреждения находились на территориях, где проживали жители различных градообразующих предприятий, и руководители этих предприятий с «большим удовольствием» оказывали поддержку своим территориям. А у городского исполкома были свои возможности регулировки «кособокости» такого финансирования. Я помню, приказом по отделу передал с баланса на баланс старенький микроавтобус от ДМШ ?4 – ДМШ Поволжского. (Директор музыкальной школы Поволжского постоянно сетовал на то, что ему самому трудно решать хозяйственные вопросы, не имея собственного транспорта, да и детей на различные мероприятия было трудно вывозить). Часть компьютеров, полученных от ВАЗа школой искусств ? 2, была передана ЦБС и централизованной бухгалтерии. И т.п.

Не хочется, чтобы то, о чем я здесь пишу, выглядело как отчет, поэтому мысли как бы перескакивают с одного на другое.  Вот, рассказывая о повышении зарплаты библиотекарям, я вспомнил еще об интересном факте. Когда я изыскивал средства, я обратился в областной отдел культуры, и там мне сказали, что городу выделены средства на строительство театра (в конце бульвара Ленина), город же строительство не вел (как выяснилось, не было мощностей у подрядчика), а финансы были перенаправлены на нужды города. Главным противником строительства был главный режиссер театра «Колесо» Г. Дроздов. Может, он был и прав, но моя задача была «оставить деньги в культуре». После ряда переговоров и консультаций было принято решение на этом месте построить концертный зал, оснащенный видеозаписывающей аппаратурой, для того, чтобы можно было делать музыкальные передачи, снимать клипы и т.п. (в то время это было актуально). А город бы выиграл в том, что на съемки приезжали бы различные исполнители, да и это дало бы толчок для развития городского телевидения. Для этого решено было создать предприятие, учредителями которого должны были стать Петербургское «Русское видео», Московская продюсерская (не помню, какая) фирма и наш горисполком. Помню, даже было проведено совещание с представителями этих фирм в горисполкоме (от Тольятти был Н.Д. Уткин, в то время – первый зам.).

Зарождающееся в городе телевидение в то время, из-за отсутствия зама, курирующего социальную сферу, также вел я. Было начато регулярное проведение совещаний различных представителей кабельных сетей с целью выработки общегородской политики. 

Возвращаясь к материально-технической стороне моей работы, хочу сказать, что строил ее по «наезженной» схеме. Благо, опыт работы в районах у меня был. Я подготовил распоряжение райисполкома и комиссионно, с представителями пожарной инспекции,  санэпидстанции, объехал учреждения культуры. В результате было принято решение создать при отделе ремонтно-строительную группу, и даже было разрешено подыскивать зам. завотделом культуры по строительству.

Теперь, когда с высоты прожитых лет вспоминаешь о том времени, кажется, что больше было задумано, чем сделано. Начало перестройки породило много надежд, исканий. Казалось, что светлое свободное будущее, построенное на правильном основании, не за горами. В то время проходил референдум о целостности СССР. Люди высказали свою волю «за», но это уже было лишним.

Игорь Станиславович Трофимов,
заведующий отделом культуры исполнительного
комитета городского Совета народных депутатов г. Тольятти
с февраля 1990 по апрель 1991 гг.

Содержание