на главную страницу Библиотека Автограда
Пресса

Волжский автостроитель. 16.04.2011. Стр.1-2

400 СТРАНИЦ 0 ГЛАВНОМ

Сегодня свой 78-й день рождения отмечает Георгий Константинович МИРЗОЕВ - советник вице-президента ОАО "АВТОВАЗ" по техническому развитию, главный конструктор Волжского автозавода с 1976 по 1998 год. А в четверг в стенах здания НТЦ прошла презентация новой книги "Георгий Мирзоев", изданной ООО "Двор печатный АВТОВАЗ".

Книга, написанная молодым тольяттинским журналистом Иннокентием Кишкурно, стала пятой в издательской серии "Творцы АВТОВАЗа". Свой солидный вклад внёс инициатор серии, редактор книги Александр Степанов. Почти 400 страниц текста, 200 страниц уникальных фотографий и документов повествуют о незаурядной личности Георгия Константиновича Мирзоева.

Достаточно просто перечислить те проекты, которые разрабатывались и внедрялись под его руководством и при его непосредственном участии. Среди них - ВАЗ-2105, переднеприводная "восьмёрка" и другие модели семейства "Самара", микролитражка "Ока", "десятое" семейство, ВАЗ-2123, LADA Kalina, автомобили на альтернативных видах топлива - в общем, практически весь модельный ряд LADA и перспективные разработки...


Евгений ШМЕЛЁВ, вице-президент АВТОВАЗа по техническому развитию:
- Поколение вазовцев, к которому относится Георгий Константинович, заложило тот фундамент, на котором продолжает держаться завод. Наша задача - развиваться дальше. Нам нужен качественный скачок - и мы его сделаем. Сейчас основные усилия направлены на то, чтобы сохранять действующие продукты и обозначать новые проекты, по которым будет работать наша служба в дальнейшем, а также выполнить все те программы, которые обеспечивают наше развитие. Такая работа полезна не только самому АВТОВАЗу, но и нашим новым акционерам в лице Renault.
Когда листаешь книгу о Георгии Константиновиче, когда даже просто открываешь её на любой странице, становится понятно - если бы не было той работы и тех людей, мы сейчас были бы в совсем иной ситуации. Спасибо всем тем, кто в этом участвовал.


Вскоре книга появится во всех филиалах Библиотеки Автограда. Обязательно найдите время заглянуть в ближайшую библиотеку - возьмите в руки увесистый том, перелистайте его, вчитайтесь в главы, рассмотрите снимки и другие документы только так можно шаг за шагом проследить биографию человека, главным делом жизни которого стало конструирование автомобиля.

Как он пришёл к этому? Определённо, начиная с самого детства, прошедшего в 30-40-е годы в Тифлисе, - с редкого и оттого наиболее желанного появления на улицах первых грузовиков; с прибытия в город покорёженной военной техники, а также действующих трофейных и "ленд-лизовских" автомобилей; с единственной доступной игрушки - детского конструктора. В книге Георгий Константинович вспоминает: "Мы пытались сконструировать то, что видели вокруг, и то, что сильно отличалось от редких довоенных авто. И это было занятием, которым меня никто не заставлял заниматься. Я делал, потому что хотел сам".

Этапы большого пути - учёба в МАМИ, работа ведущим конструктором на УАЗе, возвращение в столицу, где ждала очная аспирантура МАМИ, защита кандидатской диссертации, научная деятельность в стенах института... В 1975 году бывший сокурсник Мирзоева, а теперь технический директор ВАЗа Марат Фаршатов предложил ему занять должность главного конструктора. Домашние, к которым Георгий обратился за советом, поддержали: "Конечно, езжай! Всё равно ты решение уже принял...". В 76-м, когда Мирзоев был утверждён на новой должности министром Виктором Поляковым, устоявшаяся столичная жизнь пошла "под нож", а Волжский автозавод получил своего главного конструктора, с которым в течение более двух десятков лет разрабатывал и осваивал производство новых моделей.

Из книги выясняется, что в юности Георгий Мирзоев серьёзно занимался спортивной гимнастикой, что в выпускном классе, обнаружив ошибку в экзаменационной контрольной по алгебре (составленной самим министром школьного образования Грузии), вместе с одноклассниками решился дать верный ответ, а не "подгонять" его под ошибочное задание, что любимыми увлечениями на все годы были и есть музыка и фотография. Несколько снимков авторства Мирзоева, кстати, вошли в издание.


Автор книги Иннокентий КИШКУРНО закончил автомобильный факультет ТГУ, где был слушателем курса лекций профессора Мирзоева "Основы проектирования автомобиля".

