Вестник Департамента культуры мэрии Тольятти. Спецвыпуск. Библиотеки Тольятти

КАК НАЙТИ ДОРОГУ К КНИГЕ

РЕБЕНОК. КНИГА. ЧТЕНИЕ

Библиотека – единственное учреждение, имеющее обратную связь с каждым читателем и результатами его читательской деятельности. Она не только аккумулирует в себе богатство книг, но и является читательским эхом в виде суждений, догадок, откровений, впечатлений.

Социологические исследования и анкетирования, проводимые в библиотеках, позволяют выявить и решить проблемы обслуживания читателей – детей, подростков и руководителей детского чтения, прогнозировать изменения читательского спроса, мотивов чтения и в конце концов узнать о се6 бе как об учреждении культуры для детей.

В Централизованной системе детских библиотек разнообразные социологические исследования проводятся в течение ряда лет. Библиотекари хотят получить ответы на актуальные вопросы, вставшие перед ними в последнее время:
– нужны ли детские библиотеки как специализированные учреждения;
– чего ждут от нас читатели различных возрастных групп;
– как относятся дети к теме Великой Отечественной войны;
– что читают сегодня родители наших читателей.

В библиотеках изучались следующие темы:
2002 г. – «Библиотека глазами читателей»;
2003 г. – «Рейтинг периодики»;
2004 г. – «Юбилейная анкета» (для руководителей детского чтения и для детей);
2004 г. – «Изучение чтения по патриотическому воспитанию» (общегородское исследование);
2005 г. – «Ребенок. Книга. Чтение» (итоги анкетирования родителей).

В этих исследованиях принимали участие читатели детских муниципальных библиотек города. Исследования проводились в виде анкетирования и интервьюирования читателей различных возрастных групп. Именно эти методы позволяют с минимальными затратами получить максимум сведений оотношении, степени знания, мотиве и мнении читателя по теме исследования.

Опыт нашей работы показал, что изучение проблемы лучше проводить на примере произвольно выбранной группы в количестве 100–150 человек, с учетом возраста и пола. Это дает четкий срез темы и позволяет анализировать полученные результаты. Читателям предлагаются анкеты6вопросники, ответы предполагаются свободные, развернутые или читатель выбирает предложенные ответы. Учитывая возрастные особенности, с читателями 1–46х классов проводятся интервью.

Обсуждая и анализируя полученные результаты, библиотекари строят свою дальнейшую работу. Проведенные исследования 2002–2004 гг. помогли составить «портрет» нашего читателя, который выглядит так:
– первый раз ребенок попадает в библиотеку будучи учащимся 1–4-х классов – 60% опрошенных;
– посещают библиотеку чаще 1–2 раз в месяц – 82% респондентов;
– предпочитают заниматься или проводить досуг в читальном зале – 74%.

Для нашего читателя чтение – это:
– удовольствие – 69%;
– самообразование – 64%;
– развлечение – 25%.

Библиотека для него – это информационный центр, где в первую очередь можно найти нужную книгу и выбрать дополнительный материал в по6ощь школьной программе. А еще интересно провести досуг: «получить дополнительные знания и новые идеи», «почитать полезную литературу».

Кроме того, библиотека – это место, «где нет уроков», «можно подумать и успокоиться», «это место для улучшения настроения».

Она нужна особенно в микрорайоне, в котором живет читатель, потому что легкодоступный источник информации в нескольких шагах от дома, «библиотека полезна». Юные читатели знают, что нужно регулярно пополнять библиотечный фонд (высказаны конкретные пожелания: нужны детские энциклопедии, классические произведения, книги о нашем городе, современная детская литература, детские и молодежные журналы, детские детективы и фантастика). Дети хотят получать информацию и проводить досуг в более комфортных условиях. Ответы руководителей детского чтения совпали с ответами ребят. Взрослые читатели также считают, что детская библиотека нужна в их микрорайоне. Она должна быть с большим фондом литературы, просторной, оснащенной техническими средствами, соответствующими нашему времени.

При подведении итогов исследования мы обратили внимание на то, что лишь 15% наших читателей записались в детские библиотеки в дошкольном возрасте. После этого была активизирована работа по продвижению библиотечных услуг для дошкольников (реализован проект «Дом для Почитайки») и руководителей детского чтения.

В сентябре 2005 г. все детские библиотеки одновременно провели Родительский день в библиотеке. Его основной целью было развитие этики отношения взрослых к ребенку и детскому миру в жизни и культуре. В рамках Родительского дня прошло анкетирование родителей, с целью выявления читательских предпочтений родителей, когда они сами были детьми, а также выяснения мнения взрослых о книгах, необходимых современным детям, выработка практических предложений по работе детских библиотек с потенциальными читателями (взрослыми и детьми).

В качестве метода была выбрана анкета, состоящая из трех вопросов:
– Какая книга для вас до сих пор является символом вашего детства?
– Какие книги любят ваши дети?
– Какие книги должны читать дети?