"Эти лекции не были похожи ни на что, доселе слышанное нами. В них был какой-то совершенно невероятный юмор, безупречная эрудиция и очень тонкое ощущение лектором настроения аудитории, - пишет Иннокентий во вступительном слове к книге. - Сам Мирзоев говорит, что преподавать ему было неинтересно. Что преподавание только отнимало время от любимого занятия - конструирования. Но я, как бывший слушатель лекций Мирзоева, могу сказать совершенно точно, что он - из тех редких настоящих учителей, которые заставляют учеников слушать, слышать и думать...
Мирзоев просто рассказывал нам о том, как сделать автомобиль, - каждую неделю, по полтора часа, он объяснял нам то, что знал сам. И определённую часть нашего студенческого потока просто заразил своим неиссякаемым интересом к автомобилю... На это - проявление интереса - у Мирзоева, видимо, и был расчёт".


Георгий МИРЗОЕВ:
- Я вообще-то по жизни везунчик. То, что я хотел стать автомобильным инженером, - получилось быстро и просто. Чтобы стать главным конструктором - пришлось немножко потрудиться, но я добился того, чего хотел. И что занятно - никто мне в этом не мешал. Хочешь - иди работай. И я работал.
Я бесконечно обязан Волжскому автомобильному заводу. Во-первых, потому что меня приняли в этот уже сложившийся к тому времени коллектив. Я благодарен руководству ВАЗа, которое, как и на предыдущих этапах моей жизни, не мешало мне работать. Я благодарен, что даже в сегодняшних сложных условиях нашлись средства, чтобы издать эту книгу. Вместе с автором мы пытались подвести итог. А что получилось - судить вам.


...На презентацию книги собрались друзья и соратники Мирзоева - все те, кто идёт с ним по жизни, кто совместно создавал и продолжает создавать автомобили и о ком есть свои слова в каждой из глав. По очереди поднимались они на сцену - ветераны завода, нынешние инженеры, молодые специалисты, чтобы высказать что-то своё о Георгии Константиновиче.


Анатолий АКОЕВ:
- Талантливый конструктор, умелый организатор, интеллектуал, Г.К.Мирзоев в книге зримо предстает реальным многогранным человеком, которому ничто человеческое не чуждо. И любовь, и верность в дружбе, и обожание детей и внуков, и изыски кулинарии, и благородные напитки, и спорт, и музыка, включая оперное пение. Последнее меня, кстати, удивило. Ранее я думал, что о Мирзоеве знаю всё...
Хотя в своем заключительном выступлении на презентации Мирзоев назвал себя "везунчиком" - думаю, что это не так. Как следует из содержания книги, ничто в жизни не давалось ему легко, и вообще было немало тяжелых моментов. Но тем не менее понятно, что Георгий Константинович - счастливый человек. Основные жизненные цели исполнились. Он состоялся как высочайший профессионал, как Человек с большой буквы, как счастливый отец и дед.
Я думаю, главным делом в плодотворной профессиональной деятельности главного конструктора Г. К. Мирзоева стал автомобиль ВАЗ-2108 - поистине историческое событие в автомобильной отрасли страны, один из главных этапов в истории АВТОВАЗа, в жизни сотрудников, работавших в этой теме.
Несомненная заслуга автора книги в том, что он довел все это до читателя - и не сухим документальным языком, а ярким увлекательным повествованием. Спасибо им обоим - и автору, и его герою.


Как водится, темы подни мались самые разные вплоть до глобальных Например, ветеран завода Борис Бажухин призва] всех вновь обратить внима ние на вопрос развита музея АВТОВАЗа, чтобь сделать из него настоящие "храм науки, техники, храк истории развития Волжско го автозавода". А действи тельный член РАН, некогдг вице-президент заводе Александр Зибарев предложил обратиться к руководству предприятия, чтобы присвоить АВТОВАЗ имя Виктора Николаевича Полякова, увековечив, таким образом, память о первом генеральном директоре Волжского автозавода.

На закате солнца встреча подошла к завершению. И здесь уместно процитировать финальную часть издания: "...Всё имеет свой конец. И что-что, а книга, которую вы держите в руках, заканчивается прямо сейчас.
Но только она".

Екатерина СЕРГЕЕВА

Основные сведения
Подразделения библиотеки
Проекты
Программы
Отчёты
Координация библиотек
Партнеры и спонсоры
Пресса
Гостевая книга
Фотогалерея
Библиотека на карте города

Подписка через Subscribe.Ru
на нашу почтовую рассылку
Новости библиотеки
Новые поступления в библиотеку

Ошибка в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus

© "Библиотека Автограда".
Самарская область, г. Тольятти, Юбилейная, 8
Телефон 35-95-83, 35-60-11, E-mail: lib@ba.tgl.ru