Гендерный принцип подхода к анкетированию не учитывался. На вопросы анкеты ответили 142 человека. Вопросы предполагали развернутые, свободные ответы. После анализа собранных ответов можно сделать вывод, что читающие в детстве родители привили и прививают любовь к книге и чтению своим детям. Во многих ответах на вопросы анкеты книжные предпочтения родителей, когда они были детьми, перешли благодаря родителям их детям (особенно это касается книг В. Драгунского, Ю. Сотника, русских народных сказок и сказок Х.К. Андерсена и А.С. Пушкина).
Родители (96%) знают читательские предпочтения своих детей. На первое место по нужности, необходимости родители поставили познавательные книги; на второе место – добрые и поучительные; на третье – классические книги разных времен и народов. По итогам анкетирования подготовлены сообщения для родителей и библиотекарей школ. С этого года Родительский день в библиотеке будет проводиться регулярно.

В практике нашей работы есть опыт общегородского исследования читателей6детей. Оно проводилось в канун празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне (апрель6май 2004 г.). Задачами данного исследования были привлечение читателей к литературе патриотической тематики и выработка рекомендацийпо работе муниципальных библиотек по 36 данной теме с реальными и потенциальными читателями. В качестве метода было выбрано интервью с читателями – учениками 1–4-х классов и анкетирование читателей – учеников 5–9-х классов. Всего в опросе приняли участие 452 читателя, из них:
– мальчиков – 187 человек (41%);
– девочек – 265 человек (59%).

После обработки ответов на анкеты и интервью нами сделаны следующие выводы:
– о Великой Отечественной войне школьники в большинстве своем знают – 75% от всех опрошенных пользователей;
– оказался высок родительский авторитет в приобщении детей к истории нашей страны и Великой Отечественной войны в частности. Большинство читателей школьного возраста источником информации по теме исследования на 16е место из 8 предложенных вариантов поставили родителей;
– библиотекарь как источник информации по военной тематике был поставлен на 66е место, то есть по отношению к читателям библиотекари редко выступают в роли «первооткрывателей» этой страницы отечественной истории.

В ходе исследования был определен круг чтения этих возрастных групп.
Читатели – ученики 1–4-х классов читают книги о войне (мальчики 75%, девочки 54%). Предпочтения отдаются следующим произведениям по этой тематике:
– Е. Ильина, «Четвертая высота»;
– Н. Ходза, «Дорога жизни»;
– С. Алексеев, «100 рассказов о войне»;
– В. Катаев, «Сын полка»;
– Л. Кассиль, «Главное войско».

Также назывались книги Н. Надеждиной, Л.Т. Космодемьянской, Б. Лавренева, А. Соболева, Е. Кошевой, А. Твардовского, книги о пионерахгероях.

Среди читателей – учеников 5–116х классов книги о Великой Отечественной войне интересны 78% опрошенных (74 мальчика и 116 девочек).

Респонденты отдали свои читательские предпочтения следующим книгам:
– Б. Васильев, «А зори здесь тихие»;
– А. Твардовский, «Василий Теркин»;
– М. Шолохов, «Судьба человека»;
– А. Фадеев, «Молодая гвардия»;
– Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке».

Также были названы следующие авторы: В. Богомолов, Ю. Бондарев, В. Быков, К. Симонов, В. Кондратьев, Э. Козакевич, А. Овечкин, К. Воробьев и др.

На взгляд мальчиков и девочек этой возрастной группы, самой правдивой книгой о войне стала книга М. Шолохова «Судьба человека». Далее идут книги: А. Фадеев, «Молодая гвардия»; А. Адамович,«Блокадная книга»; Б. Васильев, «А зори здесь тихие»; К. Симонов, «Живые и мертвые»; А. Твардовский, «Василий Теркин»; Г. Жуков, «Воспоминания и размышления».

Анализ анкет показал, что юных читателей в книгах о войне привлекают в первую очередь «преодоление человеком трудностей, становление характера» (56%) и «яркие характеры и необычные судьбы» (43%), и только на третьем месте «сюжет» (31%). Как видим, для большинства читателей тема подвига – один из источников эмоциональных и нравственных переживаний. Эти книги дают материал для формирования жизненных установок и собственного характера наших читателей.

Перед библиотекарями стоит задача по изучению и выявлению в фондах библиотек круга литературы по военно6патриотическому воспитанию, не входящей в школьную программу, и незаслуженно забытых произведений литературы, формирующих и воспитывающих личность гражданинапатриота.

Результаты проведенных социальных исследований показывают, чего ждут читатели от детских библиотек и библиотекарей. Очень радует, что мнения, пожелания, мечты наших читателей и нас самих совпадают. Это не позволяет останавливаться на достигнутом, а требует в дальнейшем постоянного совершенствования библиотечно6информационного обслуживания такой особенной категории читателей, как дети и подростки.

Ирина Михайлова,
главный библиотекарь ЦДБ им. А.С.Пушкина
МКПУ «Централизованная система
детских библиотек».

Содержание